Как подружить сайт, R-Keeper, бонусную систему и «Битрикс24». Кейс по интеграции систем для фуд-бизнеса

Это мы пытаемся впихнуть в одну схему 2 года работы и взаимосвязь кучи внешних сервисов, чтобы описать всё в кейсе. Если коротко: настроили обмен данными между 4 разными системами, это: сайт заказа еды с доставкой, R-keeper, программа лояльности и CRM. Рассказываем, ради чего такие заморочки и что может пойти не так при интеграции.

Ваша задача на старте выглядит так же сложно?
Ваша задача на старте выглядит так же сложно?

Кулинария-кондитерская «Баранкин» открылась в Воронеже в 2014 году. Сегодня это 12 городских кафе и онлайн-сервис заказа еды. В меню готовые блюда и десерты, торты и фуршетное меню.

Исходная ситуация до старта проекта:

  • старый сайт-каталог без онлайн-оплаты и возможности оформить заказ;
  • R-keeper для продажи блюд и финансового учёта;
  • нет CRM;
  • несколько отдельных каналов приёма заказов: телефон, электронная почта, Telegram, WhatsApp, соцсети и приложения агрегаторов;
  • журнал для ручного учёта заявок на индивидуальные торты;
  • программа лояльности действует только для офлайн-покупателей.

Свой онлайн-сервис VS агрегаторы?

«Баранкин» продавали в интернете готовую еду не напрямую, а через сервисы доставки и систему Restik.

Комиссия Яндекс.Еды, Delivery Club, СберМаркета доходила до 37%, что снижало маржинальность производства. Таких заказов поступало более тысячи в месяц.

Считаем. Клиент с каждой 1000 рублей отдавал до 370 рублей сторонним платформам.

Платный сервис Restik подключили к старому сайту, чтобы принимать заявки на доставку. Подписка на облачную платформу стоит от 1590 до 2190 рублей в зависимости от тарифа. Заказов через Restik поступало около 70 в месяц.

Комиссия Restik с каждой заявки — от 22 до 31 рубля

Получается свой сайт выгоднее?

Перед стартом проекта мы рассчитали unit-экономику онлайн-сервиса, то есть определили прибыльность бизнеса из расчёта выручки на единицу товара. По нашим первоначальным оценкам, клиент окупил бы разработку за 4-5 месяцев. Спойлер: проект окупился за год. Потому что не всё так просто.

Онлайн-сервис заказа еды для фуд-ритейла

Сайт «Баранкин» разработали на CMS 1С-Битрикс. Установили коробочную версию редакции «CRM+ интернет-магазин», подключили онлайн-оплату. Рассказываем о самых интересных нюансах проекта, а остальные детали описываем в кейсе.

Программирование зон доставки

У «Баранкин» 7 зон доставки по Воронежу и пригородам (на момент написания кейса). Для каждой свои правила по срокам и ценообразованию, всего 43 условия.

Учитывается:

  • минимальная сумма заказа;
  • стоимость доставки по районам;
  • тип заказа: кулинария, стандартный или индивидуальный торт, фуршетное меню;
  • возможность бесплатной доставки при чеке выше определённой суммы;
  • дата, время доставки и приёма заявок;
  • сроки приезда курьера, в том числе в час пик;
  • возможность самовывоза;
  • район города и его удалённость от точки производства;
  • другие условия.

Что пошло не так

При разработке технического задания клиент закладывал в проект доставку с фиксированной ценой. На финальном этапе внедрения появились новые вводные, например, что стоимость доставки по зонам составляет от 150 до 500 рублей, а сумма минимального заказа отличается в зависимости от района.

После тестового запуска сайта в декабре 2022 года добавились условия, что в повышенный сезон увеличивается прайс на доставку и появляются ограничения по времени приёма заказов и развоза курьером. Так, при обычном графике заявки принимают с 10 до 20 часов и развозят до 21, а в новогодние праздники — с 09 до 17 и 18 часов соответственно.

Для переноса всех правил в систему мы составили таблицу. Получилось 22 условия доставки, 16 — самовывоза, и 5 — по типу корзины. Их комбинация создаёт более сотни вариаций
Для переноса всех правил в систему мы составили таблицу. Получилось 22 условия доставки, 16 — самовывоза, и 5 — по типу корзины. Их комбинация создаёт более сотни вариаций

Как всё работает сейчас

На основании данных, которые заполнил клиент, наша команда описала алгоритм, как всё должно работать; внедрили функционал; составили инструкцию для админов, как пользоваться картой. Дополнительные настройки увеличили срок реализации проекта на 1 неделю.

Настройка зон в админке сайта, функция интегрирована с Яндекс.Картами
Настройка зон в админке сайта, функция интегрирована с Яндекс.Картами

Чтобы запрограммировать область доставки, сотрудник отмечает улицы на Яндекс.Картах. Координаты передаются по геокодеру, и система определяет, в какую зону входит адрес. Далее по каждому району вписываются условия: минимальная стоимость заказа, параметры бесплатной и платной доставки.

Покупатель в корзине видит только стоимость доставки в зависимости от адреса и других условий.

Всё, что происходит под капотом сайта — остаётся под капотом. Пользователь добавляет еду в корзину и не видит этих сложных взаимосвязей
Всё, что происходит под капотом сайта — остаётся под капотом. Пользователь добавляет еду в корзину и не видит этих сложных взаимосвязей

Для чего нужны интеграции с онлайн-сервисом

  • R-keeper — чтобы на сайте отображалось актуальное меню и менялись остатки.
  • Программа лояльности — чтобы покупатели копили и тратили бонусы в интернете, а не только офлайн.
  • CRM — чтобы в одном окне фиксировать заявки из разных источников, переводить их по стадиям воронки: производство, сборка, отправка курьером.
  • Системы нужно интегрировать не только с сайтом, но и между собой.
Схема взаимосвязи сервисов, которую вы видели в начале кейса. Нарисованная от руки, она выглядела страшнее
Схема взаимосвязи сервисов, которую вы видели в начале кейса. Нарисованная от руки, она выглядела страшнее

Сложности проекта

Основные трудности в работе над онлайн-проектами возникают, когда интеграция с внешней платформой зависит от третьей стороны. Пробуксовки на этих этапах влияют на сроки разработки. Но мы вели клиента «под ключ» и сопровождали на каждой стадии, где появлялись сложности.

При разработке «Баранкин» это были интеграция с R-keeper и бонусной программой. В первом случае пришлось сменить дилера, а во втором — интегрировать один сервис, а затем отказаться от него в пользу другого и начать процесс с нуля.

Интеграция с R-keeper

Клиент хотел избавиться от ручного ввода данных и рутины при создании меню. Он поставил задачу, чтобы блюда автоматически появлялись на сайте при добавлении в R-keeper, там же фиксировались онлайн-заказы, а стоп-лист управлялся через учётную систему общепита.

Как было До

Ранее заявки из внешних сервисов не синхронизировались с R-keeper. Сотрудники принимали заказы, вручную создавали столы и управляли стоп-листом и меню, поэтому иногда не успевали добавлять и выключать позиции. На внесение данных в каждую систему тратили кучу времени. Например, когда обновлялось меню, то уходила половина дня, чтобы заполнить информацию на каждой (!) платформе.

Администратор принимал заказы и вносил их в R-keeper, затем вручную менял остатки: 1) на старом сайте; 2) в системе Restik; 3) в приложениях агрегаторов
Администратор принимал заказы и вносил их в R-keeper, затем вручную менял остатки: 1) на старом сайте; 2) в системе Restik; 3) в приложениях агрегаторов

Представим, что голодные клиенты одномоментно раскупили салат «Цезарь». Если администратор не обновит эти данные во внешних сервисах, товар везде будет отображаться, как доступный к заказу. Обратная ситуация — пока админ не создаст стол в R-keeper и не зарезервирует блюда, то их могут раскупить в офлайне или через агрегаторы.

Что пошло не так

С первым дилером R-keeper не удавалось настроить корректную интеграцию, возникали ошибки: не отвечал интерфейс сервиса, меню пропадало с сайта. Для решения технических вопросов нашей команде приходилось напрямую обращаться в техподдержку учётной системы в обход дилера. Из-за этого процесс затянулся на 6 месяцев. В итоге у «Баранкин» накопились претензии к дилеру R-keeper и его сменили.

Вебфлай помогли с выбором нового исполнителя. Созвонились с подрядчиками, которых нашёл клиент, оценили компетентность каждого и предложили начать сотрудничество с одним из них. «Баранкин» согласились с нашей рекомендацией. Новый дилер за месяц решил вопрос с пропаданием меню с сайта. С прежним исполнителем это не удавалось исправить полгода.

Как всё работает сейчас

Администратор заводит в R-keeper блюдо и цену, а доп.информацию и фото — вносит в админке CMS. Также в R-keeper сотрудник отключает недоступные позиции меню и ведёт стоп-лист, который синхронизирован с сайтом.

Онлайн-заказ с «Баранкин» поступает в CRM-систему Битрикс24, дублируется в R-keeper, где автоматически создаётся стол. Блюда бронируются за конкретным заказом, сделка попадает в воронку доставки, а на сайте меняются остатки.

Между сайтом и R-keeper — двусторонний обмен данными. Блюда и остатки обновляются в режиме реального времени
Между сайтом и R-keeper — двусторонний обмен данными. Блюда и остатки обновляются в режиме реального времени

Интеграция с Битрикс24

Как было До

CRM у кулинарии не было и заявки поступали в разные каналы: по телефону, электронной почте, в мессенджеры и соцсети. И это не считая заказов через приложения агрегаторов.

Переписку по сделкам сотрудники вели в групповом чате в мессенджере. Заявки терялись в потоке сообщений, отследить их статус было непросто. Заказы на индивидуальные торты и всю инфу по ним записывали в журнал. Аванс принимали переводом на карту или наличкой в кондитерской, онлайн-оплаты не было.

Что может пойти не так

С внедрением и интеграцией CRM для «Баранкин» всё прошло гладко, так как задачей мы занимались сами. Но когда стоит коробочная редакция Битрикс24, важно вовремя обновляться. Например, все базовые и кастомные настройки сначала отлично работают, а потом внезапно отваливаются. Во-первых, найти проблему в коробке сложнее, во-вторых, выясняется, что технари клиента вовремя не обновили систему и одна функция повлияла на работу другой.

Какие ещё подвохи в коробке: отстаёт от возможностей облака примерно на полгода, не каждый хостинг подходит для установки сервера, нет бесплатно WhatsApp, хотя в облаке он уже давно доступен.

Как всё работает сейчас

Создали единую воронку для доставки блюд кулинарии и производства десертов. Настроили сделки 4-х типов: доставка еды/ стандартные торты/ индивидуальные торты / фуршетное меню. Информация о составе заказов передаётся в R-keeper (кроме индивидуальных тортов).

При онлайн-заказе сделки создаются автоматически. В этой же воронке телефонные заказы, заявки на индивидуальные торты и для агрегаторов
При онлайн-заказе сделки создаются автоматически. В этой же воронке телефонные заказы, заявки на индивидуальные торты и для агрегаторов

Администратор на одном экране видит статусы сделок и перемещает по стадиям. Сотрудник собирает заказ, переводит на этап «Передан курьеру» и затем на «Доставлен». В R-keeper печатается чек и закрывается стол, а сделка завершается в CRM.

Если заказ стандартный, то информация о товаре подгружается из системы, а если это авторский торт, то из CRM-формы, — покупатель вносит эти данные на сайте: требования к десерту и надписи, пример оформления. Подробнее о том, как работает онлайн-сервис — в кейсе.

Заявка попадает в Битрикс24, на кондитера ставится задача связаться с клиентом и согласовать детали
Заявка попадает в Битрикс24, на кондитера ставится задача связаться с клиентом и согласовать детали

Кондитер вводит в CRM предварительную стоимость торта, нажимает кнопку «Принять оплату» — и клиенту уходит ссылка на быструю оплату. Когда он вносит аванс, то оповещение о поступлении денег появляется в Битрикс24 моментально, после чего заявка отправляется на производство.

В таком виде заявка на торт поступает исполнителю
В таком виде заявка на торт поступает исполнителю

Конечный вес и стоимость торта становятся известны после выпекания и оформления. Кондитер фиксирует эти данные, Битрикс24 пересчитывает сумму и показывает, сколько покупателю осталось доплатить. Интеграцию CRM описали в отдельном кейсе.

Бонусная система

Как было До

У «Баранкин» работает программа лояльности. Раньше покупатели предъявляли бонусные карты на кассе или называли номер телефона, чтобы получить и списать баллы. Для интернет-заказов бонусная система не применялась, так как не была подключена к старому сайту. Задача — интегрировать программу лояльности с онлайн-сервисом и R-keeper, чтобы клиенты использовали бонусы при оформлении покупок онлайн.

Что пошло не так

До старта проекта «Баранкин» использовали программу лояльности «Премиум-бонус», интегрировать с сайтом её не удалось. Кроме того, сервис некорректно работал в офлайн-режиме: не загружался на кассе, «терял» клиентов и баллы, а техподдержка не могла решить эти вопросы.

Мы сами едим в «Баранкин», а воспользоваться бонусами не могли
Мы сами едим в «Баранкин», а воспользоваться бонусами не могли

Мы помогли подобрать другой сервис, — созвонились с представителями трёх систем лояльности и обсудили технические нюансы. В итоге «Баранкин» решили сотрудничать с PrimeHill.

Техподдержка сервиса перенесла базу клиентов, заказчик проверил бонусные карты, подключил офлайн-точки и испытал, как всё работает. После этого мы начали интегрировать новую программу лояльности. Всё это увеличило срок проекта на 6 месяцев.

Как всё работает сейчас

  • Данные о баллах за онлайн-заказы попадают в R-keeper.
  • Для бонусной системы создаётся отдельная валюта оплаты, при этом фискальный чек печатается корректно — в рублях.
  • Бонусы проходят в системе, как скидка, а не как оплата деньгами. Это нужно, чтобы на покупки, оплаченные баллами, не начислялись новые бонусы.
  • В личном кабинете отображаются бонусы за онлайн и офлайн-заказы, списать их можно при любом способе покупки.
  • Баллы начисляются клиенту сразу после доставки, и он может использовать их уже спустя несколько секунд.
Настроили оплату баллами до 20% от покупки, клиент регулирует это в админке самостоятельно. Если посетитель авторизован, то он видит в поле максимальное значение бонусов доступных к списанию
Настроили оплату баллами до 20% от покупки, клиент регулирует это в админке самостоятельно. Если посетитель авторизован, то он видит в поле максимальное значение бонусов доступных к списанию

Результаты работы с Вебфлай

  • У клиента есть собственный сайт для продажи готовой еды, он приносит около 1200 заявок ежемесячно. Такие заявки дают больше прибыли, в отличие от заказов с агрегаторов.
  • Онлайн-сервис интегрирован с R-keeper и Битрикс24 и ничего не нужно делать вручную: интернет-заказы создаются в R-keeper, попадают в воронку CRM, а позиции стоп-листа отключаются на сайте автоматически.
  • Система высчитывает цену и сроки доставки в зависимости от адреса. Сотрудники регулируют эти условия без программиста.
  • Администраторы тратят в 3-4 раза меньше времени на оформление заявок и редактирование меню, так как вносят информацию в одну систему, а не в несколько. Например, каждый ресторан самостоятельно обновляет стоп-листы всего за 5-10 минут.
  • Есть CRM и воронка доставки: туда попадают все заявки из разных каналов, наглядно видно на какой стадии находится заказ.
  • Бонусная программа привязана к сайту, раньше она работала только офлайн. Сейчас клиенты получают и списывают баллы при онлайн- и офлайн-покупках. Это мотивирует их делать интернет-заказы, увеличивает трафик на сайт и повышает LTV.

Ваша задача на старте выглядит так же сложно? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwebfly.ru%2F%3Futm_medium%3Dvc%23contact-form&postId=1000768" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пишите, поможем разобраться!</a>
Ваша задача на старте выглядит так же сложно? Пишите, поможем разобраться!
Начать дискуссию