Стартапы по быстрой доставке: опыт, проблемы и решения

Курьер Yallamarket в Дубае
Курьер Yallamarket в Дубае

Введение

Стартапы, специализирующиеся на быстрой доставке товаров и услуг, стали неотъемлемой частью современной экономики. В этой статье я рассмотрим несколько примеров стартапов в данной сфере и поделюсь личным опытом, а также расскажу о проблемах, с которыми они сталкиваются, и о найденных ими решениях.

Обзор международного опыта русскоязычных стартапов в сфере быстрой доставки

В последние полтора года такие стартапы, как Tiggy, Foodrocket, Jeefy, Buyik и многие другие, также были вынуждены прекратить свою деятельность. Эти случаи служат хорошими уроками для нас всех и могут дать нам ценные уроки, чтобы избежать подобных ошибок.К слову сказать в России также происходили похожие изменения Что произошло с Самокатом, когда они раскатывались по регионам и затем ушли. То же самое случилось с Озоном, когда они попытались войти в эту нишу с проектом Озон Мини. Тогда (декабрь 2021 - апрель 2022) работал в стартапе Мастер Деливери и мы занимались доставкой для них. В конечном итоге Озон быстро закрыл все 100+ дарксторов, которые они открыли.

Одной из причин закрытия этих стартапов были финансовые проблемы. Быстрая доставка требует значительных инвестиций в инфраструктуру, логистику, маркетинг и персонал. Когда эти компании не смогли привлечь достаточное финансирование или не смогли достичь устойчивой экономической модели, они столкнулись с трудностями и вынуждены были закрыться.

Другой причиной может быть недостаточная операционная эффективность. Как и любой бизнес, стартапы по быстрой доставке должны хорошо организовывать свои процессы, чтобы снизить издержки и повысить качество обслуживания. Если компании не удалось достичь оптимальной операционной эффективности, это могло привести к неприемлемым затратам и нерентабельности бизнеса.

Кроме того, на этом рынке есть сильные конкуренты с большими бюджетами, которые готовы вкладывать средства в масштабные операции и маркетинг. Это создает дополнительное давление на стартапы, особенно на тех, которые не могут соперничать с финансовыми возможностями этих игроков.

Уроки, которые мы можем извлечь из закрытия этих стартапов, включают необходимость тщательного планирования и оценки финансовых возможностей, постоянную работу над оптимизацией операций и уникальное предложение, которое поможет нам выделиться среди конкурентов.

Личный опыт в стартапе Yallamarket

Я хотел бы поделиться своим опытом работы в стартапе Yallamarket (YallaHub), в котором я являюсь директором по продукту. Компания начала свой путь с амбициозными планами привлечения крупных инвестиций и открытия сотен дарксторов в Дубае. Однако, мировые изменения и кризис привели к тому, что эта модель оказалась нестабильной и требующей больших финансовых вложений.

Склад Yallamarket
Склад Yallamarket

Встреча с конкурентами и большие игроки

Кроме того, мы столкнулись с конкурентами, которые имели огромные бюджеты и были готовы их сжигать. В России так делал самокат в хорошие для них времена. Также делают местные игроки в Дубае, т.к. у них нет рисков потери финансирования.

Наши испытания и ошибки

Мы проводили много экспериментов, пытаясь достичь положительной экономики и привлечь больше клиентов. Но наша первая попытка не удалась. Мы столкнулись не только с проблемами в самой модели, но и с нашими собственными ошибками. Это операционный бизнес, и оказалось, что построить все процессы в другой стране с персоналом, уровень квалификации которого сильно отличается от того, к чему мы привыкли в РФ, не такая простая задача.

Пивоты и поиск решений

Работая на рынке стало понятно, что идея доставки за 15 минут была хайпом, и люди готовы ждать от 15 до 90 минут, в зависимости от сегмента и своих потребностей. Так мы сделали первый пивот - закрыли лишние дарксторы и сократили количество складов с 7 до 4. Мы также начали сотрудничать с бизнес-агрегаторами вместо создания собственного приложения, надеясь на более дешевый маркетинг. Но и эта попытка не продлилась долго, так как агрегаторы намекнули, что не хотят иметь таких конкурентов на своей платформе.

Радикальный пивот и оптимизация

После этого мы сделали радикальный пивот, начав привлекать селлеров в ОАЭ и использовать наш опыт и инфраструктуру в этой области. Например привезли ВкусВилл.Мы сохранили формат доставки, но с минимальными затратами на маркетинг. Благодаря этому нам удалось достичь более низких затрат и сделать позитивные изменения в нашей бизнес-модели.

ВкусВилл в Дубае
ВкусВилл в Дубае

Оптимизация процессов и снижение берн-рейта

Мы постоянно работаем над оптимизацией наших процессов и снижением операционных затрат. Мы решили сократить число складов с 3 до 2, перераспределив зоны и разнообразив ассортимент товаров. Это позволило нам улучшить эффективность команды, закупки и другие операционные аспекты, а также создать синергию с новой бизнес-моделью.

Заключение

В операционно сложных стартапах, таких как быстрая доставка, гарантий успеха нет. Чтобы увеличить шансы на успех, фокусируйтесь на операционной эффективности, снижайте издержки и повышайте качество. Это поможет вам быть готовым к здоровому масштабированию. Избегайте попыток занять весь рынок, адаптируйтесь к изменениям и не отходите от своей исходной стратегии, чтобы не потерять кучу денег в попытке "занять рынок" быстрее конкурента.

Начать дискуссию