{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Я продам чай любому. И тебе! Как я прошёл путь от «пакетики норм» до чайного эксперта

Привет. Я Андрей Юдин, или Андрей Чай, как записан в телефоне у большинства знакомых. Сейчас тружусь повелителем чайного ассортимента в AROMA TEA COFFEE. Эта статья обо мне, чае и продажах.

«Нафига нам это читать?» – спросите вы. Материал не для всех, а для людей из отрасли и тех, кто хоть раз в жизни задумывались о заработке на чае.

В статье делюсь опытом. Расскажу, как надо продавать чай. Когда я был новичком, часто косячил – об этом тоже поведаю в честном пацанском сторителлинге.

Почему продавать чай в РФ круто?

Россия – чаепьющая страна. Посчитайте: вы сколько чашек чая в день выпиваете? Если вы стреднестатистический взрослый, то должно получиться минимум три. Чай, как Пушкин, – наше всё. Чаем встречают и провожают. В кафе, в гостях, в офисе – везде он. Онлайн-продажи чая стали востребованной реальностью и мощно конкурируют с чайными отделами в ТЦ и полками в супермаркетах.

Чай – ниша с высокой конкуренцией, НО с широкой аудиторией. А листовой чай – это наше прошлое, за которым будущее. Ещё чай – это товар, которым кайфово работать. Космические затраты на старте не нужны, сроки хранения не горят, форм и мест реализации – уйма. Неудивительно, молодым предпринимателям ниша кажется раем. А как на самом деле? Поведаю сейчас.

Андрей – МЕНЕДЖЕР ПО ОПТОВЫМ ПРОДАЖАМ ЧАЯ

– Андрюха, ты должен продавать чай на 70 тысяч в месяц. Тогда всем будет хорошо.

– Как вы это делаете?

– Продавай на 150

– тогда всем будет замечательно!

– Как. Вы. Это. Делаете?

– Пока никак. Но у нас есть прайс, амбиции и деньги. Будем продавать по оптовым ценам в кафе и откроем чайный клуб через два месяца.

Этот невыдуманный диалог случился со мной в 2019 году. Тогда я пришёл в первый в своей жизни чайный проект. Мои знакомые дали мне стол и стул. Показали стеллажи, забитые доверху пухлыми пачками чая. И тут я понял...

Чтобы продавать чай, нужно сначала купить чай. А для этого нужны деньги.

Прежде я никогда не продавал ни листовой чай, ни купажи. Пил их максимум в кафе и не спрашивал, что в составе. Вершиной моего чайного творчества на тот момент было добавить веточку мяты к чаю из пирамидки. Но так умеют все, верно?

Тем не менее, первые 30 000 рублей я сделал через 4 дня. Покупателем стал мой знакомый по университету и владелец кальянной по совместительству. При встрече он внимательно изучил прайс и выбрал 30 разных позиций по 1,2 кг для теста в разных точках. С расфасовкой по 600 г. С тех пор я знаю, что...

Условия по весу диктует продавец, и его ответственность – предложить покупателю удобную весовку.

Через пару дней я продал ещё на 15 000рублей: тот же знакомый взял два килограмма ГАБА улуна. Да, всего 2 кг элитного чая, и 15 тысяч в кармане! Чтобы заработать те же деньги в случае с недорогим чаем, мне потребовалось бы продать 15 кг. Я был восхищён.

На чай можно легко сделать наценку 100%. Особенно выгодно продавать дорогой чай.

Я начал писать о чае на своей страничке в ВК. Публиковал фотографии из офиса и видео с моментами приготовления. Много читал про чай. Общался с покупателями. Лепил из всего этого посты и предлагал «друзьям» попробовать. Я и сейчас уверен, что...

Онлайн-демонстрация продукта со всех сторон – важное дело.

Так размочил продажи в розницу. Первыми стали писать родственники и знакомые родственников, то есть самая лояльная аудитория. Salut De Familia, – сказал бы Доминик Торрето. А я говорю:

Друзья, близкие и знакомые – это твои первые покупатели.

В моём окружении было много желающих обнаружить в чае какой-нибудь удивительный эффект. Поэтому посты про порционный пуэр, блинчики, листики, бамбуковые трубочки заходили на ура.

Чайный эффект не выдумка, и об этом важно рассказывать.

В предпраздничные дни мы с коллегами работали особенно активно: собирали наборы из чая и вкусняшек в коробки, обращались к специалистам по сборке букетов.

Чай – это подарок на все случаи жизни, но без красивой «обёртки» и бриллиант не заметят.

Мало кому из покупателей хотелось забирать чай или подарок самостоятельно. Всем нужна была доставка, и она у нас появилась. При покупке от 2000 рублей доставляли бесплатно. Условие касалось и опта, и розницы. Учитывая нашу наценку, это был незначительный расход.

Однако время шло, и знакомые с кальянными и кафе закончились. Пришлось идти вслепую. Через поисковые системы я составлял базу контактов. Звонил тем, кто ближе территориально. Спрашивал, «нужен ли вам чай», получал отказы и честно бесился.

Благо у нас в городе была чайно-кофейная фабрика, которая проводила семинары для потенциальных франчайзи. Сходив на такой семинар, я получил скрипты и схемы для телефонных продаж. Дело сдвинулось с мёртвой точки.

Чтобы продавать, нужно учиться у тех, кто умеет это делать.

Действовал я так: на первом звонке узнавал, кто принимает решения по закупу, любыми путями и способами. Затем договаривался о встрече. К ней готовился: изучал чайную карту, собирал пробники. На встрече улыбался, по возможности старался приготовить чай. Иногда это выходило ужасно криво, но даже в таком формате приносило результат.

Дегустация тоже инструмент продаж. Важно овладеть этим инструментом.

Мои первые встречи с клиентами напоминали неудачные свидания. Те самые, про которые пишут «он без умолку болтал, а я загадочно молчала». Я много рассказывал и мало слушал. Не понимал своего продукта. Ориентировался на названия. Например, чёрный чай «Мишки Гамми» предлагал как зелёный.

В первый месяц такой работы я с трудом сделал нужную сумму. На второй месяц у меня задёргался глаз от количества звонков и суетливых действий. Хотя я честно вёл Excel-файлик, куда записывал звонки, ставил напоминалки о том, кому нужно позвонить, фиксировал даты и причины отказов. Мне удалось привлечь 10 новых клиентов. Наверное, поэтому глаз не выпал, а только покраснел. Было бы здорово, если б кто-то мудрый тогда объяснил, что...

Закрывая свою потребность в продаже, можно так и не узнать потребность своего клиента.

От желания бросить всё меня спасло лишь то, что мы всё-таки открыли чайный клуб, он же магазин. В помещении 25 квадратов формата антикафе уместились стеллажи, барная стойка, раковина, холодильник и три столика. Вместимость – 20 человек. В клубе мы продавали чай на развес и готовили напитки для гостей. Я передал свои двухмесячные знания и базу оптовиков новому менеджеру, а сам взялся курировать чайную.

Андрей – ПРОДАВЕЦ В ЧАЙНОМ КЛУБЕ

В чайной я освоил формат чайных церемоний. Открываясь, мы ставили на улице самовар и варили чай. На момент запуска мы держали в прайсе 90 разных видов чая, поэтому появилось много возможностей дегустировать. Причём основной целью дегустаций было создание контента.

Чай и способы его приготовления – крутой контент.

Чайная располагалась в спальном районе, и к нам приходили жители многоэтажек. Мой креатив развернулся в сторону придумывания разных мероприятий. Что греха таить: у нас было уютно. Гости могли провести вечер за чаем с вкусняшками. Можно было арендовать всю чайную на днюху, зайти купить чай и перекинуться парой слов с админом.

Найти стабильного администратора – отдельный квест. Нужного человека мы искали полгода, так как выдвинули феноменальные критерии: любовь к чаю и желание получать знания. Потому что...

Лучший сотрудник – увлечённый сотрудник.

В чайную мы приглашали чайных мастеров. Те рассказывали про классические сорта, готовили их по-китайски. Вскоре мы начали продавать и сами чайные церемонии. Параллельно я изучал купажи, стал неплохо консультировать по ассортименту.

Пробовать продукт самому и в компании профессионалов – залог успеха.

Но как без подводных камней? Они тоже были.

Первый камень – хаос в моей голове. Я должен был заниматься обеспечением трафика и деньгами, а увлёкся ассортиментом, внутренними процессами и ведением соцсетей. Редкие (хоть и меткие) творческие встречи и музыкальные вечера не давали нужного потока. Мы работали в ноль.

Чтобы исправить ситуацию, наняли таргетолога. Начали по-новому проявляться в интернет-пространстве. Второй подводный камень – пандемия. А кто придёт за чаем? Кто пойдёт в кафе? Что вообще делать? Чайные боги разрулили всё сами. Таргет, который мы пилили предыдущие два месяца, окупил себя и помог заработать.

К нам начали обращаться подписчики, спрашивали «можно заказать чай?». Поначалу мы получали по 8-10 таких запросов ежедневно.

Мы рассылали офферы: «10 видов чая за 1000» или «Супер-набор за 250». Я набирал заказы через сообщения сообществу ВК, вызывал такси и делал по 7000-8000 рублей оборотки в день. Люди покупали разные сорта, в том числе дорогие.

Кому-то нравится побольше и подешевле. Но в случае с чаем есть покупатели, у кого в приоритете качество. Это две разные ЦА с разными потребностями.

Однако недолго музыка играла. Спустя месяц заказы стали реже, а потом и вовсе стало понятно: если человек основательно закупился чаем, 2-3 месяца от него не жди новостей. В отличие от кофе, чай быстро не выпивают. Продажи через соцсети с привлечением таргетолога – единственный бонус пандемийного периода. Далее мы получили проблемы с арендодателем и отсутствие иных источников дохода.

Андрей – МАСТЕР ЧАЙНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ

Чайный клуб пришлось закрыть. Мы перенесли мебель и остатки продукции во временное убежище и отправились искать решение. Решением оказалось создание нового чайного клуба, но уже с другим форматом, с уклоном не на купажи, а на классические сорта китайского чая и на совершенно иной формат досуга.

Классический чай и купажи – это разные продуктовые направления, аудитории у них тоже разные. Соответственно, под каждую аудиторию нужен ПОДБОР УНИКАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА.

Сам я стал учеником чайной школы, организованной в нашем же клубе. Обучался искусству чайных церемоний у более опытного мастера и всё глубже погружался в китайское направление. Мне нравилось создавать пространство, атмосферу, готовить чай для людей и видеть, как они выбираются из привычного суетливого ритма.

Люди приходят на церемонию и пробуют вкусный чай. Как минимум 20% из них потом хотят купить этот чай. На приготовление напитка я тратил 7-16 г чая, приобретённого по закупочной цене. А продавал по 100-200 г в каждые руки и по цене розничной.

В итоге мастер чайной церемонии получает плату за оказанную услугу и комиссию за продажу чая. Если действо гостю особенно понравится, он заберёт домой не только чай, но и способ приготовления. То есть мастер получит комиссию ещё и за проданную посуду.

Чтобы гость с легкостью оплатил твои услуги и купил твой продукт - просто помоги ему почувствовать себя счастливым.

Чайная церемония – как раз тот случай, когда продают, не продавая. Я помогал человеку перезагрузиться, получить новые ощущения. Показывал, как готовлю чай. Объяснял, почему выполняю то или иное действие. О том, продам что-то или нет, вообще не думал. И это было супер!

Андрей – ЗАЗЫВАЛА и ПРОДАВЕЦ ЧАЯ В ТЦ

Однажды ко мне на церемонию пришёл предприниматель, владелец розничного чайно-кофейного магазина. Он предложил эксперимент – провести дегустацию в формате чайной церемонии в торговом центре. Это был новый опыт, и я расширил его – стал периодически выходить продавцом на полный день.

Если сравнивать с чайным клубом, в ТЦ проходимость выше раз в десять. Представьте: за день нужно пообщаться с 50-80 людьми и что-то им ПРОДАТЬ. При этом продать быстро.

Удивительно, но приёмы розничного продавца схожи с приёмами мастера чайных церемоний. Подходит человек. Продавец знакомит его с ароматами, показывает несколько сортов из банок (ТОП позиции). Задаёт правильные вопросы и рассказывает о преимуществах покупки у него.

Скажу честно, роль продавца мне не подошла. Я делал выручку 8000-15000 рублей ежедневно, получал 1000 рублей + 10% премии. Очень уставал. Приходилось также работать зазывалой, предлагая людям выиграть пять граммов чая бесплатно.

Опыт на то и опыт, что позволяет извлечь мудрость. Работая в ТЦ, я понял, что прежде упускал. А именно...

Чем меньше объём – тем выше наценка.

Андрей – ЭКСПЕРТ ПО КАЧЕСТВУ ЧАЯ

Говорят, что лучшая работа – это хобби, которое удалось превратить в источник дохода. Что ж, все профессиональные перипетии убедили меня, что чай интересен мне и как продукт, и как увлечение, и как способ заработать на жизнь. И нет, чай мне не надоедает. Правда.

Сейчас я титестер, участник Tea Masters Cup, специалист по качеству чая в компании AROMA TEA COFFEE. Консультирую специалистов HoReCa и провожу корпоративные мастер-классы. Я получил дополнительное образование: перенял опыт технолога, прошёл курсы по расширению чайного кругозора и сенсорных навыков, получил опыт индийский чаепроизводителей. Продажами фактически не занимаюсь.

Зато выполняю представительские функции на мероприятиях, организую чайный бар и работаю за ним. Здесь происходят прямые продажи и продажи готовых напитков, но инструменты те же:

– дать возможность максимального контакта с чайным листом или купажом,

– выявить потребность,

– проинформировать о свойствах и влиянии чая на организм,

– подарить эмоции, удивив оригинальным способом приготовления,

– улыбнуться и завершить сделку расчётом.

ЛОНГРИД МНЕ ДРУГ, НО ВЫВОДЫ ДОРОЖЕ

Друзья, всей пространный текст я уложил несколько лет чайного опыта. Всех, кто прочёл, благодарю! Заинтересованных лиц приглашаю на свои чайные курсы и индивидуальные консультации.

1. Продавать чай можно по-разному: оптом, в розницу, онлайн, как напиток.

2. В любом формате вы продадите чай с наценкой 100%. Минимум! Если продаёте чай как напиток, маржинальность в разы выше.

3. Чаёв существует много, полезных свойств в них – ещё больше. Даже для самого привередливого покупателя можно подобрать подходящий чай.

4. Чем больше способов приготовления вы знаете, тем интереснее можете презентовать чай и тем больше посуды сумеете продать.

5. Чтобы продавать чай, нужно учиться: получать знания о продукте и о способах его продажи.

6. Возможности вариантов продажи чая ограничены только воображением и ресурсами самого продавца.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Kim Fink

Россия – чаепьющая страна, скорее всего просто пьющая)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юдин
Автор

Такую статистику не смотрел) от себя подтвердить могу лишь ЧАЕпьющую)))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бовин

не понял, где этот чай вы закупали) Вообще реально классная идея для бизнеса, большая ЦА, можно продвигать и продавать и бизнесам,кафе,ресторанам,салонам красоты и просто людям в качестве подарка и в качестве досуга и вообще по всякому)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юдин
Автор

Купить чай в РФ всегда можно было у компаний, которые продают его оптом. Сами компании закупают в местах произрастания. В 2019 году сотрудничали с такой компанией, сейчас являюсь частью компании AROMA TEA COFFEE, продаем и оптом и в розницу

Ответить
Развернуть ветку
Влад Бадоев

Чай у вас походу волшебный)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юдин
Автор

Есть в нем что-то😉

Ответить
Развернуть ветку
Hank Coffe
Чем больше способов приготовления вы знаете, тем интереснее можете презентовать чай и тем больше посуды сумеете продать.

одно действие порождает другое , умеешь умело продавать чай , сможешь приспособиться и расскрутить все что связано с чаем

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юдин
Автор

Согласен, все взаимосвязано:) как показывает практика, если сумеешь заинтересовать себя, получится вызвать интерес у окружающих:)

Ответить
Развернуть ветку
Fo Bo Hatt

Мы пьём пакетированный чай и даже представить не можем, что мы впускаем в свой организм. Я как-то пробовал натуральный и хочу сказать, что разница очень ощутима!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юдин
Автор

Безусловно, Цельнолистовой чай содержит больше полезных для организма веществ. Это связано с размером листа и его сортностью, например чем больше в чае почек, тем богаче он на элементы, так природа распоряжается. В пакетированном чае нет каких то супервредных для организма веществ. Отдельное внимание материалу фильтр пакета и уважение личным предубеждениям каждого. Чай для фильтр пакетов тоже продукт, который получается при производстве цельнолистового, но он мелкой фракции и в нем быстро пропадает аромат, в нем меньше вкуса. И возникает вопрос: а для чего экономить на пользе и приятных ощущениях для себя любимых, выбирая пакетики, как нечто более удобное и возможно быстрое. Готовить листовой чай также быстро и существует масса способов, чтобы процесс проходил удобно:)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда