Возможно ли создать недорогой и честный агрегатор в России?

Арт "Курьер на работе" Татьяна Покорская, курьер Фудово
Арт "Курьер на работе" Татьяна Покорская, курьер Фудово

В этой статье расскажу о новой партизанской стратегии сервиса "Фудово" и о том, как мы хотим помочь рестораторам выжить в эти трудные времена.

До последнего момента мне не хотелось верить, что мы попали в большой и затяжной кризис, который уже перекроил многое и перекроит ещё больше. Больше всего меня интересует судьба ресторанного бизнеса, так как моя деятельность непосредтсвенно с этим связанна.

Не хочу писать очевидное, про то, что выживут не все. На эту тему и так много написано и каждый день приходит масса новостей из всех мыслимых каналов. Напишу о личном опыте. Доходы моей семьи сократились в несколько раз, мне с трудом хватило денег в начале месяца закрыть ежемесячные кредитные обязательства. Но мне хотя бы, хватило, у многих и эту возможность отобрала суровая реальность.

Рукотворен карантин или действительно были для него причины уже не важно. Важно, что теперь приходиться считаться с коронакризисом. Он обрушил все мои планы по дальнейшему развитию «Фудово», у меня не осталось финансовой возможности выйти в 1-2 похожих на мой города со своими курьерами как я планировал ранее. И в какой-то момент я даже начал думать о закрытии проекта. Эти мысли не отпускают меня до сих пор. В условиях ограниченных финансовых ресурсов и ИТ-компетенций катастрофически сложно создать современный агрегатор даже в городах пока ещё не занятых крупными компаниями. Тем не менее прислушиваясь к реальности у меня появились мысли как всё же сделать «Фудово» растущей в условиях кризиса историей и помочь рестораторам, которые захотят с нами работать. Всё началось с поста Фёдора Овчинникова о честном агрегаторе. У него появилась идея создать таковой и я даже успел написать, но не публиковал(что называется «в стол») статью, где подробно разобрал почему Фёдору делать это не имеет смысла, если коротко, то он уже создал мощную ИТ-платформу, которая успешно «агрегировала» классных предпринимателей по всей стране и успешно теснит крупные компании занимая второе место на рынке доставки готовой еды.
Окончательно писать меня сподвиг второй пост Фёдора на тему невыносимых условий у крупных агрегаторов.
Цитата:
P.S. Вы спросите, как можно иметь убыток 187 тысяч рублей при скидке на аренду 50% и выручке 1,17 миллиона? Вот так.
Вот расходы этой пиццерии в апреле:
Себестоимость продукции, включая упаковку и транспортные расходы — 351 тыс. руб — 29,86%
Оплата труда, включая кухню, курьеров и налоги — 321 тыс. руб — 27,28%
Маркетинг — 42 тыс. руб — 1,27%
Аренда — 250 тыс. руб — 21,21%
Коммунальные услуги (электричество и прочее) — 110 тыс. руб — 9,34%
Эксплуатационные расходы (охрана, текущий ремонт) — 49 тыс. руб — 4,18%
Роялти — 64 тыс. руб — 5,46%
Прочие операционные расходы (питание, медосмотры, рекрутинг, банк, колл-центр) — 55 тыс. руб — 4,71%
Расходы на управление (офис корпоративной сети) — 116 тысяч рублей — 9,87%
Итого расходы: 1,36 млн рублей.

Как действующий франчайзи «Додо Пицца» и общепитовец со стажем подтверждаю реальность цифр. Причём эти цифры актуальны не только для «Додо», но и для множества других заведений. И важнее смотреть не на абсолютные цифры, а на проценты расходов относительно выручки. Они не сильно меняются от заведения к заведению и если ресторан(кафе, столовая и т.д.) «делает» 20% чистой прибыли после уплаты налогов и всего-всего, то управляющего такого заведения можно смело называть богом общепита и падать перед ним на колени с просьбой рассказать как он смог этого добиться.
Из практики расходы типичного заведения достигают 90% от выручки и куда тут «вкорячить» агрегаторские 20-30%? А не куда. Можно сделать цены на доставку выше, можно сделать доставку платной. Самая лояльная часть аудитории ресторана будет готова переплачивать, но большинство уйдёт туда где дешевле. Есть конечно формат «тёмных кухонь» у которого нет высокой аренды в «проходном месте», нет официантов, но это во-первых не сильно спасает положение так как самые высокие косты остаются, во-вторых представьте сейчас типичного владельца кафе/ресторана, он и так на мели, платит наверняка несколько кредитов и «не отбил» вложения в свой бизнес и где ему взять ещё несколько миллионов, чтобы открыть «тёмную кухню» сейчас в кризис?
Нет, нужно другое решение, которое устроит всех именно сейчас.

Я искренне убеждён — рынку нужен честный агрегатор, который будет брать минимально возможную комиссию, отсекая всё лишнее, не будет скрывать данные клиентов от своих партнёров, будет по-настоящему заинтересован в росте доставки партнёров, а не только в количестве новых. Станет по-настоящему удобным и недорогим ИТ-инструментом, который партнёры будут искренне рекомендовать своим коллегам.
Есть ли шанс у «Фудово» стать таковым большой вопрос, многого может не хватить, но идея классная и я решил в рамках парадигмы «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.» приложить максимум усилий для этого.

Баннеры для приложения и сайта в поддержку рестораторов Мария
Баннеры для приложения и сайта в поддержку рестораторов Мария

Чтобы выжить у «Фудово» есть только один вариант — это стратегия партизанской борьбы за партнёра-ресторатора против крупных игроков. Мы маленькие(очень маленькие) и это наше преимущество. Мы можем совершать небольшие «партизанские вылазки», незаметно переманивая на свою сторону небольших региональных игроков предлагая минимально доступные условия и качественное совместное сотрудничество без вытягивания последних финансовых соков.

Собственные курьеры это существенная и самая крупная статья расходов агрегатора, это правда. А ещё сложнее их организовать, держать в рамках графиков, и так далее. И поэтому всем нам поможет ещё один тренд который наметился в последние недели и был рождён коронакризисом.
Многие службы такси добавили услуги доставки и/или курьер. Понятно, что сделали они это не от хорошей жизни. Водители такси пострадали от коронакризиса не меньше, а в отдельных случаях и больше рестораторов и если раньше многие водители такси относились пренебрежительно к доставке небольших заказов, то сейчас сама реальность сделала это необходимостью. И это даёт нам возможность не отвлекать ресурсы на развитие своей службы курьеров в каждом городе, а нашим партнёрам-рестораторам выбор вариантов доставки в их городе. Имено по причине работы с служба такси мы откажемся в будущем от приёма наличных полностью или частично. Уже сейчас в нашем небольшом и провинциальном Камышине до 80% платежей это безнал. Что говорить про большие города? Наличные уже в предсмертной коме.
Стоимость доставки ресторан может как переложить на клиента указав минимальную сумму в системе, так и взять на себя. Это должен решать каждый ресторатор на месте, исходя из своей ситуации.
Прямо сейчас мы не сможем быстро сделать качественную ИТ-интеграцию с службами такси, пока мы предлагаем вызывать курьера-таксиста «вручную» через приложение или телефон если в вашем небольшом городе пока нет современных служб такси, но в будущем такая интеграция обязательно появиться и сделает процесс куда более простым.

В ближайшее время мы откажемся от сайта, чтобы полностью сконцентрировать усилия на развитие приложения. Это сейчас уже настолько очевидно, что и описывать почему это пора делать не вижу глобального смысла. Хотя, если честно есть небольшой страх того, что часть наших общих клиентов может перестать пользоваться «Фудово». Есть ещё много людей у которых есть компьютер и кнопочный телефон. Всё же мы не Китай.

Сейчас мы не принимаем заказы по телефону, хотя у нас есть 8-800 для поддержки клиентов. Иногда люди звонят туда и пытаются сделать заказ, но мы вежливо отказываем. Так и останется. Более того мы постараемся автоматизировать и голосовую техподдержку. Как именно мы это сделаем пока сложно сказать, это не является сейчас большой проблемой и существенным источником расходов, так как у большинства ресторанов есть номер для связи и большинство клиентов звонят обычно туда.

Долго думал и считал, какая же она должна быть идеальная и фиксированная цифра комиссии — компромисс между нашими интересами и интересами партнёра ресторатора и пришёл к цифре 75 рублей. Почёму именно такая? Всё просто. Средний чек сейчас в «Фудово» это 720 рублей. Честная комиссия которая устроила бы меня как ресторатора это не более 10%. Плюс комиссия эквайера в итоге получаем что-то около 75.
Фиксированная сумма позволит ресторатору в уме легко прикидывать во сколько ему обходятся услуги нашего сервиса и в любой момент понимать нужны ли мы ему.
Отсекая лишнее «Фудово» сможет держать такую комиссию и на определённом масштабе даже начать зарабатывать. Более того в первый месяц я решил вообще не брать с новых партнёров какие-либо платежи, чтобы они могли без расходов оценить работу с «Фудово» и принять решение продолжать ли.
Я собрал всю информацию на обновлённом лендинге для потенциальных партнёров.
Если у вас есть знакомые рестораторы, управляющие или владельцы заведений, поделитесь с ними. Как минимум они будут знать о существовании альтернатив.

В Камышине мы пока не планируем менять схему работы. И та самая «Фуднива» пока послужит нам.

Фуднива в естественной среде обитания Сергей Поярков
Фуднива в естественной среде обитания Сергей Поярков

Наши партнёры в Камышине привыкли к нашим курьерам. Но, если кто-то из них захочет перейти на фиксированную ставку мы будем только за, так как это снимет с меня часть нагрузки и позволит проверить работоспособность модели.

В общем и целом из двух вариантов отказаться от развития «Фудово» или сменить стратегию, но продолжать я по-крайне мере пока выбираю второе. Что будет через месяц, через год, мне сложно представить. Текущая ситуация учит, что загадывать более чем на неделю бессмысленно.

«Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.» — Теодор Рузвельт

Подписывайте на наш телеграм-канал, там я чаще делаю посты о «Фудово» и рассказываю про ещё один наш бизнес с женой, о котором я мечтаю тоже написать на vc.ru.
Подписывайтесь на мой ютуб-канал. Искренне рад буду любой обратной связи, идеям, предложениям и критике на poyarkov@foodovo.ru.

44
4 комментария

Таксисты тоже ищут положительный ответ на подобный вопрос в проекте X-Car.

Одного не могу понять - как курьер может обходиться дороже таксиста?

В агрегаторе https://chibbis.ru/ комиссия как раз 10-15% от заказа.
У них 100+ городов работает.
Так что судя по вашим расчетам - это и есть честный агрегатор.

А где гарантии, что эти данные потом не уплывут неизвестно куда, в холодные базы и прочую дребедень?