Еда
Maria Łacińska
9441

«Даже не извинились»: как прошёл митинг курьеров Delivery Club в Москве и кто собрал «Профсоюз "Курьер"» Материал редакции

Delivery Club уже пообещала рассчитаться с курьерами, ужесточить контроль за партнёрами и подать в суд на посредника, который перестал платить. Но требования активистов этим не ограничиваются.

В закладки
Слушать

9 июля в Москве у штаб-квартиры Mail.ru Group состоялась забастовка курьеров Delivery Club, которые несколько месяцев не получали деньги за работу. Курьеры работали на компанию «Амароли», одного из партнёров Delivery Club.

Почему «Амароли» перестала платить, пока неясно. Ещё до акции Mail.ru Group обещала погасить долги перед курьерами и разорвать договор с партнёром, но организаторы забастовки всё равно решили провести акцию и выдвинули дополнительные требования.

Чем недовольны курьеры и чего хотят организаторы акции — в репортаже корреспондента vc.ru.

Кто организовал забастовку

Ответственность за мероприятие взял на себя «Профсоюз "Курьер"», который, судя по активности в соцсетях, появился в конце июня. Председатель — левый активист и видеоблогер Кирилл Украинцев.

Он на протяжении нескольких лет критикует капитализм в соцсетях, участвует в различных политических акциях, записывает видео для YouTube-канала «Вестник бури» и пишет посты для одноименного сообщества во «ВКонтакте».

Кирилл Украинцев

На акции 9 июля Украинцев рассказал корреспонденту vc.ru, что несколько лет назад тоже работал курьером, а позже получил повышение до менеджера, который обучает других курьеров. Незадолго до начала пандемии Covid-19 Украинцев попал под сокращение и потерял работу. Раскрыть название компании активист отказался.

По его мнению, профсоюз возник из-за того, что у курьеров, сотрудничающих с Delivery Club, образовалась критическая масса претензий к компании: им задерживали выплаты и не давали отпуска, а также их штрафовали и насильно переводили на формат работы в качестве самозанятых. Заявление Украинцева подтвердили несколько курьеров, пришедших на забастовку.

Сопредседателем профсоюза стал Саид, свою фамилию он не называет. Последние полтора-два года Саид работает в Delivery Club. Он рассказал vc.ru, что не сталкивался с задержкой выплат, но страдал от штрафов.

Узнав о ситуации других курьеров, Саид решил объединить их и попытаться исправить ситуацию.

По словам Саида, он познакомился с Украинцевым 5 июня, когда прошла другая акция курьеров Delivery Club возле штаб-квартиры Mail.Ru Group. После неё активисты решили создать «Профсоюз "Курьер"»: Саид собирал недовольных курьеров, а Украинцев занимался информационной поддержкой движения.

В «Курьере» несколько отделов, которые занимаются разными направлениями. Есть, например, юрист, который помогает на безвозмездной основе. Украинцев отказался раскрывать количество участников профсоюза, чтобы «об этом не узнали в Delivery Club».

На собрании 9 июля несколько курьеров рассказали корреспонденту vc.ru, что из-за задержки выплат остались фактически без дома. Один из мужчин заявил, что остался бы в плачевном состоянии без помощи профсоюза.

Однако на вопрос о материальной поддержке Украинцев ответил, что профсоюз не помогает деньгами, так как их нет, но каждый из участников организации может помочь другим. Например, Саид рассказал, что взял кредит и помог нескольким курьерам, оставшимся без работы и жилья.

Кроме того, движение «Социалистическая альтернатива» собирает по номеру карты «Сбербанка» средства для забастовочного комитета.

Какие требования выдвигают активисты

Украинцев озвучил несколько требований, которые должна выполнить Delivery Club:

  • Заплатить курьерам, которые так и не получили деньги в мае и июне. 9 июля Delivery Club отчиталась, что заплатила более 300 курьерам. Но Саид и Украинцев заявили, что ещё несколько десятков рабочих остались без выплат. На акции 9 июля Саид собирал имена тех, кому до сих пор не заплатили. К 17:00 таких курьеров в списке было 15. По завершению акции организаторы отправят письмо с именами этих курьеров в Delivery Club.
  • Отменить систему штрафов и наказаний. По мнению Украинцева и курьеров, присутствующих на акции, компания таким образом пытается сократить издержки и запугивает работников. Курьеры называют штрафы несправедливыми и непрозрачными, а также отмечают, что иногда не могут их погасить.
  • Оформить курьеров по трудовому договору. Организаторы акции считают, что такой документ даст курьерам больше возможностей и прав по сравнению с договором об оказании услуг и работой самозанятым. Курьеры отметили, что Delivery Club идёт на это неохотно, старается «хитростью, шантажом и угрозами» сотрудничать с курьерами как с самозанятыми.
  • Восстановить на работу заблокированных в Delivery Club курьеров. Речь о тех работниках, которые требовали выплатить долги или не хотели оформляться как самозанятые.

Украинцев сообщил, что акция 9 июля должна была помочь усадить за стол переговоров представителей Mail.ru Group и активистов «Профсоюза "Курьер"». Если холдинг откажется от общения с курьерами, организаторы призывают продолжать информационную кампанию против Delivery Club.

Кроме того, в ходе акции Украинцев заявил, что глобальная цель профсоюза — изменить систему сотрудничества с курьерами в стране, чтобы у них были полноценные трудовые права. Активист считает, что курьеры, которые чаще всего выходцы из стран Средней Азии, не защищены законом.

Почему претензии «Курьера» направлены только против Delivery Club

Украинцев считает Delivery Club доминирующим сервисом на рынке доставки еды в России, который «задает тон остальным игрокам». По его мнению, вопиющих случаев с курьерами «Яндекс.Еды» гораздо меньше. При этом активист отмечает, что не получал жалоб от курьеров сервиса «Самокат», который тоже входит в Mail.ru Group.

В свою очередь, Саид говорит, что необходимо помогать всем курьерам, которые столкнулись с проблемами. По его мнению, работники «Яндекс.Еды» в частном порядке тоже обращаются за помощью в профсоюз.

Организаторы акции возлагают вину за проблемы с компанией-посредником «Амароли» в том числе на Delivery Club, так как компания не проверила своего партнёра, допустила подобную ситуацию и «хвасталась рекордной выручкой в мае и июне», пока курьеры не получали выплаты. Кроме того, Украинцев отметил, что представители сервиса «даже не извинились» перед курьерами.

Кто поддержал профсоюз

«Профсоюз "Курьер"» ещё в начале июля заручился поддержкой различных левых организаций. Среди них: «Социалистическая альтернатива», «Соцфем альтернатива», «Левый блок» и «Марксистская тенденция». На акцию пришли в том числе основатель «Левого фронта», политик Сергей Удальцов и участница Pussy Riot Мария Алёхина.

Несколько опрошенных корреспондентом vc.ru активистов сказали, что никогда не общались лично с Украинцевым, но, узнав о ситуации в Delivery Club, сразу же решили поддержать курьеров.

Сергей Удальцов

Как прошла акция

Журналистов и активистов на акции было гораздо больше, чем курьеров. С этим согласны организаторы и участники мероприятия. По их мнению, небольшое количество работников связано с тем, что менеджеры Delivery Club накануне якобы угрожали курьерам увольнением, если те присоединятся к акции.

Участник профсоюза, курьер по имени Виталий, рассказал корреспонденту vc.ru, что заметил на забастовке своего бывшего бригадира, который сфотографировал всех вышедших к офису Mail.ru Group работников. Мужчина уверен, что бригадир передаст начальству, которое затем уволит участников акции.

В 15:30, во время забастовки, состоялась пресс-конференция в офисе Mail.ru Group: вице-президент холдинга Владимир Габриелян объявил журналистам, что компания будет судиться с «Амароли». По его словам, около 300 курьеров не получили свои выплаты, хотя Mail.ru Group выплатила партнёру деньги вовремя.

Украинцев заявил vc.ru, что это не имеет значения для профсоюза, а попытка отсудить деньги у партнёра Delivery Club лишь поможет холдингу компенсировать затраты, которые образовались после выплат курьерам.

В 16:00 к организатором акции обратился депутат Мосгордумы от КПРФ Евгений Ступин, который пообещал собравшимся направить запрос в трудовую инспекцию, чтобы та проверила действия Delivery Club в отношении курьеров.

Ступин считает, что сервис доставки нарушает права работников, заключая с ними договоры об оказании услуг, а не трудовые. После заявления депутата курьеры несколько минут показывали ему на своих смартфонах чаты с перепиской с операторами Delivery Club и выписанные им штрафы.

В 17:00 курьеров, которые остались без денег, попыталась успокоить представительница Delivery Club Валентина Филиппенко. Она пыталась собрать имена работников, которые ещё не получили выплаты.

Один из участников акции эмоционально рассказывал, что «остался на улице и не может даже ребёнку купить памперс». На вопрос Филиппенко, как мужчина решал вопрос с невыплатой денег и к кому обращался, курьер ответил, что попросил помощи у Саида. Затем представительница Delivery Club спросила, обращался ли он с вопросом к своему бригадиру. Мужчина ответил, что нет.

Сотрудница Delivery Club разговаривает с Саидом

Позже к Филиппенко подошли Саид и Украинцев и в резкой форме заявили, что Delivery Club не выполняет трудовые обязательства перед курьерами. После нескольких эмоциональных фраз со стороны участников акции пресс-секретарь Mail.ru Group Сергей Лучин увёл Филиппенко в офис компании.

Акция после этого продолжилась, но участников осталось мало.

{ "author_name": "Maria Łacińska", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0443\u0440\u044c\u0435\u0440\u044b","deliveryclub"], "comments": 68, "likes": 24, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 140863, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 09 Jul 2020 21:43:44 +0300", "is_special": false }
Трибуна
ApiX-Drive — онлайн-коннектор разных сервисов и приложений между собой без программистов
Рассказываем, как запустили аналог Zapier за три месяца.
Объявление на vc.ru
0
68 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
18

Типичный Бизнес по российски: обмануть сотрудников, не выплатить зарплаты, установить штрафы, относится как к скоту, и т.д.
Мрази одним словом, ничего человечного нет

Ответить
8

это вы про кого? Delivery-то выплатило всё (судя по всему - дважды). Думать нужно не о DC а почему, например, они компанию прослойку используют? 

Ответить
15

"виноваты посредники", о да, это тоже любимая фраза бизнеса в россии

Ответить
–9

а зачем курьеры устраиваются к посреднику? Вот чего понять не могу

Ответить
16

Ты думаешь, можно устроится напрямую в mail.ru?

Ответить
1

не думал, что на vc так много курьеров. Ну раз так, давайте подумаем почему DC выгодней использовать аутстафферов чем нанимать напрямую. Аутстаффинг денег стоит между прочим (и приличных)

Ответить
4

Их нанимают на почасовку. Вот тут — https://vc.ru/food/78214-na-kogo-na-samom-dele-rabotayut-kurery-yandeks-edy-i-delivery-club — написано: 
«Они не могут рассчитывать на гарантии, которые распространялись бы на них в том случае, если бы компания заключала с ними трудовой договор. Например, на оплачиваемый отпуск, компенсацию переработок, выходное пособие или возможность оспорить несправедливое увольнение.
<...>
«Работая» в сервисе доставки, курьер должен сам платить государству налоги (6% со своего дохода) и самостоятельно откладывать на старость: при расчёте пенсии стаж работы в «Яндекс.Еде» засчитан не будет, отмечает Мария Трошихина.

К тому же, продолжает она, договор оказания услуг даёт компании законные возможности штрафовать курьеров, в то время как по ТК работодатель не имеет права штрафовать работников».

Ответить
7

Потому что сам деливери это модный офис, смузи и айти и в полях работают их подрядчики.

Ответить
2

так. И что в этом плохого? Может курьеры пойдут в офис и поработают в айти? 

Ответить
0

Не надо додумывать смыслы которые я не вкладывал в сообщение

Ответить
3

Так оно и виновато в использовании "прослойки"....
Которая специально сделана для нарушения законодательства

Ответить
7

Умерьте пыл. Капитализм одинаков везде.

Ответить
23

А вот и мякотка

Ответить
–1

Ну как я понял не напрягаются такие забастовки их, наберут новых?!

Ответить
3

Да и очередную прокладочную "компанию-партнёра" зарегистрированную на квартире какого-нибудь алкоголика создать не проблема. А самим при этом можно оставаться с белыми ручками и пенять на нечестных партнёров…

Ответить
0

ну тут можно сказать что каждый выбирает сам где работать. но при сегодняшней ситуации это точно не в тему :(

Ответить
10

Я крайне удивлён что никто не обсуждает вот такой возможный аспект прослоек, когда прослойки через прослойки нанимают прослойки (очень похожие на оформленные на номиналов) и вот они уже и нанимают курьеров, при этом скорее всего показывают налоговой по каждому курьеру что-то типа 0,1 МРОТ и трудовой договор на эту 0,1 ставки, а со второй части (которая ГПХ) всё идёт не особо вбелую и обязанность организации как агента по НДФЛ не исполняется.

и снилось мне, что имеется фактический работодатель — доставка + есть формальный — прослойка, которая работает всерую (ничего опять же им не мешает исполнять обязанность налогового агента по указанному в договоре 0,1МРОТ а заработанное платить вполне себе безналом в банк, отвечает всё равно тот на кого офрмлена прослойка) .
Все указания и задания курьеры получают не от прослойки, а от доставки, через приложение.
И у меня вопрос, а нет ли здесь необоснованной налоговой экономии в виде вычетов по НДС и экономии на налогах в ФОТ при выплате з/п формально трудоустроенным в прослойки курьерам?

Представляя как автоматизированы налоговые, мне кажется все эти сетки прослоек вполне видны, просто по параметру "налоги к обороту".
С одной стороны как условную доставку волнуют проблемы контрагентов, а с другой "ну какого хрена то", не должны большим федеральным компаниям давать подобным заниматься.
Учитывая как большинству мелких контор влетает за проблемы с НДС у контрагентов, я не думаю что "трассировка" зарплатных налогов чем-то сложнее (хотя да, сложнее, ключевой момент банковские выписки курьеров, а с этим пока вроде сложновато).

Я ценю и уважаю работу курьеров, и тем кто работает там более года точно есть смысл проверить что контора показала как базу по НДФЛ в 2019 году через сайт налоговой.
Пока я вижу ситуацию так, что если массовые занижения НДФЛ подтвердятся, то это единственное что можно относительно несложно доказать и предъявить агрегатору по существу вопроса.

Это сообщение уже было размещено на одном ресурсе, поэтому
disclaimer: это сообщение оценочное суждение автора(а перечисленные события ему ну конечно же приснились). И да по тексту выше НДФЛ нужно читать как "НДФЛ + иные налоги на ФОТ".

Ответить
0

Работал в доставке Яндекс в том году, так там оформляет курьеров как самозанятых, и сами курьеры платят налог, так что никакого НДФЛ.

Ответить
3

что в этом плохого? Чем больше людей будут платить налоги сами - тем все здоровее будем.

Ответить
0

Пенсии не будет

Ответить
1

очень хочется ответить "можно подумать, у тех, кто платит(ил) налоги она будет (есть)". Но отвечу либертариански: чем больше народа перестанет ждать, что к 60и года государство подключить его к ништякопроводу, тем лучше для них же (и для государства)

Ответить
0

Очень-очень плохое суждение

Точнее перекраивается логика — не надо ждать (это правда). Надо требовать сильную пенсионную программу и требовать ее надежность.

А вот почему надо: https://maksfedorov.ru/blog/all/pensiya-blizhe-chem-my-dumaem/

Ответить
0

мне очень нравится большевистское "надо требовать". Что-бы что-то требовать надо хотя бы быть уверенным чтобы это было _возможно_. 

Ответить
0

надо хотя бы быть уверенным 

ваше надо не отличается от моего

если нет возможности — это не значит, что не надо :)
пенсия нужна, потому что завтра уже мы с вами пенсионеры — в статье же расписал :)

Ответить
0

Пенсия будет. Те кто не получают трудовую пенсию получают социальную.

Ответить
0

Точно, тысяч 10.

Ответить
0

А что хорошего в этом мухлеже ? Даже если не брать во внимание оформление через "прокладку", то курьеры все работают на вполне определённые компании и самозанятости там нет и в помине

Ответить
0

в чем мухлёж-то? DC занимается приложением и партнерами, курьерская компания занимается наймом и менеджментом курьеров. 

Ответить
0

Ну так в каком месте тут "самозанятость", если они работают по найму ?

Ответить
0

мы не про самозанятость сейчас, мы про использование курьерской компании. хотя про самозанятость тоже знаете ли: если фрилансер на своем компе и со своим интернетом баннеры фигачит - это ок самозанятый, а если курьер на своей машине и со своим телефоном коробки берет и  развозит, то "это другое" конечно

Ответить
0

Нет. Вы влезли в коммент именно про самозанятость. Пример тоже оторванный от жизни, потому как фрилансер отвечает за себя сам и сам же является одной из сторон сделки. Если курьера внести в систему координат с фрилансером, то он займёт место средства связи между заказчиком и фрилансером

Ответить
0

Не во всех регионах есть самозанятость...

Ответить
5

А почему товарищи курьеры не написали коллективное заявление в полицию? Появился какой-то тип, который организовал быстро профсоюз и теперь пытается их защитить почему-то. Хайп то подняли, но только если DC производили выплаты через партнера, то к ним вряд ли докопаешься. На то и «прослойка» сделана в виде аморальной компании ...
История мутноватая, да и персонажи, которые ее организовали (Украинцев и Саид), не особо внушают доверие.

Ответить
7

А вот и виртуальные штрейкбрехеры подтянулись.

Ответить
6

Ну, конечно, леший! Я здесь с 2016 года сижу и жду, когда же будет забастовка курьеров DC, чтобы поддержать DC.
Я просто всегда смотрю на конфликт с двух сторон. А ты, похоже, всегда голосуешь «за»!

Ответить
–2

все, кто получают больше курьера - враги и буржуи!

Ответить
0

Все комментарии - типового подонка

Ответить
0

это само собой - буржуй, он априори - подонок. Напомню что повестка дня  "чтобы не было богатых" (радикально левацкая, но легко скармливая бедным курьерам/рабочим) она совсем не то, что "чтобы не было бедных" о которой и правда надо думать

Ответить
0

Мимикрируете под левого, но больше похожи на провокатора.

Ответить
5

Delivery Club ввела безналичные чаевые для курьеров. Дали возможность работать в форме престижной компании. Бесплатное подключение.
А они все требуют какую-то "зарплату" )

Ответить
0

Айти такое айти, как всегда, рабский труд, жизнь за счет других.

Ответить
2

Простите, но рабский труд, это когда используется труд человека, который по независящим от него обстоятельствам не может не выполнять эту работу.

Ответить
4

Ага. Что мешает курьерам устроится в ИТ подразделение mail.ru? Правда, для этого надо поступить в нормальный вуз, отучиться 6,5 лет и потом поработать за еду лет 5. Слишком сложно? Ну тогда не жалуйтесь. 

Ответить
0

Да хорош всех пугать этой «вышкой» - она нужна только для банков и госконтор (да и то не всегда). Она скорее играет роль при первом трудоустройстве.
Проверено на личном примере - работаю с четвёртого курса, а диплом так и не получил. Возможно когда-нибудь закрою и эту «таску».

Ответить
0

У всех разный опыт и способности, но в целом, не стоит недооценивать фундаментальное образование.  

Ответить
0

Все же добавлю про вышку. Как-то так сложилось, что люди, знакомые мне лично, и которые все же получили диплом, обладают более широким кругозором, лучше и качественнее ищут справочный материал, обладают более сильными аналитическими навыками по сравнению с теми, у кого диплома нет. И не только в рамках своей специальности. Может это совпадение, конечно. 

Ответить
1

Случай когда рынок труда слишком мал, не рассматриваем?

Ответить
0

Приведите пример, пожалуйста.

Ответить
0

Да почти в любой отрасли количество соискателей больше чем вакансий.
Это в IT вам пишет на почту "не хотели бы поработать?", а в остальных отраслях люди ищут работу по несколько месяцев.
А теперь представьте что размер вашего дохода хватает чтобы покрыть только месячных затраты. Никаких накоплений нет. Остаться без работы - остаться без жилья и куска хлеба.
Вот и получается что работодатель может вить из работника "верёвки".

Ответить
1

я, наверное, прозвучу капитаном Очевидность, но, возможно, у этой ситуации есть всего три выхода:
1) Стать крутым в рамках выбранной профессии
2) Сменить профессию на более востребованную
3) Самому стать работодателем.

Да, если быть необразованным, работать грузчиком в Пятерочке и ждать, пока Путин лично не привезет тебе чемодан нефтедолларов, ничего хорошего не получится. Странно, что это неочевидно)

Ответить
0

Да предложения нормальные и правильные. Но все эти предложения предполагают что у человека есть возможность пойти учится и как то протянуть хотя бы до момента первой зп джуна (т.е. есть накопления). И рабочий день не длится по 12 часов (что бы оставалось сил на учебу).
Есть такой канал на ютубе "все работы хороши" и там прекрасно показано что из себя представляет "потогонная система" в современной России.

 пока Путин лично не привезет тебе чемодан нефтедолларов

вот это называется утрирование. Даже при капитализме есть инструменты что бы исключить нищенские зп (так распространенные у нас).
1) минимальная оплата часа - что бы работодатель не мог штрафами манипулировать работником
2) пособие по безработице, равное минимальному прожиточному минимуму. В таком случае работник после увольнения не бросается на первую попавшуюся копеечную работу, а значит и работодателю приходится повышать уровень ЗП.

Ответить
0

 у человека есть возможность пойти учится и как то протянуть хотя бы до момента первой зп джуна (т.е. есть накопления).

У человека была такая возможность, как минимум лет до 18.

Ответить
0

Да так и есть. Но всегда должна быть возможность поменять жизнь. Ведь человек может просто ошибиться с выбором профессии?
Отец моего друга сходил в армию, поработал на заводе, женился и только после этого пошел в институт. Это нормально. Правда было почти 40 лет назад)). Человек в 18 лет не до конца понимает что ему нравится и чем он хочет заниматься по жизни.

Ответить
6

а вот и не насрать - половина "прорывного айти" держится на ручном труде вот таких вот курьеров: что такси, что доставка, что машин лернинг

Ответить
3

тут соглашусь, но с одним замечанием: если программисты из прорывного айти встанут и уйдут, то прорывного айти не будет. Найм одной приличной единицы болтается между 500к и миллионом уже давно. Если ручные курьеры встанут и уйдут (что там постоянно и делается), то на их место приедут сами тысячи новых и будут как обычно готовы на всё - работать на прослойки, без трудовой, по 25 часов в сутки и жить в машине.

Ответить
2

АйТи это производная от остальной экономики. Если нет производства то автоматизируем доставку. Если нет доставки то пытаемся продать услуги на аутсорс. Если на аутсорсе дэмпингуют индусы то становится программиста из Зимбабве по доходам)

Ответить
0

А Вы не думали, что производство информациогных систем это не побочное производство, а то самое, "остальное"?

Ответить
0

Сервисы живущий от рекламы и и сервисы для автоматизации - думаю тут всё понятно. Без доходов остального рынка они не выживут.
Есть сервисы предоставляющие услуги. Зачем они нужны есть у людей людей нет денег? А денег не будет если остальной бизнес встанет.

Ответить
0

Свято место - пусто не бывает. Индустрия не умрёт, а перенастроится. Выучатся новые люди, работодатели начнут брать на работу людей 35+, а не только "перспективных выпускников ВУЗов" и т.п.  Вариантов много. А вот что будет с теми, кто всю жизнь только кнопочки нажимал, без ЗП)) - вопрос открытый, в курьеры пойдут, разве что)) и круг замкнётся.

Ответить
0

Если прорывного айти не станет, то доставка и такси худо-бедно будут работать - по старнике, через телефон.
А если курьеры таки соорганизуются и уйдут, то прорывать айтишникам будет нечего.

Ответить
–1

такие рассуждения ведут к мысли, что Гитлер был не так уж и не прав
и еще похоже на размышление, что было первым, курица или яйцо

Ответить
0

вы прямо сразу, с размаху в закон Годвина :)

А если серьёзно, то у курьеров есть не только стоимость одной доставки и производительность, но и с точки зрения организации процесса: стоимость привлечения одного человека (оч актуально потому что там текучка огого) и стоимость удержания (от обязательных взносов в госфонды, до пресловутого "человеческого отношения к персоналу", которое тоже кем-то делается, за деньги). И если эти стоимости больше чем стоимость аутстаффинга - он будет жить и процветать ибо выгоден. донов

Ответить
0

"от обязательных взносов в госфонды" - Минимизировано на уровне "на грани".

Ответить
3

Украинцев, Удальцов...Знакомые все лица со стороны КПРФ. Печалит меня в этой ситуации другое, что политические партии примыкают к этим всем движениям. Пользы от них ровно ноль, кроме как развлекать толпу. В своё время участвовал в одном из движений и именно со стороны "партийцев" возникали попытки провокации. Последние акции старались дистанцироваться от них, в том числе и при помощи полиции.

Ответить
2

> Журналистов и активистов на акции было гораздо больше, чем курьеров

Самая важная часть статьи, без шуток
Туда б ещё Собчак и Дудя - флешрояль 🤣

> Увел внутрь здания

Она сама вышла (типа решать вышла? А умеет?), или кто то умный в dc догадался?

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
–1

Шо Убер и ЯТакси, шо Деливери с Яедой. 

Ответить

Комментарии

null