Как спасать ресторанный бизнес во вторую волну?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, какие перспективы у ресторанов до нового года.

Моя прошлая статья была посвящена теме выживания во вторую волну. Она больше имела обзорный формат: я вкратце рассмотрел, что происходит в бизнесе, какие причины, чего ждать в будущем и что делать сейчас. В этот раз я хочу добавить конкретики и обсудить, в том числе в комментариях, как во вторую волну выжить ресторанному бизнесу.

Хочу оговориться, что я не специалист ресторанного бизнеса, а руководитель студии по разработке приложений, поэтому я основываюсь на той информации, что получаю от своих знакомых рестораторах и своих клиентах из этой отрасли.

Бизнес еды при короне

Понятно, что сейчас в рестораны ходит меньше людей, чем ранее. Но не будем говорить об очевидном и копнём глубже. Владелец ресторана умеет нанимать поваров, арендует площадь, а ещё у него есть наработанная база клиентов.

Сломалась система из-за того, что привлекать людей в марте стало просто невозможно: рестораны закрылись, и в итоге их владельцы не заработали ни копейки. Даже уволив, людей в отпуск, они всё равно сохраняют накладные расходы: пусть небольшие, но хоть какие-то деньги платить работникам всё равно надо, как нужно платить и за недвижимость.

Конечно, возможны те или иные компромиссы но совсем избавиться от расходов нельзя. Если недвижимость в собственности, тут немножко попроще: повесил замок, и ладно, но даже в этом случае останутся платежи на коммуналку и прочие вещи.

Короче говоря, закрывшись полностью, затраты можно оптимизировать – но они всё равно останутся. В итоге работа будет идти полностью в минус. Когда рестораны открыли, вернулось, по разным данным, от 20 до 70% клиентов. Рестораторам приходилось идти на разные ухищрения: столы раздвигать на безопасную дистанцию, организовывать варианты с бесконтактными шведскими столами, но даже так доходность до прежнего уровня всё равно не восстановилась.

Три сегмента

В среднем сейчас она достигает 60% и очень сильно зависит от сегмента ресторана. Мнения моих знакомых сильно разделились. У премиум сегмента всё лучше всех — их клиенты продолжили к ним ходить, нет проблем ни с деньгами, ни с ограничениями. Да, зарабатывают меньше, чем раньше, но не катастрофически.

У среднего сегмента посещаемость упала до 60% — часть старой клиентской базы, на которой всё держалось отказалась от ресторана из-за страха заражения, часть перешла в низкий ценовой сегмент из-за проблем с доходами.

Совсем всё плохо у низкого сегмента. Они сейчас ещё не закрылись только из-за притока клиентов со среднего сегмента. Кто-то успел съехать в формат тёмной кухни и живёт сейчас только как доставка.

Есть у меня знакомый, который вместе со своим компаньоном прежде зарабатывал 400 тысяч в месяц на двоих. У него была сеть из нескольких заведений в среднем ценовом диапазоне. Сейчас, в возвращение пандемии, нужно хоть как-то сводить концы с концами: понятно, что речь идёт уже не о прибыльности, а хотя бы о минимальной окупаемости бизнеса. Сколько они так продержатся – большой вопрос.

Поэтому как двигаться дальше, непонятно, ситуация очень рискованная, и что делать, неясно. Можно ждать Нового года, выживая в ноль, с надеждой, что к тому времени всё восстановится, можно вообще всё закрыть, чтобы не было никаких расходов: продать площади, сохранить капитал, и думать как вернуть личный доход.

Что осталось и как спасатьс?

Вернусь к тому, с чего начал. Рестораторы умеют нанимать поваров, умеют привлекать в оффлайн заведения, имеют какую-то накопленную клиентскую базу, скажем, 3-4 тысячи посетителей, умеют организовывать – но именно эта схема сейчас не работает.

Организация доставки – для многих шанс выжить. Хорошим вариантом будет законсервировать заведение и организовать доставку еды. Загнать всех поваров на край города в дешёвые квартиры с минимальной коммуналкой: там они будут готовить, а курьеры – развозить. У кого-то есть свои, кто-то пользуется сторонними, у кого-то вообще никогда доставки не было, но теперь они понадобятся всем.

Самое первое что приходит в голову мне, как руководителю студии мобильной разработки — в лоб предложить разработку приложения за 800 тысяч. Но проблема в том, что таких денег сейчас почти ни у кого нет. А если есть, то рисковать ими никому не хочется, деньги для большинства немалые, а уж в такую ситуацию тратить их с неизвестным результатом никто не отважится.

Поэтому я решил предложить запустить приложение доставки еды за процент от заказа. Мне очень засели в голову идеи Яндекс.Еды, в которой надо загонять всю свою клиентскую базу, да ещё платить сверх 20% за каждый заказ. Никому это не нравится, поэтому я решил предложить более лояльные условия: запускать не общее приложение аля «Денис.Еда», которое распространится на все рестораны, а брендированное, индивидуальное приложение под каждого клиента, например, для отдельного ресторана «Теремок».

В таком приложении будут клиенты только «Теремка»: сервис будет целиком его собственностью, и запускать его я буду целиком за свой счёт. А по готовности – получать с каждого заказа комиссию 15%. Я уже сделал некоторые каркасы того, как это будет функционировать: на мой взгляд, всё нужно делать максимально просто и максимально удобно: так, чтобы быстро развернуть новый сервис и успешно вывести его на свой рынок в считанные дни.

Хотел бы услышать мнение рестораторов согласны ли с ситуацией, которую мне рассказали знакомые и, если нет, то как дела у вас. Плюс хотел бы услышать трезвую оценку почему вам не выгодно получить бесплатное брендированное приложение, загнать туда свою базу и зарабатывать с доставки, оплачивая 15% с заказа?

1010
46 комментариев

Никак

13
Ответить

А есть ребята (Mobidel) которые автоматизируют доставки и предлагают к их СРМ ещё и интегрированное мобильное приложение. И берут за такое приложение не процент, а фиксированно 4-5р. с заказа. Так это на круг получается от 1% и ниже. С учётом минимального порога доставки в 500р.

Ну и зачем тогда нужен ваш продукт? Окститесь, вместо одних паразитов предлагаете другого.

6
Ответить

Почему тогда они ещё не победили яндекс и мейл? Предложение же реально выгодно звучит

Ответить

Зачем его спасать? Закрывать надо и, закрыв, перекреститься.
Без шуток и без привязки к текущей ситуации: ресторанный бизнес один из самых высококонкурентных, это адский бег хомячка в колесе.
Движуха ради самой движухи.

5
Ответить

Что и подтверждает прибыль в 400к на двоих с нескольких точек в мирное время 🤦🏻‍♂️ о которой говорит автор

2
Ответить

Извините, но зачем вы разрушаете иллюзии тех, кто хочет это всё спасти?

Если бизнес пытается прогореть - закрывай его без долгов и последствий для себя. Иначе будешь HODL'ом по жизни.

Ответить

печальный факт - надо было закрыться еще полгода назад...

а вообще (неожиданно для меня) надо уходить в спальные районы с cloudkitchen (или как у нас начали называть dark kitchen), но тут по другому принципу считать экономику.

3
Ответить