«Тётка» зашла чётко
Кризис в пищевой индустрии, вызванный пандемией, способствовал преобразованию Краснодарского стартапа «Тётка Zапеканка» из фаст-фуда в фуд-тех.
На войне, как на войне. Забегая вперёд скажу, что битва за жизнь Тётки продолжается, но пациента перевели из отделения реанимации в палату общей терапии.
Май 2020 года для ТZ выдался лютым. После скитаний по широтам гипотез - то погружаясь на дно бездны "Челленджера", то поднимаясь на стратовулкан "Казбек", потеряв уверенность в успех, соучредители вместе с ключевыми сотрудниками покинули проект.
Я не чувствовал себя одиноким, каждый день приходя на фабрику, ведь к этому времени нам удалось освоить технологии бережной заморозки продукции и морозильные камеры были набиты Тётками, которые можно было использовать в опытных разработках.
Стало очевидно, что прежняя работа "из-под ножа" экономически не выгодна, а в моём случае и вовсе невозможна. Выплачивать заработную плату повару, сборщикам продукции вместе с кассиром-продавцом в настоящих реалиях я не мог. Продаж не было, доставка как инструмент продаж оказалась не эффективным способом. Потребители выживали как могли, питаясь гречкой, макаронными изделиями из "Пятёрочки". Тогда-то пришло понимание, что в России мы обязаны стать производителями фаст-фуда новой эпохи, а сам продукт должен отвечать современным требованиям - быть удобным, практичным, выгодным для бизнеса, быстрым, вкусным, доступным для потребителя. При этом на этапе планирования мы зарядили Тётку национальной идеей (ведь тётка и голод понятие несовместимые, и на Руси в 19-м веке популярный пирог "Тётка", подавали дорогим гостям), поэтому с точки зрения эмоционального восприятия и философии продукта меня всё устраивало.
Были сомнения насчёт креатива с названием бренда "Тётка Zапеканка". Часто возникали ассоциации Тётки связанные с творожником из детского сада или польским стрит-фудом "Zapiekanka". Но я решил ничего не менять - рубиться так рубиться! Моя Тётка - Zапеканка, потому что блюдо запекается на гриле и точка.
Оценив положение вещей, я принял решение остановить работу предприятия, стабилизировать силы, экономить ресурсы.
Всё внимание было направлено на разработку печи (при помощи которой за максимально короткое время можно было бы приготовить аппетитную Тётку с хрустящей корочкой из глубокой заморозки), доработать позиции меню, адаптировать продукт под продажи через ритейл. На разработку и производство печи ушло три месяца. Сейчас мы располагаем собственными печами размеров обычной микроволновки, способными за 2 минуты приготовить сочную Тётку из замороженного состояния.
Помимо разработки новых технологий нужно было расширять мир Тётки, получая полезные знания в области экономики, планирования, продаж. С проектом ТZ принял участие в бизнес-акселераторе ISLA, в результате чего получил статус инноватора Кубани 2020.
Тётку заметили в руководстве Администрации Краснодарского края и предложили поддержку в развитии бизнеса. К тому времени сформировалось чёткое понимание, где будет востребован наш продукт. Я понимал, что при всех достоинствах Тётки, мы не создали гастрономическое чудо, а вот с хот-догом на АЗС и сэндвичем в электропоездах вполне способны пободаться. После дегустации представители сети АЗС определили четыре АЗК, на которых в мае запускаем пилот.
Наладить продажи через сеть заправочных сети АЗС, безусловно, признание и успех, но для того, чтобы по праву стать национальным продуктом, мы должны быть представлены в сетевом ритейле, сформировать супер выгодное предложение партнёрам франчайзи, ну и как минимум - загрузить Тёткой Ласточкой электропоезда РЖД.
Похоже, что с решением задачи выгодного предложения для партнёров франчайзи мы справились. Чтобы с нами работать необходимо инвестировать в торгово-кассовое оборудование 200 000 рублей, иметь три квадратных метра площади на трафике и продавца-кассира. Всё.
Посылаю пламенный привет стае птиц До-До летящей на юг.
В отличие от коллег, считающих что сама еда вторична после информационной системы, я лично принимаю участие в разработке меню, отвечаю за эстетику продукта. Тётка должна быть безупречна, в связи с чем к проекту были подключены лучшие специалисты в области разработки хлеба и профессиональный бренд-шеф.
После презентации Тётки сети супермаркетов "Табрис" и организации поставок в ритейл, мы определили свою нишу в middle + премиум классе, хотя как и прежде остались доступны по цене общей массе потребителя.
Специально для ритейла разработали линейку крем-супов в эко-упаковке на основе 33% сливок и кокосового молока, которые хранятся в морозильной камере и разогреваются в домашней микроволновке за 4-6 минут. А от наших напитков, сваренных под трели фабричного скворца, хочется любить и быть любимым, дарить людям радость и получать счастливые улыбки.
Сейчас главная задача - продавать. Чему мы и планируем посвятить большую часть своей работы. На решение поставленных задач отвожу два месяца. Вернусь с результатами в августе.
Благодарю за внимание.
С уважением,
founder TZ
Nik Moroz.