Как менялись кухни: 100-летняя идея дома-коммуны снова актуальна

Пандемия для многих из нас послужила толчком переосмысления жилого пространства и будничного уклада. Во многом история сделала круг и вернула нас к идеям дома-коммуны.

Что общего у советского прошлого и современности и почему в ближайшие годы мы все перейдем на доставку готовой еды?

Что такое дом-коммуна

Идея кухни для масс не нова. Ровно 100 лет назад случился яркий, взбалмошный и радикальный период, который привел к целой серии социальных экспериментов. Как и сейчас, тогда общество находилось в растерянности перед вызовами нового времени.

Общий курс страны был взят на индустриализацию, что в свою очередь привело к переселению огромного количества людей из деревень в города. В интересах государства было создать для человека такой уклад жизни, чтобы он работал свою работу максимально эффективно и тратил на решение бытовых вопросов меньше времени. Так появились новые типы архитектурных сооружении, не существовавших прежде — хлебозаводы, общественные бани, детские сады, клубы и столовые.

Система аутсорсинга бытовых задач привела к появлению экспериментальных жилых домов. Рассмотрим ее на примере трех объектов и посмотрим, какое место в таких домах занимала кухня.

Первый — Дом-коммуна архитектора Ивана Николаева 1929-1930 годов постройки.

Начать стоит с того, что, на самом деле, это не дом, а общежитие. И коммуна, соответственно, тоже специфическая — молодые люди, в основном студенты, у которых не было жилья в Москве. В своем проекте Николаев разбил здание на три корпуса: дневной блок (в нем были столовая, библиотека, залы для занятии, танцевальный зал), санитарный блок и спальный блок.

Общежитие было рассчитано на 2000 человек. Спальные места были в виде специальных кабин, где на человека отводилось 3 м2 — на них помещалась кровать и тумбочка. Пожалуй, габариты этих кабин немногим больше купе поезда.

Несмотря на наличие столовой, студенты проявляли мастерство сноровки и по привычке дымили самоварами и готовили даже на столь компактной площади.

Другои пример — Дом Наркомфина. Он был построен для сотрудников Народного комиссариата финансов СССР по проекту Моисея Гинзбурга в 1928-1930 годах. Главная особенность этого дома для 50 семей — двухэтажные квартиры, а основная идеология — «урезание и уплотнение обслуживающих площадей». Санузлы стали впервые совмещенными, спальни получили минимальную высоту 2,3 м, а кухня превратилась в кухню-нишу.

Данное решение было осознанным, так как стимулировало переход работников Наркомфина от буржуазного к социально-коллективному образу жизни. Предполагалось, что основная функция готовки будет переложена с жильцов на столовую, которая размещалась в соседнем корпусе вместе со спортзалом и библиотекой.

Третий дом — легендарный Дом на набережной, 1928-1931 года постройки. После смены власти было решено перенести столицу в Москву, и вместе с этим возникла необходимость в предоставлении жилья большому количеству госслужащих в непосредственной близости к Кремлю. На этот раз квартиры различались по площади: от однокомнатной в 40 м2 до семикомнатной в 300 м2. Но их объединяло одно — крошечная площадь кухни — 4-6 м2. Дело в том, что они служили исключительно для розжига самовара и сервировки. Питание производилось по талонам в привилегированной столовой. Для удобства в каждую квартиру был сделан специальный грузовой лифт.

Рост площади кухонь

Дальше был период хрущевок — советских типовых пятиэтажных домов. Их строительство велось с 1956 по 1973 года и позволило разрешить проблему острейшей нехватки жилья — люди продолжали стекаться в города.

Кухни в хрущевках в основном были по 6 м2. Их небольшой размер был обусловлен идеей создать удобную и эргономичную кухню для ежедневного использования, где все под рукой. В середине прошлого века эта эргономичность высоко ценилась: советским гражданам, переехавшим из бараков и коммуналок, не приходило в голову критиковать хрущевки за маленькие кухни.

Уровень жизни граждан рос. Кухни начали увеличиваться. И уже в 2000 годах они стали почти в два раза больше, по 14 км2. Но популярность начали набирать евроквартиры, где кухни соединены с гостиной площадью не менее 17 м2. Потребление квадратных метров стало более осознанным: люди хотят платить только за полезную площадь. Следствием того, что люди стремятся избавиться от «лишних» метров, становится вынос дополнительных помещений в места общего пользования — отсюда появление колясочных и кладовок на технических этажах. В этом же тренде — желание создать внутри жилого комплекса среду, которая дополнит комфорт квартиры. Здесь как нельзя кстати появляется доставка готовой еды.

Возвращение к коммунному укладу

Новое поколение потребителей стало предъявлять другие требования к жилому пространству. Одним уже не нужны кухни — их заменяет доставка еды. Другие отказываются от стиральных машин в пользу прачечных. Площадь квартиры стала не так важна, как продуманное пространство, зонирование и внешняя логистика — все должно быть близко к дому. Многим снова проще делить квартиру с соседями-знакомыми ближе к центру города, чем жить в просторной квартире одному на окраине. И это не связано с уровнем дохода. История имеет свойство повторяться.

Философия коммуны снова популярна. Но уже не по распоряжению сверху, а за счет выбора людей. Мы начали стремиться к космополитизму, а разговоры о главном переместились из кухни в любимое кафе. Мы стали больше ценить свое время, отдавая бытовые задачи внешним сервисам, философия которых созвучна нашим ценностям. Поэтому по нашим прогнозам в недалеком будущем мы полностью перейдем на доставку готовой еды, чтобы остальное время уделять более важным для нас вещам — времени с близкими, работе, новым впечатлениям.

реклама
разместить
3 комментария

мы полностью перейдем на доставку готовой едымногократные фейлы подобных практик ничему не учат, ок

Ага, на доставку, дорого, блин, ещё и не факт, что все приедет быстро и в нужном виде