{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«Потому что люди хотят встречаться с друзьями за вкусной едой»: как семья из Якутска открыла ресторана по франшизе

И не планирует останавливаться

Сегодня мы поговорим с одними из наших крупных франчайзи-партнёров — Марией и Юрием Егоровыми из Якутска. О том, как решиться на открытие ресторана по франшизе, проблемах с поиском помещения, запуске следующих точек и дальнейших планах.

Свой первый ресторан «Шашлыкoff» семейная пара открыла в 2017 году в Якутске. Сегодня это точка с оборотом 100 млн руб. в год.

— Почему Якутск?

— О, тут всё просто: я здесь родилась и выросла. Видела, как развивается город, как появляются новые интересные места. Наверное, можно сказать, что одной из причин, по которой мы с мужем решились на то, чтобы открыть в городе новое заведение, стало как раз желание стать частью развития ресторанной индустрии в Якутске.

— То есть вы сразу знали, какого именно заведения не хватает городу?

— Можно сказать и так. Нам и нашим друзьям не хватало мест, где можно было бы провести уютный вечер за вкусной едой. Если честно, то я, как, наверное, и многие начинающие франчайзи, думала о разных вариантах. В первую очередь — о кофейне. Инвестиции у всех франшиз тоже были разные, нужно было изучить финансовую часть перед тем, как принять решение.

— У нас есть большой опыт общения с разными франчайзи. Мы видим, как у многих «горят глаза», но вот финансовую часть не всем легко потянуть. Как вы решили этот вопрос при открытии самого первого ресторана?

— Думаю, что как и все: свои накопления + кредит.

— А сколько именно пришлось брать в кредит?

— Чуть больше 5 млн рублей — получается, что 70% всей суммы были заёмными средствами. Если честно, то сумма тогда казалась неподъёмной.

В ходе разговора мы узнали, что семье тогда пришлось заложить квартиру. Сейчас Мария вспоминает об этом с улыбкой, но признаётся, что было страшно.

— Как быстро удалось рассчитаться по кредитам?

— Довольно быстро. Уже через год погасили долг. Хотя казалось, что он будет «висеть» лет пять точно. Рада, что у нас это получилось.

Итак, деньги есть. Что дальше? А дальше начинается самое интересное — подготовка к запуску.

Здесь франчайзи, по сути, снимает с себя часть головных болей, которые выпадают на долю самостоятельного ресторатора. Сами «боли» обычно никуда не деваются, но команда франчайзера давно знает о них и, самое главное, знает, как все эти проблемы решить.

Выбор помещения часто становится сложностью для франчайзи. Не всегда с первого раза удаётся найти подходящее по всем требованиям: чтобы и технически соответствовало, и располагалось удачно.

— Мария, скажи, а сложно ли было найти помещение для первого ресторана «Шашлыкoff»?

— Я бы сказала, что это помещение нашло нас. Вернее, дело было так: я точно знала, что хочу открыть какое-то заведение, но ещё не знала, какое. Думала про франшизу одной кофейни и параллельно искала пространство, которое было бы «моё». Нашлось одно такое в центре. Правда, площадь была довольно большая — 300 м2, поэтому франчайзеры его не одобрили. Но помещение настолько пришлось мне по душе, что я решила действовать от обратного: искать франшизу, которая подошла бы под это помещение. Так я вышла на «Шашлыкoff».

— То есть идея о кофейне тут же отпала?

— Нет, конечно. Мы довольно долго сомневались и присматривались. Мучили себя вопросами «А как? А что лучше? Что делать?» И в итоге… Уехали в отпуск. Обратный рейс у нас был с дневной пересадкой в Новосибирске, и мы подумали, что зайдём хотя бы своими глазами посмотреть на «Шашлыкoff». И поняли, что это оно.

— Чем так приглянулось то помещение, где в итоге открылся ресторан?

— Во-первых, оно было в центре. Во-вторых — ещё ни разу не сдавалось в аренду, потому что само здание вот-вот должно было достроиться.

— Обсуждали выбор помещения с командой запуска?

— Конечно. Когда консультант приехал в Якутск, мы побывали на всех локациях, где потенциально можно открыть ресторан, но в итоге остановились на этом варианте.

Цена помещения была приемлемая, но не без подводных камней: объект ещё не был сдан в эксплуатацию. То есть ноль коммуникаций и всё нужно было проводить самостоятельно.

— Принимать помещение в таком состоянии довольно рискованно.

— Ничего не поделаешь: нам нужно было получать лицензию, поэтому мы согласились на то, что было. Владелец помещения прямо сказал нам: «Ничего проводить не буду. Хотите — делайте». Мы попытались договориться, но вышло не очень. В итоге делали всё сами.

— Сколько денег ушло на то, чтобы довести помещение до ума?

— На постройку одной только пожарной лестницы ушло 700–800 тысяч. И на этом история не закончилась. О проведении света договорились с соседом, но не без сложностей.

Сначала сказали, что легко проведут нам свет, но в итоге пришлось долго договариваться об условиях.

— Так и что в итоге со светом?

— Мы долго вели переговоры, приглашали специалистов-электриков, которые могли бы нам помочь. В итоге «сосед» согласился дать нам мощности, необходимые для работы ресторана, но нервов ушло на это, конечно, много.

«Даже когда приехала команда запуска, на кухне ещё не было света, — вспоминает Мария, — это было незабываемо».

Свой свет в ресторан удалось провести только спустя год. Опыт, конечно, не самый приятный, но ценный: при открытии следующих ресторанов Мария заключала договор только с теми арендодателями, которые самостоятельно отвечают за коммуникации и проверяют, чтобы всё было в рабочем состоянии.

— Помните, как прошло открытие первого ресторана?

— Очень хорошо помню: поток гостей был такой, что мы были немного в шоке. Хорошем, но всё же. Здорово, что у ресторана предусмотрена большая производственная мощность, и мы смогли всех принять без проблем. Я помню несколько кейсов других ресторанов у нас, которые не справились с неожиданным наплывом.

Мощный старт — это то, о чём мечтает каждый предприниматель. Но даже тогда, когда проект «выстреливает», куда важнее его стабильность в долгосрочной перспективе: а есть ли уверенность в том, что и через год и через два заведение будет работать и обеспечивать стабильный доход.

— Расскажи, как привлекали гостей в первый ресторан? Рекламой?

— Если честно, то про маркетинг мы думали вообще в последнюю очередь. Были сфокусированы на том, чтобы просто запуститься, а дальше — как пойдёт. Думали, ну, будем там листовки раздавать прохожим на улице. В итоге об этом подзабыли, потом уже по факту срочно всё печатали и искали промоутеров. Считаю, нам очень повезло, что гости сразу начали приходить, даже с учётом, что мы не давали практически никакой рекламы.

— Со следующими ресторанами было так же?

— Нет, там мы уже готовились заранее: запускали рекламу перед открытием и пробовали разные форматы. Но «сарафанное радио» всё равно работает лучше всего.

— Расскажи про персонал. Вообще, легко ли нанять команду и обучить её?

— Это занятие не из простых, хотя я думала, что с этим проблем не будет. Перед открытием мы набрали местных ребят, которые буквально сбежали спустя неделю после запуска. Опыта в ресторанной сфере у них не было, и они просто не привыкли так работать.

— Ого. Как с этим справились?

— Набрали команду заново. Привезли специалистов из других регионов — у нас многие работают по вахтовому методу: месяц здесь, а потом — уезжают домой.

— Поговорим о конкурентах? Как они вели себя после открытия?

— Приходили посмотреть, куда это выстраиваются такие очереди: ) На самом деле, с конкурентами всё спокойно. Мне кажется, что наш ресторан в какой-то мере их вдохновил. Люди начали инвестировать в другие франшизы, и за какой-то год в Якутске появилось много нового. Если действительно их вдохновил наш пример, я только рада.

В итоге первый ресторан «Шашлыкоff» в Якутске открылся 1 августа 2017 года по адресу ул. Аммосова, 6, и за первый год выручка составила более 50 млн руб. Когда франчайзи выходят на постоянную прибыль, у них естественным образом появляется мысль: «А не открыть ли мне ещё одну такую же прибыльную точку?» Почему бы и нет?

После открытия первого ресторана семейная пара реинвестировала в новую франшизу «Шашлыкoff», и второй ресторан в Якутске по адресу Октябрьская ул., 20/1А распахнул свои двери ровно через 2 года — 1 августа 2019. А 1 ноября 2021 года пара открыла третий ресторан, но уже в Благовещенске.

Долгосрочное партнёрство, или как всё происходит, если открываешь следующий ресторан по франшизе

Для нас каждый франчайзи — уже партнёр. Если он готов на большее, то и мы тоже.

Выгодно ли нам, когда предприниматель, раскрутив одну точку, открывает следующую и зачастую приводит своих друзей в большую семью, работающую под торговой маркой «Шашлыкоff»? Конечно, да! И вот почему.

С нашей стороны меньше управленческих и маркетинговых затрат: не нужно заново вести процесс переговоров и рассказывать о франшизе, демонстрировать производство, отвечать на миллион вопросов и решать другие глобальные задачи.

Со стороны партнёра меньше риска того, что мы называем «франчайзинговой неизвестностью»: одна точка уже запущена и работает, с процессом запуска есть опыт и время привлекать друзей. Партнёр всегда может помочь своим друзьям, и партнёрские отношения, как и дружба, с годами только крепнут.

В общем, все уже знают, как всё работает, и мы договариваемся о процессе запуска новой точки и начинаем работу. При этом партнёр может рассчитывать на полную поддержку с нашей стороны по всем пунктам — выбор помещения и ремонт, команда и маркетинг — как и начинающий франчайзи. Просто всё это делается в разы быстрее.

Если бы любая франшиза не окупалась — партнёры бы не стали открывать следующие рестораны. Никакие маркетинговые уловки не помогут, если прибыли нет.

Если бы любая франшиза не окупалась — партнёры бы не стали открывать следующие рестораны. Никакие маркетинговые уловки не помогут, если прибыли нет.

Как оценить, стоит ли инвестировать во франшизу

Впервые — и потом.

Трезво оцените свои финансовые способности. Не стоит влезать в неподъёмные долги. Рынок общепита хоть и достаточно стабильный, но в то же время очень чувствителен к экономической обстановке в городе и стране в целом.

Оцените состояние рынка в целом. Для этого не обязательно быть аналитиком. Почитайте открытые отчёты, посмотрите, как развивается рынок общепита прямо сейчас: какие новые заведения приходят, какие — закрываются.

Поговорите с теми, кто уже открыл заведение по франшизе. Контакт можно запросить в индивидуальном порядке напрямую у франчайзи ещё до сделки. Мы — за честную обратную связь от действующих партнёров.

P. S.

Напоследок спросили у Марии — что же дальше? Хочет ли она оставаться в ресторанном бизнесе или смотрит в другие направления?

— Поделитесь планами на будущее?

— Планы есть, но лучше поговорим о них после реализации: )

— Тоже верно! Тогда всего один вопрос: эти планы как-то связаны с ресторанной сферой?

— Напрямую. Сейчас я уверенно чувствую себя в ней и хочу попробовать кое-что новое для себя.

— Посоветуете что-то предпринимателям, которые рассматривают франшизу «Шашлыкoff» для инвестиций?

— Посоветую одно: брать и делать. «Шашлыкоff» — это понятная и заведомо успешная бизнес-модель, если говорить про вложения и окупаемость. Такой востребованный демократичный формат в городах с населением до 1,5 млн человек. Я думаю, что рестораны такого типа ещё долго будут актуальны, ведь люди любят есть мясо, пить пиво и встречаться с друзьями.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда