«Потому что люди хотят встречаться с друзьями за вкусной едой»: как семья из Якутска открыла ресторана по франшизе
И не планирует останавливаться
Сегодня мы поговорим с одними из наших крупных франчайзи-партнёров — Марией и Юрием Егоровыми из Якутска. О том, как решиться на открытие ресторана по франшизе, проблемах с поиском помещения, запуске следующих точек и дальнейших планах.
— Почему Якутск?
— О, тут всё просто: я здесь родилась и выросла. Видела, как развивается город, как появляются новые интересные места. Наверное, можно сказать, что одной из причин, по которой мы с мужем решились на то, чтобы открыть в городе новое заведение, стало как раз желание стать частью развития ресторанной индустрии в Якутске.
— То есть вы сразу знали, какого именно заведения не хватает городу?
— Можно сказать и так. Нам и нашим друзьям не хватало мест, где можно было бы провести уютный вечер за вкусной едой. Если честно, то я, как, наверное, и многие начинающие франчайзи, думала о разных вариантах. В первую очередь — о кофейне. Инвестиции у всех франшиз тоже были разные, нужно было изучить финансовую часть перед тем, как принять решение.
— У нас есть большой опыт общения с разными франчайзи. Мы видим, как у многих «горят глаза», но вот финансовую часть не всем легко потянуть. Как вы решили этот вопрос при открытии самого первого ресторана?
— Думаю, что как и все: свои накопления + кредит.
— А сколько именно пришлось брать в кредит?
— Чуть больше 5 млн рублей — получается, что 70% всей суммы были заёмными средствами. Если честно, то сумма тогда казалась неподъёмной.
В ходе разговора мы узнали, что семье тогда пришлось заложить квартиру. Сейчас Мария вспоминает об этом с улыбкой, но признаётся, что было страшно.
— Как быстро удалось рассчитаться по кредитам?
— Довольно быстро. Уже через год погасили долг. Хотя казалось, что он будет «висеть» лет пять точно. Рада, что у нас это получилось.
Итак, деньги есть. Что дальше? А дальше начинается самое интересное — подготовка к запуску.
Здесь франчайзи, по сути, снимает с себя часть головных болей, которые выпадают на долю самостоятельного ресторатора. Сами «боли» обычно никуда не деваются, но команда франчайзера давно знает о них и, самое главное, знает, как все эти проблемы решить.
Выбор помещения часто становится сложностью для франчайзи. Не всегда с первого раза удаётся найти подходящее по всем требованиям: чтобы и технически соответствовало, и располагалось удачно.
— Мария, скажи, а сложно ли было найти помещение для первого ресторана «Шашлыкoff»?
— Я бы сказала, что это помещение нашло нас. Вернее, дело было так: я точно знала, что хочу открыть какое-то заведение, но ещё не знала, какое. Думала про франшизу одной кофейни и параллельно искала пространство, которое было бы «моё». Нашлось одно такое в центре. Правда, площадь была довольно большая — 300 м2, поэтому франчайзеры его не одобрили. Но помещение настолько пришлось мне по душе, что я решила действовать от обратного: искать франшизу, которая подошла бы под это помещение. Так я вышла на «Шашлыкoff».
— То есть идея о кофейне тут же отпала?
— Нет, конечно. Мы довольно долго сомневались и присматривались. Мучили себя вопросами «А как? А что лучше? Что делать?» И в итоге… Уехали в отпуск. Обратный рейс у нас был с дневной пересадкой в Новосибирске, и мы подумали, что зайдём хотя бы своими глазами посмотреть на «Шашлыкoff». И поняли, что это оно.
— Чем так приглянулось то помещение, где в итоге открылся ресторан?
— Во-первых, оно было в центре. Во-вторых — ещё ни разу не сдавалось в аренду, потому что само здание вот-вот должно было достроиться.
— Обсуждали выбор помещения с командой запуска?
— Конечно. Когда консультант приехал в Якутск, мы побывали на всех локациях, где потенциально можно открыть ресторан, но в итоге остановились на этом варианте.
Цена помещения была приемлемая, но не без подводных камней: объект ещё не был сдан в эксплуатацию. То есть ноль коммуникаций и всё нужно было проводить самостоятельно.
— Принимать помещение в таком состоянии довольно рискованно.
— Ничего не поделаешь: нам нужно было получать лицензию, поэтому мы согласились на то, что было. Владелец помещения прямо сказал нам: «Ничего проводить не буду. Хотите — делайте». Мы попытались договориться, но вышло не очень. В итоге делали всё сами.
— Сколько денег ушло на то, чтобы довести помещение до ума?
— На постройку одной только пожарной лестницы ушло 700–800 тысяч. И на этом история не закончилась. О проведении света договорились с соседом, но не без сложностей.
— Так и что в итоге со светом?
— Мы долго вели переговоры, приглашали специалистов-электриков, которые могли бы нам помочь. В итоге «сосед» согласился дать нам мощности, необходимые для работы ресторана, но нервов ушло на это, конечно, много.
«Даже когда приехала команда запуска, на кухне ещё не было света, — вспоминает Мария, — это было незабываемо».
Свой свет в ресторан удалось провести только спустя год. Опыт, конечно, не самый приятный, но ценный: при открытии следующих ресторанов Мария заключала договор только с теми арендодателями, которые самостоятельно отвечают за коммуникации и проверяют, чтобы всё было в рабочем состоянии.
— Помните, как прошло открытие первого ресторана?
— Очень хорошо помню: поток гостей был такой, что мы были немного в шоке. Хорошем, но всё же. Здорово, что у ресторана предусмотрена большая производственная мощность, и мы смогли всех принять без проблем. Я помню несколько кейсов других ресторанов у нас, которые не справились с неожиданным наплывом.
Мощный старт — это то, о чём мечтает каждый предприниматель. Но даже тогда, когда проект «выстреливает», куда важнее его стабильность в долгосрочной перспективе: а есть ли уверенность в том, что и через год и через два заведение будет работать и обеспечивать стабильный доход.
— Расскажи, как привлекали гостей в первый ресторан? Рекламой?
— Если честно, то про маркетинг мы думали вообще в последнюю очередь. Были сфокусированы на том, чтобы просто запуститься, а дальше — как пойдёт. Думали, ну, будем там листовки раздавать прохожим на улице. В итоге об этом подзабыли, потом уже по факту срочно всё печатали и искали промоутеров. Считаю, нам очень повезло, что гости сразу начали приходить, даже с учётом, что мы не давали практически никакой рекламы.
— Со следующими ресторанами было так же?
— Нет, там мы уже готовились заранее: запускали рекламу перед открытием и пробовали разные форматы. Но «сарафанное радио» всё равно работает лучше всего.
— Расскажи про персонал. Вообще, легко ли нанять команду и обучить её?
— Это занятие не из простых, хотя я думала, что с этим проблем не будет. Перед открытием мы набрали местных ребят, которые буквально сбежали спустя неделю после запуска. Опыта в ресторанной сфере у них не было, и они просто не привыкли так работать.
— Ого. Как с этим справились?
— Набрали команду заново. Привезли специалистов из других регионов — у нас многие работают по вахтовому методу: месяц здесь, а потом — уезжают домой.
— Поговорим о конкурентах? Как они вели себя после открытия?
— Приходили посмотреть, куда это выстраиваются такие очереди: ) На самом деле, с конкурентами всё спокойно. Мне кажется, что наш ресторан в какой-то мере их вдохновил. Люди начали инвестировать в другие франшизы, и за какой-то год в Якутске появилось много нового. Если действительно их вдохновил наш пример, я только рада.
В итоге первый ресторан «Шашлыкоff» в Якутске открылся 1 августа 2017 года по адресу ул. Аммосова, 6, и за первый год выручка составила более 50 млн руб. Когда франчайзи выходят на постоянную прибыль, у них естественным образом появляется мысль: «А не открыть ли мне ещё одну такую же прибыльную точку?» Почему бы и нет?
После открытия первого ресторана семейная пара реинвестировала в новую франшизу «Шашлыкoff», и второй ресторан в Якутске по адресу Октябрьская ул., 20/1А распахнул свои двери ровно через 2 года — 1 августа 2019. А 1 ноября 2021 года пара открыла третий ресторан, но уже в Благовещенске.
Долгосрочное партнёрство, или как всё происходит, если открываешь следующий ресторан по франшизе
Для нас каждый франчайзи — уже партнёр. Если он готов на большее, то и мы тоже.
Выгодно ли нам, когда предприниматель, раскрутив одну точку, открывает следующую и зачастую приводит своих друзей в большую семью, работающую под торговой маркой «Шашлыкоff»? Конечно, да! И вот почему.
С нашей стороны меньше управленческих и маркетинговых затрат: не нужно заново вести процесс переговоров и рассказывать о франшизе, демонстрировать производство, отвечать на миллион вопросов и решать другие глобальные задачи.
Со стороны партнёра меньше риска того, что мы называем «франчайзинговой неизвестностью»: одна точка уже запущена и работает, с процессом запуска есть опыт и время привлекать друзей. Партнёр всегда может помочь своим друзьям, и партнёрские отношения, как и дружба, с годами только крепнут.
В общем, все уже знают, как всё работает, и мы договариваемся о процессе запуска новой точки и начинаем работу. При этом партнёр может рассчитывать на полную поддержку с нашей стороны по всем пунктам — выбор помещения и ремонт, команда и маркетинг — как и начинающий франчайзи. Просто всё это делается в разы быстрее.
Если бы любая франшиза не окупалась — партнёры бы не стали открывать следующие рестораны. Никакие маркетинговые уловки не помогут, если прибыли нет.
Как оценить, стоит ли инвестировать во франшизу
Впервые — и потом.
Трезво оцените свои финансовые способности. Не стоит влезать в неподъёмные долги. Рынок общепита хоть и достаточно стабильный, но в то же время очень чувствителен к экономической обстановке в городе и стране в целом.
Оцените состояние рынка в целом. Для этого не обязательно быть аналитиком. Почитайте открытые отчёты, посмотрите, как развивается рынок общепита прямо сейчас: какие новые заведения приходят, какие — закрываются.
Поговорите с теми, кто уже открыл заведение по франшизе. Контакт можно запросить в индивидуальном порядке напрямую у франчайзи ещё до сделки. Мы — за честную обратную связь от действующих партнёров.
P. S.
Напоследок спросили у Марии — что же дальше? Хочет ли она оставаться в ресторанном бизнесе или смотрит в другие направления?
— Поделитесь планами на будущее?
— Планы есть, но лучше поговорим о них после реализации: )
— Тоже верно! Тогда всего один вопрос: эти планы как-то связаны с ресторанной сферой?
— Напрямую. Сейчас я уверенно чувствую себя в ней и хочу попробовать кое-что новое для себя.
— Посоветуете что-то предпринимателям, которые рассматривают франшизу «Шашлыкoff» для инвестиций?
— Посоветую одно: брать и делать. «Шашлыкоff» — это понятная и заведомо успешная бизнес-модель, если говорить про вложения и окупаемость. Такой востребованный демократичный формат в городах с населением до 1,5 млн человек. Я думаю, что рестораны такого типа ещё долго будут актуальны, ведь люди любят есть мясо, пить пиво и встречаться с друзьями.