Один проект, три недели, сто человек и миллион трудностей: как мы сделали Тайного Санту в Яндекс Лавке

Новый год — праздник особенный, поэтому мы в Яндекс Лавке решили сделать к нему что-нибудь необычное и неожиданное для клиентов. Идея родилась быстро: устроить Тайного Санту. Но не рядом с ёлкой в нашем офисе, а прямо на сервисе, чтобы с его помощью люди могли заказывать друг другу подарки и отправлять их с доставкой. Идея оказалась хороша и тем, что развивает концепцию новогодней рекламной кампании Лавки «Дарите друг другу праздник». Сделать Тайного Санту оказалось нелегко: пришлось придумать с нуля механику проекта, технически реализовать её в приложении Лавки, подготовить список товаров, которыми люди захотят порадовать друг друга на Новый год, и учесть многие другие факторы. Со всем этим мы справились всего за три недели — рассказываем, как нам это удалось.

Иван Купцов, директор по клиентскому продукту в Яндекс Лавке

Сторис в приложении Лавки
Сторис в приложении Лавки

Почему решили это сделать

Лавка — онлайн-сервис, но мы постоянно придумываем, как перенести в интернет офлайн-опыт, привычный для покупателей. Например, наш каталог с товарами устроен так же, как располагаются витрины в магазине: в одном месте — молоко, в другом — хлеб, в третьем — мясо, в четвёртом — сладости и так дальше. Да и сама Лавка, по сути, — это как супермаркет у дома, в котором можно быстро купить всё необходимое. Только вот в Лавку даже идти не нужно — курьер доставит покупки прямо домой.

Когда захотели сделать что-нибудь особенное для клиентов Лавки к Новому году, мы обсудили много разных идей. Лучшей из них оказалась про игру Тайный Санта, которую мы решили сделать прямо в приложении.

Как это работает

На словах — очень просто. Клиент заходит в Лавку и нажимает на значок Тайного Санты. Дальше выбирает город получателя подарка — Москву или Санкт-Петербург, — а затем вводит номер телефона и имя того, кому достанется сюрприз. Заказать подарок можно из любой точки мира — главное, чтобы получатель был в Москве или Санкт-Петербурге.

Затем клиент выбирает один или несколько подарков из двадцати новогодних товаров, список которых мы подготовили заранее. Это могут быть носки с новогодним рисунком, пряничный домик или, например, кипарисовик в горшке. Ещё клиент может указать своё имя и добавить виртуальную открытку от Лавки. Дальше он оплачивает покупку и доставку, а всё остальные делаем мы.

Как это выглядит у «Тайного Санты»
Как это выглядит у «Тайного Санты»

Лавка присылает получателю подарка сообщение, что его ждёт сюрприз. Если у человека есть приложение Лавки, Еды или Go, то ему приходит пуш, из которого можно сразу перейти и оформить доставку подарка на удобное время. А если человек не пользуется сервисом, то мы отправляем ему смс со ссылкой, по которой можно заказать доставку сюрприза через сайт Лавки. При этом к подарку можно добавить другие товары из Лавки — и покупки бесплатно приедут вместе с ним.

Как это выглядит у получателя
Как это выглядит у получателя

Выглядит просто. Но только на словах, а на деле...

С какими трудностями вы столкнулись

Первая сложность возникла ещё на этапе обсуждения идеи. Мы никогда не делали ничего подобного и сами не верили, что это вообще получится реализовать. Самый смелый из нас (или самый пессимистичный) даже сказал: ребята, это не Тайный Санта — это Плохой Санта, в проекте столько подводных камней, что мы пойдём с ним ко дну, даже не добравшись до тестового запуска, давайте даже не будем пробовать. Но не попробуешь — не узнаешь. Мы всё-таки решили попробовать — и узнали, что настоящие сложности были только впереди. Не буду перечислять их все, расскажу только про самые главные.

Корзина для товаров и подарков. В Лавке одна корзина, и если в неё положить подарок для другого человека, а ещё молоко и масло для себя, то сервис просто не поймёт, что есть что и кому что доставить. Нужно было решить эту проблему, и разработчики предложили создать ещё одну корзину — для подарков. Теперь в Лавке можно собрать корзину товаров из основного ассортимента и отдельно — корзину с подарками. Оформить один заказ на две корзины не получится, зато можно переключаться между ними в любое время — и ничто не мешает сначала заказать подарок, а потом продукты. Или наоборот.

Запасы подарков. Когда мы сказали финансовому директору, что собираемся сделать Тайного Санту, он ответил: чтобы реализовать этот проект, нужно во всех Лавках постоянно держать абсолютно весь ассортимент сервиса. То есть увеличить закупки в три раза — и всё это просто не поместится в Лавках. Поэтому мы решили ограничить список подарков двадцатью товарами и убрали их из основного каталога Лавки. Так нам легче контролировать заказы подарков и заранее рассчитывать, сколько товаров в какую Лавку нужно привезти, чтобы пополнить ассортимент уже распроданных сюрпризов. При этом мы всё равно поставляем такие товары в большем количестве, чем нужно, — с запасом на всякий случай, чтобы подарков точно хватило всем.

Список подарков. Чтобы его составить, мы выбрали около 200 самых ходовых товаров на сервисе в новогодний период: ёлки, кипарисовики, пряники, торты, мороженое, яркие носки, декоративные свечи и многое другое. Затем провели опрос среди команды Лавки — добавили названия и фото товаров и спросили: что из всего этого вы подарили бы близким на Новый год? Для каждого респондента мы перемешивали список товаров, чтобы исключить выбор только между товарами, которые находятся на самом верху огромного списка. Таким образом мы отобрали 20 самых популярных товаров для нашего Тайного Санты.

И всё-таки Тайный Санта

Все эти и другие трудности пришлось преодолевать на каждом шагу. Не успеваем понять, что делать с корзиной, как возникает вопрос: каким образом составить список подарков? Пока пытаемся это решить, появляется другая задача: как рассчитать достаточный запас подарков для каждой Лавки?

Мы начали обсуждать Санту в середине ноября и решили запустить тестирование проекта в десятых числах декабря. Никто из нас не верил, что мы успеем, но все очень загорелись идеей. Разные команды активно участвовали в проекте — продакт-менеджеры, разработчики, аналитики, юристы, контент-менеджеры. А ещё операционные менеджеры — они посещали Лавки и проверяли, хватит ли в дарксторах места для хранения подарков и, например, получится ли поставить на полку 30-сантиметровый кипарисовик.

В первые две недели мы встречались каждый день и обсуждали Санту: что будем делать и что уже сделали. С помощью этого проекта вся наша команда очень хотела сделать приятное к Новому году родным, друзьям, коллегам и всем клиентам Лавки. Мы всё успели, и технически всё получилось. Проект стартовал в прошлую пятницу, и за эти несколько дней уже тысячи подарков отправились к своим получателям. И это только начало — Тайный Санта в Лавке продлится до 9 января. Кстати, самые популярные сюрпризы, которые заказывают чаще всего, — это пряничный мини-домик, глинтвейн под собственной торговой маркой Лавки и имбирные печенья ручной работы, которые можно повесить на ёлку. Надеемся, эти и другие подарки порадуют ещё многих и многих людей. Закажите тоже кому-нибудь сюрприз в Лавке, а мы его доставим. Кстати, когда сделаете заказ, откройте в приложении карту с трекингом — там тоже будет сюрприз.

А какой сюрприз, вы хотели бы получить от Тайного Санты?
Праздничные носки
Яндекс Станцию
Кипарисовик
Мандарины и икру
Все сладости, которые там есть
Я не знаю, ХОЧУ СЮРПРИЗ
77
7 комментариев

А вы где работаете? Где-то в США? У нас тут в России нет никакого Санты. У нас Дед Мороз.

Тоже заметил инородный элемент))). Скоро Санта будет под запретам, судя по всему. Будем строго дедморозить народ и снегурочить. Дочка Мизулиной, аууууууу, наших забижают.

Предлагаю сразу объявить яндекс иноагентом

Здравствуйте!

Хотел решить свой вопрос в Яндекс го. Но оказалось что сотрудники не разделяют со мной этого.
Перестали отвечать несколько дней назад!!
Яндекс вы что только умеете цены поднимать и водителей в долги вгонять.

Ужасный сервис! Не рекомендую пользоваться.

Лооооооол! Сто крайне посредственных человек

Или просто переименовать на "Мороз с сюрпризом". "Тайны Дед" как-то попахивает плагиатом))) откровенным)