Купить работающую доставку еды или ресторан. Почему не стоит?

Написал по «горячему». Примерно раз в месяц слушаю очередного новенького ресторатора, который купил чью-то доставку еды. Быстро закинул продавцу средства. Вот сейчас сам не знает что делать с «дареным конем». Работать? Коллектив не слушает, меню не знают, телефоны еще на прошлом собственнике оформлены.. доступ к соц.сетям тоже вроде еще не перевели… короче хаос

Чаще всего это покупается на скорую руку. Второпях. Так как предложение выглядит неплохим и нужно срочно-срочно что то предпринять, а потом уже разобраться с остальным!

Типичные признаки «товара от которого срочно нужно избавиться»

Наверняка вы обдумывали такой вариант. Выглядит привлекательно. Вы получаете уже готовый бизнес, с работающими процессами, с персоналом, знающим свою работу, с проработанными стандартами, с налаженными рекламными каналами и с понятным финансовым ежемесячным результатом!

Все это верно и правильно. Это хороший вариант! В идеальном мире продажи и покупки ресторанов доставки. Живем ли мы в этом мире? К сожалению нет. Мы живем в другом мире. В мире ошибочного первого впечатления, в мире запутанных бухгалтерских отчетов или их отсутствия, в мире неправильно настроенных программ для продажи блюд. В мире плохо составленных калькуляций или вообще не составленных и потерянных. В мире поваров, которые уходят все сразу, без предупреждения. И так далее… это реальный мир

Что есть фактически: доставку купить можно, за полдня. Выбор огромный, в любом городе. Зайдите на авито. Но, прошу внимательно изучить то, что вы будете покупать! 99% случаев это проблемные бизнесы.

О чем я? Многие такие продажи не принесут вам ничего кроме проблем. Вам придется разгребать множество старых чужих проблем, созданных даже не вами! Лучше и приятнее разгребать свои собственные проблемы, созданные лично вашей некомпетентностью, чем чужой

Мое субъективное мнение – покупка доставки или ресторана, только для опытных игроков рынка, которые знают что им нужно. Они не покупают старые холодильники и вредных поваров. Они не покупают какое-то эксклюзивное меню.

Они покупают дополнительный или основной канал заявок и клиентские базы для уже действующего бизнеса в этой же сфере. Готовый финансовый ручеек, который они смогут оптимизировать и освоить.

Или же они покупают бизнес с работающими каналами, который тоже можно вывести на нужные им показатели. Умело и заранее оценивая риски, вложения (они нужны почти всегда)

С высокой вероятностью – вы этого не сможете сделать, если у вас нет опыта открытия и оптимизации ресторанов доставки или стационарных заведений общепита и вывода такого бизнеса на прибыль. Есть ли основания, серьезные, обоснованные – тому, что у вас хватит опыта и понимания?

Тому, что вы хорошо понимаете, как анализировать рынок доставки еды, тому что вы знаете где и как находить персонал, как с ним говорить, обучать, ставить задачи и получать результаты? Есть опыт получения результатов от работающих на ваш бизнес людей?

Так что лучше не начинать свой первый бизнес в общепите с покупки чужой доставки или кафе.

Что такое доставка еды с точки зрения объявления на авито? Это список старого оборудования, скорее всего изначально достаточно дешевого или даже б/у. Это сайт, который нужно тщательно изучить и проверить, вместе с опытным специалистом по сео и рекламе в яндексе, гугле и так далее (и этот специалист - не вы). Это изучение и анализ аккаунтов в соц.сетях (уверены что вы знаете как оценить группу в контакте?). Сможете ли вы сделать аналитику рекламного кабинета в вк, оценить настройки, релевантность, стоимость привлечения подписчиков, заказов?

Также обязательно нужна аналитика клиентской базы, продаж, доступ в личный кабинет на телефонные номера, с актуальной статистикой по звонкам.

В общем сразу скажу – там в целом и сложного ничего нет. Но расписывать методику оценки ресторанов доставки, кафе и так далее на расходы и на текущий доход реальный – сейчас я не буду. Это материал для отдельной большой статьи или даже книжки. Есть свои нюансы и это нудный и большой материал.

Главное – не рекомендую вам покупать чужую доставку. Даже если это доставка вашего дяди с тетей, которые уезжают срочно-срочно на Пхи-пхи и продают отличный налаженный бизнес за копейки любимому племяннику! Такие случаи, кстати, требуют особого внимания и анализа имеющихся данных… Или это отлично знакомый вашим друзьям предприниматель, который очень важный и солидный и его уважают. Или он часто мелькает в светской хронике вашего города на разных пати и премьерах новых авто от дилеров.

Я сейчас говорю о том, что нельзя доверять «социальному образу». «социальному имиджу». Это ошибка

Иногда, не часто, но в целом так, можно установить фактическую ситуацию с бизнесом в общепите даже удаленно, по имеющимся внешним признакам, по запрошенным отчетам, по ответам на заранее подготовленные вопросы по всем отчетам, показателям, метрикам. Или по отсутствию ответов на эти вопросы. Если кто понимает – тот знает, что я имею в виду. Повторюсь – сейчас не будем об этом. Если будут дополнительные запросы – я обязательно подготовлю отдельный большой материал на тему проверки объекта общепита перед покупкой.

По деньгам – покупка старой доставки не всегда будет выгоднее, чем создание новой. Проще создавать бизнес на чистом месте, с чистой репутацией, со здоровым подходом к делу и к решению возможных проблем. Да, вам могут продать ее за копейки, но в перспективе вам нужны вложения в маркетинг, в персонал и так далее. Так что не надо браться за такое.

Если вам кажется, что я написал про других, а в вашем случае все будет не так, так как это крутая доставка и хозяева ее срочно уезжают в Краснодар или в Черногорию и потому продают, то могу вас убедить, что скорее всего это не ваш вариант. Работающие и рентабельные бизнесы обычно просто продают, за нормальные суммы. И это не сотни тысяч. Так как реальные доходы не дадут хозяину продать за копейки! Если он знает 100% что это рабочая модель и в целом зарабатывать можно, то гарантирую что такой бизнес вам не продадут дешево.

Важно - никогда не проводите сделки под давлением. Даже под давлением обстоятельств! Вам кажется, что это удачное стечение обстоятельств, что вот и пришла ваша удача, готовый крутой проект! Поверьте, удача – не лучший способ вести бизнес. Успех в бизнесе – это не казино, не поиск супервыгодных предложений. Успех, стабильность, хороший доход – это спокойная вдумчивая работа над бизнесом и над собой. Когда вы уже действительно будете знать как распоряжаться такими «подарками судьбы» тогда это будет другой разговор. Когда у вас уже будет налаженный бизнес на несколько миллионов оборота, тогда вы сможете разглядеть реальную ценность большинства таких случайных предложений. Сейчас у вас нет очков «опыта». Не берите и все! Вы можете прочитать несколько книг и статей, но практического опыта и понимания своих и чужих ситуаций в этом бизнесе от этого у вас не прибавится!

В чем тут проблема? Вы можете воспринимать чужой бизнес по внешнему виду. По упаковке. По приятному человеку, который его продает. Он может быть на дорогой машине и в дорогих кроссовках и вообще – известный предприниматель. У него еще есть рестораны. Ну я скажу – у многих рестораторов в сетях есть слабые заведения. Много минусовок вообще-то. Да, если ресторанов хватает, то «на круг» они в целом выдают какой-то оборот и чистую прибыль. Но не факт что вам не продадут как раз «слабое звено».

Вы сейчас оцениваете такие бизнесы по не совсем корректной системе координат. Вы можете оценить красивый сочный сайт и профессиональные фото блюд – но вы можете даже не догадаться запросить доступ к метрике и изучить ее внимательно, причем не последнюю неделю, а разобрать последние два года внимательно! Допустим, даже я – могу посмотреть вашу метрику и уже сказать предварительное мнение о том, насколько этот сайт эффективный и так далее. И я конечно посмотрю, но чтобы избежать предвзятого мнения и ошибок, я лучше позвоню своим друзьям или проверенным людям, которые очень хорошо знают все про сайты и попрошу их, за небольшое вознаграждение, дать свою оценку этому сайту. Обойдется мне это в 1-2-3-5 тысяч рублей максимум. Думаю, что дешевле. Но без такой оценки я не буду брать сам и никогда не разрешу брать чужую доставку своим клиентам!

Кажется, какая ерунда и так все ясно. Но вы лучше потратите 2 тысячи, чем один миллион рублей. Разумно? За такие вещи вообще больше платят продвинутые люди. Но они конечно не занимаются бизнесом на уровне одного миллиона… Да и аудит и вообще мнение по покупке сайта – обойдется от адекватного человека, вашего приятеля который давно в теме интернет маркетинга – думаю рублей в тысячу максимум

На вас может произвести впечатление красивая упаковка или красивые слова. Которые будут говорить то, что вам хочется услышать. Про много заказов. Про то что текущие проблемы – в том, что вы не успеваете принимать много заказов. Что персонала не хватает не вообще, а из-за того что происходит постоянный рост продаж… и все в таком духе.

По поводу консультаций со специалистами – также при покупке доставки зовите спеца для аналитики аккаунтов вк и в инстаграме. Не пожалейте копеечку на это. Будете потом спокойны!

Всегда всем кажется что с ними то такого не произойдет, но потом с ними и происходит… Сколько у меня запросов и историй было от клиентов которые купили за 300-500-1млн рублей и больше – доставку, ресторан и прочие объекты общепита, которые по факту не стоили и 10-20% от потраченных денег…

При покупке вы посмотрите на то, что есть логотип и брендбук и например сайт, хотя все это можно сделать за совсем небольшие деньги. Тем более обычно все покупные «регалии» - логотипы и прочее – и не зарегистированы и сделаны топорно и еще куча нюансов..

У многих даже не хватает потом опыта и возможностей чтобы запустить купленный «титаник»..

Зачем эта статья? Попугать вас? Опытные ребята и так все это знают. Им не нужно читать эти материалы, хотя, иногда и «на старуху бывает проруха». Мы часто, уверенные в себе, делаем ошибки.

На что смотрим при покупке доставки, если совсем коротко?

1). Анализ метрики сайта и сео и самого сайта со специалистом. Вам должны предоставить доступ. Это нормальное и естественное желание

2). Анализ настроек группы в вк – охват, сообщения. Анализ рекламного кабинета и прошлых рекламных кампаний – особенно в связке с метрикой!

3). Анализ приложения на рассылку в вк, если приложение подключено (например гамаюн или сенлер). Интересует доставляемость, количество, переходы дальнейшие

4). Анализ внутренних данных по аккаунту в инстаграме. Охват постов, охват рекламных постов, охват сторис.

5). Статистика с телефонных кабинетов. Те номера по которым приходят заказы. Сколько, когда, принятые, не принятые. – все это вы будете сопоставлять с данными по программе, чтобы понять реальность цифр. Идеально если еще и разговоры по заказам хотя бы последние – можно послушать

6). Отчеты по продажам в программе. Отчеты по безналу, отчеты по налу, отчеты по доставке, отчеты по самовывозу, отчеты по расходам на маркетинг (подарки и т.п.)

7). Есть приложение – данные по продажам через приложение. Статистика и так далее

8). Есть CRM работающая и настроенная на все каналы – это хороший показатель. Если она нормально настроена и работает и не нужно еще 100 тысяч вкладывать в настройку!

9). Все данные анализируются и сравниваются друг с другом. Это помогает понять есть ли некорректные данные где-либо в системе

10). Также вам нужно увидеть отчет по себестоимости блюд

11). Отчет по продажам блюд за последние 3 месяца и год

12). Данные по зарплатам и бюджетам за последние 1-2-3 месяца.

13). Если покупается ООО (не рекомендую), то важно увидеть все сверки с поставщиками, отчеты по налогам и платежам за последние месяцы, кварталы, год…

14). Обязательно запросите отчет по расходам на рекламу и продвижение, запросите маркетинговые планы за последние месяцы.

15). Договор аренды по данному месту. Данный договор нужно будет обсудить с вашим независимым юристом (если вы берете с помещением в аренде)

16). Данные по персоналу. Официально устроенные, не официально. – кто, сколько, зарплаты, должности, обязанности. Короткая справка по этим людям если они остаются. Топ менеджеры – собеседование с каждым обязательно предварительно

17). Отчет о доходах и расходах.

18). Наличие базы данных клиентской. Это база в пригодном для работы виде. Ее можно перевести в иксель. Там есть имена, телефоны, адреса, данные по заказам (количество и так далее). Количество людей в базе – самое важное

Сейчас я указал только часть показателей и моментов, которым стоит уделить внимание!

К сожалению, это идеальный вариант. В большинстве ресторанов и доставок которые выставляются на продажу вы вряд ли увидите и третью часть того что я описал… это тоже показатель! Есть о чем задуматься

Все указанные мною пункты можно проверить со специалистами. Сайт – специалист по сайту, дать доступ ему и попросить его выдать свое мнение в письменном виде. Плюсы и минусы и оценка ситуации и какие изменения и стоимость изменений нужны. Соц.сети – свои специалисты по смм и таргету (уже на этом этапе вы увидите слабые стороны, а может сильные.. 😊 )

Анализ отчетов, себестоимости и меню – с опытным шеф-поваром или директором. Просто со стороны. Можете позвонить опытным ребятам, попросить их дать свое мнение по данным за какое-то вознаграждение. Обычно это все в рамках консультации возможно. Или бесплатной или платной. Это не дорого.

Доступ к программе можно дать специалисту независимому. Например, ребятам которые занимаются установкой и сопровождением этих программ. Чтобы они проанализировали работу и настройки программы. Задали свои вопросы собственникам!

В общем – при наличии небольшой суммы денег на специалистов, даже не обладая опытом, вы можете оценить указанные данные. Вопрос там будет в том, как проанализировать и понять все указанные данные – все вместе. Там уже нужен опыт будет. Или ваш – или специалиста

Опытные зрелые ребята – директора и собственники, конечно сейчас начнут писать – а как же финансовые отчеты, главные документы и так далее? Мы не будем сейчас их разбирать. Если вы опытный ресторатор – зачем вам это? Цепляться за слова? Базовую ситуацию можно увидеть уже по описанным данным. Плюс по их отсутствию или наличию (что гораздо реже)

Отчет о доходах и расходах – вам нужно найти опытного финансиста. Ищите через знакомых бухгалтеров и директоров.

Выглядит нудно. Долго. Но это бизнес. Люди теряют миллионы, покупаю «котов в мешке». Даже опытные, казалось бы, компании. Даже ресторанные сети могут, поверив на слово продавцу – известному в городе человеку например, депутату или допустим крупному предпринимателю, вложиться в полное «дно»… иногда и такое бывает! Конечно, это многое говорит и о самой данной ресторанной сети, о ее руководстве и принимаемых решениях. Но в целом и такое бывает. Я такое встречал по всей стране. Думаете – ага, глубинка! - В Москве подобная невнимательность процветает с гораздо большим размахом!

Очень много случайных людей. Случайных денег, быстрых желаний и крутых предложений неожиданных! Так что будьте внимательнее.

Короче – не уверены – не берите! Не умеете – не беритесь

Если умеете и уверены – беритесь, но – сами понимаете, проверьте все досконально! Для вас важнее даже не запас продуктов, а каналы коммуникации с заказчиками, доступ к этим каналам и их реальность.

1212
19 комментариев

Какой-то поток сознания. Вы пробовали перечитать свой текст?

4
Ответить

Стараюсь упор делать больше на содержание. Спасибо за комментарий! К сожалению не обладаю навыками копирайтера, но буду стараться лучше

3
Ответить

Какой-то делитант. Если Вы проводите аудит сайта и чего-либо, Вы должны знать, сколько это точно стоит в Вашем случае. А не 1-2-3-4-5-20, а кто-то так вообще.

Та же история с редактором - хотели бы, сдали. Реклама какой-то экспертности предполагалась. А в итоге информационный хаос у самого автора.

Не пиши больше сам никогда.

Ответить

дЕлИтант 😀🔫

3
Ответить

Сколько это стоит у тех с кем я работаю - я знаю. Но аудит сайта, аудит соц.сетей - у всех оценивается по разному. В данной статье я не обещаю смету, а описываю порядок действий. Если я напишу "1000 рублей" или "5000 рублей" обязательно найдется 10 человек или больше которые скажут - а нет, ты не прав, я бы за 3500 сделал или "я бы меньше чем за 10 не стал даже отвечать". Всегда будет кто-то кто скажет - вот я аудит не сделаю за такую сумму. я сделаю за другую. ты не знаешь цены (мои) - ты дилетант!

Интернет маркетингом сейчас занимаются многие (треть читателей сайта vc.ru как минимум) и у всех разный уровень. будет некорректно приводить какие-то строгие цифры. Примерные параметры заданы - от тысячи рублей. Это есть в тексте. Главная мысль - то что это можно сделать и нужно и что это не дорого (в сравнении со стоимостью самой покупки).

В любом случае буду иметь в виду ваши комментарии, спасибо!

1
Ответить

Да... Первая половина статьи впечатляет! Вы ее в ночь с субботы на воскресенье писали?

Ответить

Нет, я так обычно пишу. По центральной теме иду. Потом редактирую, видимо слабо... Будущие материалы буду предварительно отдавать редактору!

2
Ответить