{"id":13641,"url":"\/distributions\/13641\/click?bit=1&hash=54ad57c4617320c107392085a34311acc98a801723ceed43ac5a66c11a945977","title":"\u0422\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0430\u043c\u043e\u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u044b\u0439","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"92ef5acf-26f1-5102-8f72-40ca3bb88998","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как я поехала в Нигерию, чтобы запускать пиццерию и бренд мороженого, и что узнала о бизнесе в этой стране

Я Настя Колесникова, основатель «Местной еды». Уже шесть лет мы делаем маркеты еды в Москве, где каждый может стать ресторатором на два дня и протестировать идею. Организовываем фестивали и фудкорты для компаний и помогаем запускать гастрономические стартапы в фуд-инкубаторе.

В октябре прошлого года основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников предложил мне поучаствовать в запуске пиццерии в Нигерии. Чтобы разработать проект с нуля, нужно было изучить рынок и аудиторию, поэтому я впервые поехала в Лагос.

Позже нигерийские партнеры «Додо пиццы» предложили мне заняться запуском бренда мороженого. Так я оказалась в Лагосе второй раз. Рассказываю, как я изучала рынок и что узнала о бизнесе в Нигерии.

1. Запускать бизнес в Африке дороже

Многим кажется, что открытие в Нигерии стоит дешевле, чем в России. Это не так. Аренда здесь приблизительно такая же, как в Москве, невысокий «лейбор кост» (коэффициент расходов на зарплату относительно выручки). Но есть много других существенных трат:

  • Каждую позицию в меню надо сертифицировать, это дорого.
  • Оборудование везти из-за границы — если в Москве на складах многое можно найти, то здесь нет ничего.
  • Затраты на генератор — электричество в Лагосе отключают каждые четыре часа.
  • Оплата работы привозных менеджеров — мало кто из местных имеет опыт.
  • Сложности с продуктами и ингредиентами из-за санкций.

Инвестиционные бюджеты в Нигерии по сравнению с Россией — больше, а выручка — меньше. Думаете, так и конкуренция меньше? Но зато включается режим специфических потребительских предпочтений.

2. Для изучения спроса понадобится помощь местных

В фуд-инкубаторе для исследования аудитории мы используем глубинные интервью. Это неформальная личная беседа с заранее спланированными вопросами.

В Лагосе мы отобрали 20 людей разных типов, составили список вопросов и набрали местных ребят, которые эти вопросы задают. Я не провожу глубинные интервью сама, потому что белому человеку нигерийцы не всегда говорят правду.

Они не врут, но приукрашивают. Говорят, что ходят в другие рестораны, что выбирают еду немного по-другому. А в глубинных интервью очень важна искренность — только так можно сделать правильные выводы.

Например, из них мы узнали, что для нигерийцев важно, чтобы бренд мороженого был в жизнерадостных красках. Мы думаем, что они расслабленные, ни о чем не парятся, но сами они говорят, что их жизнь очень тяжелая, они много работают, сильно устают и мороженое для них — порция радости, то, что помогает почувствовать себя счастливым.

Когда делали интервью при запуске пиццерии, поняли, что в кафе нигерийцы ходят не сами по себе, а с компаниями, наряжаясь. Для них это выход в свет. И нужны позиции в меню, которые можно разделить с компаниями.

Кроме того, после тяжелого рабочего дня и диких пробок нужна релакс-атмосфера. Поэтому монопродуктовая история здесь не сильно заходит: они не хотят в одном кафе съесть стейк, в другом пиццу. Они хотят прийти, расслабиться и получить все в одном месте.

3. Вопрос цены очень важен

Параллельно с глубинными интервью я анализирую известные бренды, которые вышли из Африки, чтобы понять, что сделало их популярными. А также наблюдаю за поведением людей.

Я была в одном из торговых центров, где есть Hugo Boss, Tommy Hilfiger, то есть не особо бюджетные бренды, туда приходят люди с хорошим доходом. На фудкорте — три точки с мороженым. По большей части люди идут туда, где дешевле. Когда они идут с семьей и покупают еду, вопрос цены играет очень большую роль.

4. К выбору франшизы нужно относиться внимательно

Люди в Нигерии не особо знакомы с международными компаниями, поэтому бренд, который дает франшиза, большого значения не имеет. Он не влияет на выбор заведения. Кроме того, повторить технологию франшизы в другой стране не всегда возможно.

Например, по условиям франшизы нужно поставить определенное оборудование — управляющая компания уверена, что оно самое надежное. Ты ждешь его несколько месяцев, и вот оборудование доставлено, но в жарком влажном климате быстро начинает ломаться. И чинить его здесь некому.

Или другое — в Лагосе четыре раза в день отключается электричество. Делать бизнес, если у тебя нет генератора, невозможно. Нужно учитывать расход топлива на этот генератор. То есть специфики очень много. И по большому счету без разницы, стартуешь ты с франшизой или без нее.

Не все компании, предлагающие франшизы, подходят к этому ответственно, поступают так заботливо как «Додо Пицца» и отправляют человека для исследования рынка.

5. Запустить бизнес быстро не получится

Оборудование будет идти долго. Например, наше приедет только в феврале. Но до этого времени мы будем тестировать идею — сделаем попап-тележки, с ними в декабре поучаствуем в разных мероприятиях, чтобы посмотреть на реакцию людей и понять, правильно ли мы выбрали вкусы, персонал.

6. В Нигерии вам нужен водитель-охранник

Я сама не ощущаю какой-то опасности, но местные говорят, что в Нигерии до сих пор воруют белых людей ради выкупа. Поэтому партнеры запрещают мне перемещаться пешком и одной. У меня есть машина с водителем, и он везде меня сопровождает. Хотя мне кажется, здесь не так страшно, как рассказывают, подстраховаться стоит.

7. Не стоит бояться, все реально!

Многие говорят, запускать проект в Нигерии — это вызов. Но планета круглая, и это нормально — перемещаться и делать проекты в других уголках мира. Не скажу, что это был выход из зоны комфорта, но это точно по-другому и, конечно же, очень интересно и несет большой смысл.

Мне очень хочется сделать бренд, который станет большим и международным, но при этом хранящим и отражающим традиции, корни. Бренд, который станет символом духа упорства. Они все тут с предпринимательским подходом. Каждый хочет что-то тебе продать — держит зонтик или дверь открывает. Это удивительная черта.

В ближайшее время я все еще буду находиться в Нигерии, изучать людей и местный бизнес и готовить к запуску бренд мороженого. Пишите в комментариях про то, что интересно узнать.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Paul Koval

Статья клёвая но  я считаю что погружение в социальную среду бизнеса еды чревато, так как ваш бизнес теряет самое главное это свою атмосферу и аутентичность. Я не могу и не хочу ходить в кафе или ресторан где я не нахожусь в атмосфере и правилах которые создал шеф-повар и его команда.  Если надо есть молча голыми руками  и слушать пение птиц  или особой живой музыки  или  есть не всегда привычную еду по вкусу  например рыбу Фуко или мясо талимо. Я буду строго соблюдать правила шеф-повара - так как я на его территории я его гость и я получаю опыт который для меня подготовил владелец ресторана или кафе.  Именно заведения со своей культурой и философией и своими правилами и есть проводниками культуры потребления и гурманографии в мире, где засилие безликих,  "приспособленцев"  заведений с посредственной едой и культурой которые подстроиться успели, под невежество потребителей и их бескультурщину.  Еда и её культура потребления также как и музыка и театры являются тем что делает нас на шаг ближе к обществу сложных ценностей и высокой морали. 

 Меня поразил  маленький  семейный ресторанчик в  Мексике где  хозяина с трепетом относятся к своим блюдам и к традициям их культуры и религиозной истории такого бурито и тако я не где в жизни не ел и так хорошо под музыку гитары хозяина ресторана мне ещё не было.  Жалко что  в погоне за прибылью фаст-фуды и их франшизы идут на поводу у потребителей.

Ответить
Развернуть ветку
Расул Юсупов

Вы описали один из видов Food бизнеса.
Но когда история про деньги а не про тщеславия то бизнес ведётся совсем по другому!

Ответить
Развернуть ветку
Солдатский кот

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Настя Колесникова
Автор

Я с вами не соглашусь. Надо сочетать и внимание, уважение, заинтересованность в клиентах/гостях и свою страсть и свои ценности. Так же как однотипные фастфуды проваливаются, так и рестораны, сконцентрированные только на реализации своей концепции без внимания к клиенту (пусть учатся) проваливаются. Мой подход такой: 
1. Понять какой бизнес, какое дело лично я хочу, которое будет отражать мои ценности и смысл жизни (сеть мороженого, которая поддерживает местную культуру и дает рабочие места - для меня такой бизнес)
2. Понять, что любят и чего не хватает потребителям (поэтому исследование, это не "приспособление", это желание сделать людям хорошо, сделать их жизнь счастливее, иначе вообще в чем смысл бизнеса?)
3. Создать продукт с учетом пункта 1 и пункта 2.
4. Быть доступным и по продукту и по культуре и по деньгам большому количеству людей (иначе это снобство какое-то).

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Пауль, вы ошиблись в названии рыбы ! Рыба "фугу" , а не "фуко" !
Будьте внимательны - и люди к вам потянутся !

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Бондарович

И вроде бы Нигерия, экзотика.
Но уж очень на Пензу похоже

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Redmi

Согласен. В Пензе тоже белым не доверяют

Ответить
Развернуть ветку
Настя Колесникова
Автор

Я много где была (Иран, Монголия, Дания, Германия, Англия, США, Аргентина, ЮАР, Италия....), вы не поверите, везде люди - люди. Мы все мечтаем об одном и том же, переживаем из-за одних вещей, сложности могут быть специфическими, но по большей части все люди похожи.

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Alexeev

москвачей воруют?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Докучаев

🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️ а че, ближе мест где открываться уже не было ?!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

ставь больше имоджи, а то может кому-то ещё не понятен твой уровень эмоциональности и интеллекта

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Серик Айтбаев

Интересный опыт, мне понравился, пишите еще. 
Из вашего поста: мороженое — порция радости. Знаете в этом есть небольшая правда, но задумался только сейчас. В нашем городе много точек мороженного, в основном все франшизы и продают шариками. Их иногда покупаешь, потому что хочется мороженного и все. И есть сеть мороженных, которые продают мороженное необычно, не шариками, а завивают в рожок. К слову, в рожке продают многие, но оно чисто белое ( у них продается только в жаркие дни, строгая сезонность "лето-ранняя осень"). Эта сеть стала продавать разноцветное мороженное. Плюс продают в виде дизайнерской выкладки. У меня мало опыта в описании мороженного, но после вашей статьи понял - они продают радость. Такое мороженное хочется есть для поднятия настроения, в отличие от "шарикового" или "рожкового" белого. Остальное мороженное кушаю от жары либо "соскучился". Спасибо еще раз за вашу статью и описание опыта

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Redmi

морожеНое.
Это же не морожеННое мясо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Настя Колесникова
Автор

Да, очень интересные открытия, которые кстати помогают мне и наш рынок понять, многие вещи не очевидны. 

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Для меня в своё время было откровением, что представители нигерийского бизнес-сообщества приходили на конференцию только потому, что там можно было бесплатно пообедать

Ответить
Развернуть ветку
Настя Колесникова
Автор

В России делают так же на многих отраслевых выставках. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей Епанчинцев

У нас на конфы по сайтам бабули приходили, по-моему они профессионально эти занимаются - жрут на кофе-брейках. Наверное специально анонсы мероприятий мониторят. Был случай перед мероприятием, когда позвонили в офис и спросили будет ли кофе-брейк 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Michael Shultz

Поехать на конференцию вместо рабочего дня - классика.

Ответить
Развернуть ветку
ugnich

На ваш взгляд, какому малому/среднему бизнесу из России имеет смысл рассматривать Нигерию и/или Лагос в качестве потенциального зарубежного рынка?

Ответить
Развернуть ветку
тима махотлов

оружие, наркотики, проституция)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Ставки на спорт, микрокредиты.

Ответить
Развернуть ветку
Настя Колесникова
Автор

Только тот бизнес, в котором владельцы и команда готовы переехать на 5-6 лет в страну + те, кто полюбят или хотя бы будут чувствовать приятное по отношению к стране, иначе провал. Соглашусь с ставками, микрокредитами, it (хотя тут у них стартапов много) и сервисов для среднего класса (есть небольшое количество людей,  у которых есть деньги, они хотят ощущать, что они у них есть).

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Tim Aventy

Очень круто, вы большой молодец!

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

большая)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Сиренко

Интересный опыт. Недавно партнер, который ведет бизнес в Кении, рассказывал что может быть мы будем открываться в Нигерии, я пошел гуглить и кроме ужаса ничего не начитал (вроде того, что Нигерия одна из самых бедных и не развитых стран). Но если уж в столице есть Tommy Hilfiger, может все не так и плохо)

Ответить
Развернуть ветку
GR

Возможно вы перепутали Нигер и Нигерию. Это разные страны.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Настя Колесникова
Автор

Где вы такое прочитали? Экономика Нигерии растет самыми большими темпами в Африке.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Странный у вас гугл. Нигерия по ВВП на 17 месте из 54 африканских стран. Это уж точно не «одна из самых бедных»

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Леонид Барышников

Интересно и нативненько.) Привет Феде.

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Kislova

Первая мысль--почему именно Нигерия???  Кстати рекомендую приглядеться к Эквадору- очень перспективная страна в плане ведения бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Serg Asr

Там точно не опечатка? Может ни Нигерия , а Норвегия))

Ответить
Развернуть ветку
Настя Колесникова
Автор

Один друг предлагает запустить ресторан в Гринландии, может в следующем году). 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Eugene Danilov

И не Лагос, а Ларнака)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Shlomo Goldenberg

Одна недавно в Колумбию уехала, другая в Нигерию. Выбор настолько странный что и не знаю что сказать. Я бы и за миллион долларов туда не поехал ни жить, ни туристом

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Это от невежества. В Колумбии есть прекрасная Картахена, где в принципе можно и одному прекрасно проводить время. А если в сопровождении местных - так вообще безопасно. В Нигерии уровень уличной преступности выше, но тоже - если консультируют/сопровождают местные, то все ок

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анна Подколзина

Моя знакомая уже три месяца живет в Колумбии туристкой и не хочет оттуда уезжать)) Очень ей там понравилось в Картахене.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Kiladze

Думается и за $100000 поехал бы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Станислав

Я правильно понимаю, что вы открываетесь в каком-то элитном районе за пределы которого лучше не соваться?

Ответить
Развернуть ветку
Настя Колесникова
Автор

Я перемещаюсь по всем районам Лагоса, открываемся сначала в деловом центре, в торговых центрах, в жилых районах. Но чем прекрасен Лагос, в деловом центре рядом с глентвагинами стоит тележка с фруктами и сидят в импровизированном кафе на лавочках люди с низким достатком. Это город контрастов, не так как в Москве: Патрики и Люберцы. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex Lee

Африка до сих пор континент с низкой базой по разным показателям. В этом и ответ, почему туда едут открывать бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Egoshin

Настя, какие вы молодцы. Пишите еще, очень круто и интересно про вас читать)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Коллеги, на мой взгляд, будет упомянуть старую загадку из книжки Филипа Котлера про мороженое.
Итак, что на самом деле покупает человек, когда он платит за мороженое?
Правильные ответы:
1. Дети получают маленькую радость
2. Взрослые - память о своём детстве
Хочется посоветовать "диванным аналитекам" больше интересоваться "теорией 4Р":
- Produkt
- Price
- Place
- Promotion

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Каждый диванный аналитик знает характеристику отличного продавца:
- Он умеет продавать холодильники эскимосам !
Рекомендую Насте в будущем писать в своём резюме:
- Умею продавать мороженое африканцам !
Это и есть понятие "Место" из книжки Котлера про маркетинг...

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Kiladze

Получилось?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

Додо пицца, мда. Будем прививать и Нигерам плохой вкус

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 79 комментариев
null