«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Самый дешёвый кофе в ритейле – это СТМ кофе. Расшифровывается как «собственная торговая марка». Можно ли его пить? А вдруг это вкусно? Может, другие производители просто жадничают – продают задорого то, что стоит копейки? Как выбрать среди СТМ продукции самую качественную?

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Привет, я Рома, тренер бариста, эксперт по качеству кофе AROMA TEA coffee. В свободное от работы время ставлю бесчеловечные эксперименты с кофе и пишу статьи. Ещё вы можете подписаться на меня в Дзене, где я тоже рассказываю о кофе. Сегодня первая часть моего «большого расследования», в котором я покупаю бюджетный зерновой кофе в известных супермаркетах и вывожу его на чистую воду.

Плачу чеканной монетой

За кофе я отправился в два гипермаркета: в «Ленту» и «Ашан». Оба ритейлера выпускают СТМ-кофе.

У «Ленты» он представлен двумя брендами: «365 дней» (ультрадешёвый) и «Лента» (дороже) . У «Ашана» тоже два: «Каждый день» (подешевле) и «Ашан» (подороже) . Сколько мне это стоило, смотрите в табличке.

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Как видите, СТМ-кофе в «Ленте» намного дешевле, чем в «Ашане». Признаться, я не совсем понимаю, почему. Может быть, дело в качестве упаковки и самого кофе? Не стоит также забывать, что магазинная цена включает в себя расходы на содержание торговых площадей, маркетинг, логистику, налоги, процент брака и просрока. Себестоимость продукта значительно ниже той суммы, что списывают с вашей карты.

Пока писал статью, нашёл информацию по тендеру от «Ленты». Вот как, оказывается, они позиционируют свои линейки. Цитирую: «365 дней – продовольственные и непродовольственные товары, закрывающие базовые потребности в низком ценовом сегменте при стабильном контролируемом качестве».

«Лента – продовольственные и непродовольственные товары высокого качества, среднего ценового сегмента. Качество должно соответствовать лидеру рынка».

Хотите клапан? А он вас не хочет!

Исследую упаковку. Образцы «Лента» и «Ашан» упакованы в трёхшовные фольгированные пакеты с полноцветной печатью, дизайн симпатичный. А вот «365 дней» и «Каждый день» – в квадропаки с минималистичным дизайном.

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Я был приятно удивлён, что пачки кофе из «Ленты» оборудованы клапанами дегазации. С «Ашаном» же вышло смешно. На пачке «Каждый день» есть два отверстия, но клапана внутри нет! На пачке «Ашан» и вовсе обнаружен прокол, стыдливо замаскированный под швом пакета.

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

На пачках есть даты обжарки (или упаковки – одному богу известно) . Написаны условия хранения, срок годности, ГОСТ и способы приготовления. Все образцы рекомендуют готовить в турке, заваривать в чашке, а для кофе «Лента» даже указан способ приготовления «в кофемашине».

Кто за этим стоит?

Для меня не стало откровением, что две из четырёх пачек приехали с одной фабрики. Значит ли это, что внутри что-то идентичное? Совсем не обязательно. Мы в AROMA TEA coffee тоже изготавливаем СТМ, но в разные пачки идёт разный кофе. Даже пресловутую Бразилию Сантос по стилю обжарки подгоняем под каждого клиента. «365 дней» и «Каждый день» произвело ООО «Фаворит» в Мурино. Ах, Питер, город поэтов, царей и расчленёнки… Романтика!

Кофе «Ашан» произвело (боги, дайте мне сил) ЗАО «Ренессанс русской упаковки», поселение Мосрентген, завод Мосрентген. Это в Московской области, а не в игре «Метро 2023».

Кофе «Лента» изготовлен ООО «Интеркафе» в городе Мытищи. Что примечательно, на лицевой стороне этой пачки написано «100% арабика», а в составе – просто «кофе жареный в зёрнах». Так есть арабика или нет? Не буду кидать спойлеры – читаем дальше.

Распаковка

Я нахожусь в предвкушении! Хочу распечатать эти пачки, почувствовать тот самый пробуждающий аромат. Я открыл пачку кофе, и мир вокруг заиграл новыми красками…

Так бы я написал, если бы вскрыл пачку кофе, который обжарил сам. Но тут другая история. Неужели я открыл ящик Пандоры и выпустил древнее зло? А вдруг встречу сейчас всадников апокалипсиса, имя которым Квакер, Мусор, Плесень и Ложь? Но словно Галахад, я полон решимости преодолеть испытания! Итак, я выпил свои таблетки и готовлю каппинг.

Но для начала хочу сравнить ультрадешёвые (ага-ага, вспомните цену на кофе «Каждый день») лоты. Что мы видим? «Ты как я. А я как ты. Мы как две капельки воды». Абсолютно. Одинаковое. Зерно! Мамма мия, я бы не возмущался так сильно, если бы одинаковое зерно продавалось по одной цене. Но разница в 424 рубля? За что?

Ладно. Смотрю на оба образца. Очень светлая обжарка. Много вкраплений ещё более светлых зёрен. Чего это такое делается, а? Неужели мусор из колорсортера добавили? То есть на заводе отобрали хороший кофе и продали его, а мусор упаковали и продали в СТМ? «Хулиганы!» – сказал бы Иван-Шварценеггер из «Красной жары». Но почему ашановский кофе стоит дороже? Французы, это месть за Бородино?

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Колорсортер? Квакеры? Ну-ка объясни!

Ремарка для людей, которые думают, что колорсортер и квакеры – это что-то на гриффиндорском.

Колорсортер, он же фотосепаратор, – оборудование, которое разделяет кофейные зёрна в зависимости от степени обжарки. Это необходимо для того, чтобы получить зёрна с равномерной степенью обжарки, что важно для производства качественного кофе, улучшения его вкуса и аромата. Работает колорсортер так: обжаренный кофе проходит через систему датчиков, которые определяют степень обжарки каждого зерна. В зависимости от цвета зёрна отправляются в разные контейнеры. Такая сортировка позволяет сократить количество отходов, так как зёрна с разной степенью обжарки не смешиваются между собой.

Иногда в массе обжаренного кофе можно заметить зёрна, довольно сильно отличающиеся по цвету от остальных: они жёлтые или светло-оранжевые. Это квакеры – недозрелые зёрна из неспелых ягод. Чем они нехороши? Тем, что не обладают кислотным балансом, белками, липидами и крахмалами, необходимыми для преобразования в сахара при нагревании. А ещё они портят вкус кофе, придавая ему дескрипторы травы, бобов, бумаги.

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

С помощью колосортера квакеры и пережаренные зёрна отбраковывают. Хороший кофе попадает в пачку, а отходы, по сути, должны утилизироваться или идти в косметическую промышленность на скрабы.

«Лента», где арабика?

Беру подсказку «помощь зала»! Дорогие читатели, рассудите: если производитель кладёт одно зерно арабики в пачку с робустой, даёт ли это ему право написать на упаковке «100% арабика»? То единственное зерно – оно-то, конечно, стопроцентно арабика, не поспоришь.

Я внимательно осмотрел зёрна «Ленты» и смею предположить, что арабика там есть. 5-7%, не больше. Кофе средней обжарки. Квакеров по-прежнему много, хотя зерно выглядит в целом лучше, чем в более дешёвой лентовской пачке.

«Ашан»: честно, но дорого

«Бленд из Бразилии и Вьетнама», – гласит надпись на пачке кофе «Ашан». Арабика или робуста? Нам не сказали, но очевидно, что в смеси много вьетнамской робусты и мало бразильской арабики. За такую стоимость последней могло быть больше. И снова засилье квакеров. Есть поломанные зёрна, которые не критично повлияют на вкус. Всё, над чем здесь можно повесить знак вопроса, – цена. Напомню, за такой кофе в пачке с дыркой предлагают заплатить 1124,16 рубля за килограмм. И я заплатил, но исключительно ради эксперимента! Мадам Кюри погибла во имя науки. Надеюсь, я выживу.

Каппинг

– Не хочу это пить, – обратился я к Будде. – Щас по лбу дам! – ответил тот. Эх, лучше б я послушал маму и выучился на стоматолога.

Итак, сварил каждый лот в турке, а затем заварил в чашке.

Приготовление в турке

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Я надеялся, что приготовив кофе в турке, смогу его пить. Залив молоком или сгущёнкой, заедая сахаром и конфетами, но смогу. Как же я ошибался.

Для чашки таблицы не будет, потому что все образцы повели себя предсказуемо плохо. Во вкусе нагар, жжёный сахар, картон, пыль. Аромата не было нигде. Цвет настоя такой, словно завариваешь кофе во второй раз – мутная, грязная вода.

«Каждый день», «365 дней», «Ашан», «Лента»: как я пил кофе СТМ и жертвовал здоровьем ради эксперимента

Эпилог

Я не оптимист и не пессимист. Пытаюсь смотреть реально на мир, в котором живу. Я понимаю, что есть богатые и бедные, и некоторые из первых пытаются наживаться на вторых. Самый ужасный вывод (для меня) из всего этого эксперимента, что сомнительный продукт без вкуса и запаха, с массой квакеров продают по цене хорошего кофе. К сожалению, образцы «Лента» и «Ашан» не оторвались качественно от своих младших братьев, несмотря на заявленное позиционирование. Возможно, дело в старости зерна или низкокачественном сырье. Внешне они лучше, а по вкусу нет.

Что купить, когда очень хочется, а бюджет не позволяет гулять на широкую ногу? Робусту! Купите 100% робусту у обжарщика или на маркетплейсе. С молоком, сгущёнкой, сахаром, сиропом, десертом она будет в сотни раз вкуснее того, что я тут напробовал. «Чего ты так огорчаешься, Ром», – скажет кто-то. – «Пей свой Гондурас Кабальеро и проходи мимо». Ну нет! Благодаря таким вот «бюджетным» предложениям люди думают, что обжарщики, как мы, продают тот же кофе, но дорого. Зачем покупать за тысячу, когда есть за сто? По моему, это медвежья услуга для всей индустрии. И вовсе не Лавацца с Паулигом её оказывают.

Комментарий от коллеги

Приведу мнение коллеги. Илья Зыков, маркетолог AROMATEACOFFEE, пишет: «Нам часто предлагают поучаствовать в конкурсах на поставку СТМ продукции ритейлеров и различных сетевых магазинов. Проходная цена в этих конкурсах такова, что по экономике в этот вопрос мы никогда не вписываемся, даже несмотря на собственный импорт кофе. Настолько дешёвого зерна на нашем складе нет. И дело не в снобизме, мол, «мы только дорогой кофе продаем». Совсем нет! Но считаем, что сырьё должно обеспечивать базовое качество продукта.

Поставка же кофе под СТМ в ритейл – это отдельный вид бизнеса, где ключевое – найти самое дешёвое зерно, при этом оно может быть с ярко выраженными дефектами как во внешнем виде, так и во вкусе. Самые дешёвые образцы часто представляют собой отходы производства нормального кофе. Вероятно, тут та же история, что в нашем эксперименте с кофе на заправках. Решает единственный фактор – цена.

В защиту ритейла скажу следующее: тяжело нанять классного специалиста по каждой товарной группе, а за неимением оного производитель без труда обведёт закупщика вокруг пальца. В моём понимании, образцы, которые были на разборе, не обеспечивают базовое качество продукта «зерновой кофе». Это то же самое, что продавать жилы, хрящи и болонь с надписью «мясо». Остаётся добавить: уважаемые сети «Лента» и «Ашан», будьте избирательнее к продукции, которую продаёте. А коллег по цеху призываем быть честнее и не портить себе карму».

После титров

Зло не побеждено. Словно Геркулес, я отрубаю голову лернейской гидре, а на её месте вырастает новая. Но я не сдамся! Пью микролот из Кении и вновь вступаю в бой. «Магнит» и «Пятёрочка», я иду к вам...

3535
21 комментарий

Явно текст писала инфантильная девочка, у которой буйство эмоций от каждого действия и никому не нужные (несмешные) отсылки из-за которых больно читать :/
До конца осилить не получилось. Спасибо

6

Комментарий недоступен

4

Я выдержал этот неутомимый поток юмора и смекалки, но то, что можно писать на 1 А4 - лучше не расписывать на 3.

1

вроде у неё есть борода

про ленту и ашан понятно( жду теперь обзор на продукцию магнита и пятерку

4

Все будет, скоро) сначала я хочу вылечить желудок и менталку

10