Есть ли в 2023 году сексизм в автобизнесе?

И при чём тут «Слово пацана».

Уходящий 2023 год, безусловно, войдёт в историю борьбы за равноправие. Нобелевскую премию по экономике в этом году вручили за научное обоснование проблемы неравенства полов на рынке труда. Кстати, сама лауреатка — Клаудия Голдин — лишь третья женщина, получившая эту награду за полвека её существования. Но если глобальный баланс постепенно выравнивается, то некоторые области, традиционно считающиеся “мужскими”, кажется, продолжают упорствовать. Одна из них — автобизнес. И откуда там растут ноги (а точнее, колёса), мы сейчас разберёмся.

Автомобильная Ева

Иронично, но само появление автомобилей непосредственно связано с женщиной. Её имя Берта Рингер. Именно брак с ней спас будущего “отца” автомобилестроения Карла Бенца от разорения. Сохранить мастерскую и продолжить работу над своим изобретением ему помогли деньги жены.

А в 1888 году Берта уже самостоятельно вошла в историю, совершив первое междугороднее путешествие на автомобиле. Для этого ей пришлось проехать сумасшедшие по тем временам 106 километров. Кстати, этот рекорд стал ещё и первой успешной рекламой мало кому интересной в те годы разработки Бенца.

Хорошо, что кроме фрау Рингер-Бенц в то время водить не умел практически никто, так что некому было ей объяснить, что управлять авто — не женское дело, и вообще она “обезьяна с гранатой”. А то бы совсем глупо получилось…

Роковая встреча

Сексизм пришёл в автобизнес вместе с популярностью. В начале ХХ века, во многом благодаря Генри Форду и его Модели Т, машины стали заполнять города (в основном, американские). Там они встретили людей, которые и научили их плохому.

Модели Т  Генри Форда

Патриархальное общество США тех времён с женщинами вообще не церемонилось. Даже право голосовать на выборах гражданки Соединённых штатов получили лишь в 1920 году. Но ни о каких возможностях настоящей самореализации речи не шло. Так что, деньги в стране зарабатывали по-прежнему мужчины. А, перефразируя старый анекдот, кто за машину платит, тот её и водит.

Производители и рекламщики стали работать именно на мужчин, автомобили стали атрибутом успеха. Так что, как говорится, всё лучшее — детям. С Y-хромосомой.

Место женщины

Впрочем, нельзя сказать, что женщинам совсем не нашлось места в автобизнесе. Рекламная максима “Sex sells” сделала своё дело, и женщины стали появляться у авто, перед авто, иногда даже на авто. Главное, чтобы не за рулём во время движения.

Свою лепту внесла и популярная культура. Вспомним хотя бы старика Джеймса Бонда. Его образ прочно ассоциируется с двумя вещами: крутыми машинами и красивыми девушками. Но только через запятую. Конечно, сейчас Бонда пытаются сделать белым, пушистым и профеминистским. Но показанного за полвека уже не воротишь.

James Bond, источник :

Так, надуманный стереотип окончательно сложился. Крутые парни водят крутые авто, а на долю женщин остаются только страшненькие семейные универсалы. И то, только чтобы отвезти детей в школу, а потом привезти покупки из магазина.

О, автоспорт — ты мир… мужчин

А помните ту самую знаменитую гонщицу, которая выиграла сезон Формулы-1? Не помните? Ничего удивительного, потому что её никогда не существовало. За всю историю королевских автогонок всего пяти женщинам удавалось выйти на старт. Причём последней — аж в 1992 году. К тому же, на всех им удалось поучаствовать всего в 15 гонках.

И дело не в том, что мужчины по своей природе водят лучше. Например, одна из пяти гонщиц Формулы Лелла Ломбарди в далёком 1975 году показывала вполне конкурентное вождение. А в других гоночных сериях, таких как 24-часа Ле-Мана, IndyCar или ралли “Дакар” женщины и вовсе не просто участвуют, но и выигрывают.

Ютта Кляйншмидт – единственная женщина, когда-либо выигрывавшая «Дакар» в абсолюте. Фото: Volkswagen Motosport

Однако целый комплекс далёких от спорта причин, среди которых, в частности, глупые стереотипы, очень долго стоял на пути так называемого “слабого” пола в автоспорте. Кстати, сегодня в Формуле-1 всё больше женщин получают места тест-пилотов. Так что, возможно, скоро мы таки узнаем ту самую знаменитую гонщицу…

Дорога не для всех

Ладно, с историей вопроса мы разобрались. Но сейчас-то всё не так? Ведь не так, верно? Конечно, стало лучше. Но и радоваться рано. Даже на законодательном уровне до сих пор кое-что дорабатывается напильником. Например, в России специальности автослесаря и дальнобойщика исключили из официального списка неженских только в 2021 году.

А что уж говорить про автобизнес! Производители до сих пор продвигают самые мощные и проходимые модели как “мужские”, а автомобильные рекламы стабильно входят в топы самых сексистских. Вспомнить хотя бы недавнее “Наши неВесты не ломаются” от Hyundai. Кстати, авторекламы всегда отличались зашкаливающим уровнем сексизма, но об этом можно написать отдельный материал.

Реклама Hyundai

Результат налицо. По данным за 2020 год от агентства «ПромРейтинг», в крупных городам России за рулем автомобилей в каждый конкретный момент времени женщин было всего 20%. Но машины теперь всё же не только для мужчин. Компании, о чудо, обратили внимание на автоледи. Но тут не всё так однозначно.

Первое “женское” авто

Первым авто “для женщин” в 1955 году стал Dodge La Femme (название, чтобы точно никто не перепутал!). Цвет машины был только розовый, а в комплекте к ней шли зонтик того же цвета и встроенная косметичка. Иронично, но тогда эту модель продвигали как символ новых прав и свобод, получаемых женщиной.

Dodge La Femme

Кстати, сексизм тут проявился и в так называемом “налоге на розовое”. La Femme был практически точной копией Dodge Custom Royal Lancer, но стоила женская версия почти на 150 долларов дороже. При том, что средняя зарплата в Штатах тех лет была примерно 300 долларов.

Dodge La Femme

Впрочем, в свою идею, кажется, не верили даже создатели. La Femme не получил широкой рекламы, продавался не слишком удачно и быстро был снят с производства. Но общий вектор он задал минимум на полвека.

Маленький и розовый

Пик разделения машин на “мужские” и “женские” пришёлся на рубеж веков. Причём, формирование этого стереотипа начиналось прямо с детства. Так, в детском мультфильме “Трансформеры” (по которому Майкл Бэй потом снимет условно взрослые фильмы) все роботы-мальчики превращались в крутые грузовики и спорткары, а единственная робот-девочка — естественно в маленькую розовую машинку.

Уже в 00-х тестостероновый мачо Вин Дизель в Форсаже гоняет на Dodge Charger 1970 года, а Риз Уизерспун в “Блондинке в законе” на маленьком голубом (спасибо, что не розовом) Audi. Если барышня ездит на крутом спорткаре (например Деми Мур во вторых “Ангелах Чарли”) — наверняка она тайная злодейка. Работает так же надёжно, как с белыми цисгендерными мужчинами в кино 2020-х.

В те же 00-е, кстати португальская гонщица Элизабет Жасинту уже вовсю рассекала по африканским дюнам на своём грузовике. Сегодня она уже заслуженная чемпионка и легенда автоспорта, а Вин Дизель всё там же. Да и третья “Блондинка в законе”, говорят, вот-вот получит дату премьеры.

Крутые пацаны на своих крутых пацанских тачках прочно въелись в популярную культуру, оставляя девчонкам место, в лучшем случае, на пассажирском сиденье. И хотя общество не стоит на месте, старые установки в нём по-прежнему сильны. Например, самый обсуждаемый сегодня сериал — «Слово пацана» — в очередной раз представляет зрителю более чем консервативные гендерные роли.

Призы на финише

А теперь взглянем на вещи реально. Стереотипы всё ещё сильны, и окончательно победить их возможно так и не получится. Компании продолжат продавать и рекламировать “женские” авто. Но важно понимать, что на самом деле сегодня никаких “женских” и “мужских” машин нет. И главное, что это понимают сами автолюбительницы.

Так, в ходе опроса, клиентки наших автосалонов назвали самым женским авто… Гелик. Так что, выбирая автомобиль, опирайтесь лишь на свои задачи и удобство, а не стереотипы и общественное мнение. Кстати, выбирать лучше на маркетплейсе FRESH, там можно выбрать сразу из представленных на сайте 20 000 авто с гарантией.

А для восстановления справедливости: FRESH разыгрывает 100 литров топлива: 50 для мужчины/ 50 для женщины.

Условия: Подписаться на наш блог VC и оставить коммент 50:50

Рандомно разыграем подарки для водителей 25 декабря.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Юля Майданова

Спасибо автору за интересную статью!
Действительно, сексизм присутствует. Даже я (а я сама девушка), когда мне кто-то не понравился на дороге, заглядываю в его машину, и если водителем оказывается представитель женского пола, думаю «всё ясно, баба за рулём»)))
Хотя, справедливости ради, надо начать собирать статистику, как часто я там вижу всё-таки мужчин

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Сексистка. Мужчина на дороге просто наглее в силу свой увернности и большего опыта, а женщины совершают опасные действия как раз в силу НЕуверенности и неопытности. А это абсолютно разные выборки, но вам просто так удобнее. В абсолютно равных условиях и критических ситауциях ваша статистика рассыпется

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

Если посмотреть СтопХам, то там водителей, не знающих, где тротуар, примерно поровну среди обоих полов.

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда