Электронная коммерция в глубинках: миф или реальность? Рассказываем про деревни Таобао

Время чтения: 15 минут

В последнее десятилетие в Китае электронная коммерция приобрела огромный масштаб, став важным стимулом для развития сельских районов. Особенное внимание привлекает феномен "Деревень Таобао" - населенных пунктов, где экономика полностью зависит от производства и реализации товаров через крупнейшие китайские интернет-магазины, в частности, через платформу электронной коммерции Taobao (淘宝), принадлежащую Alibaba Group. Подобное явление стало возможным в благодаря политике "Интернет плюс", включающей в себя целый комплекс мер, направленных на развитие общенациональной электронной коммерции. В новой статье от China Professionals рассмотрим различные аспекты феномена деревень Таобао, а также актуальность китайского опыта для российской экономики.

Электронная коммерция в глубинках: миф или реальность? Рассказываем про деревни Таобао

Еще несколько десятилетий назад Китай был бедной аграрной страной, 80% населения которой проживало в сельской местности, а более 250 миллионов граждан находились за официальной чертой бедности. Путь преобразований начался в 1978 году с провозглашения Дэн Сяопином политики «Реформ и открытости», ознаменовавшего переход от централизованно плановой экономики к более ориентированной на рынок структуре. Капиталистически направленные реформы положили начало эпохе беспрецедентного экономического роста. Вместе с тем, траектория развития Китая не обошлась без проблем. Новообретенное процветание привело к углублению экономического разрыва, особенно очевидного в разобщении города и деревни. Рост располагаемого дохода на душу населения городских домохозяйств стабильно опережал аналогичные показатели сельских.

Электронная коммерция в глубинках: миф или реальность? Рассказываем про деревни Таобао

Начиная с середины 2000-х годов электронная коммерция начала менять экономику в сельской местности Китая. В 2007 году 30-летний Сунь Хан уволился с работы в городе и вернулся домой, чтобы стать предпринимателем. Имея капитал в две тысячи юаней и единственный в деревне компьютер с выходом в Интернет, Сунь запустил розничный онлайн-бизнес по продаже небольших бритв и зажигалок. В следующем году после посещения магазина IKEA в Шанхае Сунь решил открыть собственный мебельный магазин на Taobao. Мебель оказалась популярной, и вскоре компания начала выполнять десятки заказов каждый день. Узнав об успехе, соседи начали открывать собственные интернет-магазины мебели. К началу 2009 года в этом районе появлялось по одному новому магазину в день.

Так, постепенно на просторах сельской местности Китая сформировалось уникальное явление – деревни Таобао. Это сельские районы, где электронная коммерция не только пустила корни, но и процветает, вызывая трансформационные изменения в социально-экономической структуре этих сообществ.

Каким условиям должна соответствовать деревня, чтобы ее можно было квалифицировать как деревню Taobao?

1) Жители начали заниматься электронной коммерцией, преимущественно с помощью маркетплейса Taobao;

2) Общий годовой объем транзакций электронной коммерции составляет не менее 10 миллионов юаней;

3) Не менее 10% сельских домохозяйств активно занимаются электронной коммерцией или сельские жители открыли не менее 100 активных интернет-магазинов.

Снизу представлена количественная динамика распространения деревень Таобао за последнее десятилетие:

Источник: Aliresearch's 'Annual Taobao Village List'
Источник: Aliresearch's 'Annual Taobao Village List'

Характеристики деревень Таобао, выявленные в отчете Всемирного Банка, подчеркивают их сильную зависимость с благоприятной инфраструктурой и доступом к рынкам, что и позволяет населенным пунктам стать идеальной почвой для развития электронной коммерции. Важным фактором является наличие широкополосного интернета и сети мобильной связи, обеспечивающее непрерывное взаимодействие с цифровым миром. Более 50% населения деревень Taobao используют интернет, причем основной доступ осуществляется через смартфоны. Отмечается, что деревни Таобао привлекают значительное количество мигрантов, средняя доля которых в данных населенных пунктах составляет 29% (по сравнению с 5,3% в обычных деревнях). Предполагается, что деревни с активным приливом мигрантов могут обладать сильной промышленной базой или условиями для распространения электронной коммерции, что, возможно, способствует их становлению деревнями Таобао.

Что касается географических особенностей, наибольшее количество деревень Таобао приходится на прибрежные провинции Чжэцзян, Гуандун и Цзянсу. Большинство сосредоточено в наиболее развитых раионах Юго-Восточного Китая, более 90% находятся на восточном побережье. Во внутренних провинциях Китая число таких деревень незначительно, так как начало было положено в местах, где сельское предпринимательство могло опереться на развитую экономическую инфраструктуру.

<p>Географическая структура деревень Таобао в Китае на уровне провинций (слева) и городов (справа).</p>

Географическая структура деревень Таобао в Китае на уровне провинций (слева) и городов (справа).

А как это выглядит в реальности?

Вывеска на деревенском вокзале. Знак выше (оранжево-зеленый) сообщает, что этот магазин представляет собой деревню Таобао в Анчай.
Вывеска на деревенском вокзале. Знак выше (оранжево-зеленый) сообщает, что этот магазин представляет собой деревню Таобао в Анчай.

Примеры деревень Taobao:

- Поселок Данцзи в провинции Шаньдун. Половина из 45-тысячного населения занята производством и продажей разнообразных костюмов, начиная от кинозлодеев и заканчивая милыми версиями змей, крокодилов и обезьян. Результаты исследования Alibaba показывают, что за менее чем четыре года более 6 300 человек официально перестали считаться бедняками благодаря успешной торговле через Интернет.

- Индустриальный парк в округе Хуэймин. Специализируется на производстве высококачественных грибов. Этот парк, получивший государственные средства для борьбы с бедностью, предоставляет гибкую работу для женщин, известных как "грибные бабушки".

- В округе Хуэймин также действует компания Чжай Голуна, специализирующаяся на производстве традиционных веревочных сеток ручной работы. Наняв почти 100 женщин-работниц из деревни, Чжай успешно преобразил свой дом в трехэтажную фабрику и встроил ее в индустрию электронной коммерции.

<p>“Грибные бабушки” Источник: WorldBank</p>

“Грибные бабушки” Источник: WorldBank

В этом плане важным аспектом феномена деревень Таобао является инклюзивность, возможность трудоустройства для тех, кто в противном случае мог бы остаться без работы, в частности пожилые граждане. Согласно данным Всемирного банка, около трети владельцев интернет-магазинов и почти половина всех сотрудников в деревнях Таобао – это женщины. Также деревни помогают поддерживать связь между поколениями, так как молодые люди остаются с родителями и продолжают развивать бизнес в интернете.

<p>Специализация деревень Таобао в провинции Чжэцзян</p>

Специализация деревень Таобао в провинции Чжэцзян

А что говорит государство?

С точки зрения соответствия правительственному курсу, подобные тенденции в сельской местности удачно вписываются в идею “всестороннего сяокан” (全面小康), выдвинутую еще Дэн Сяопином и признанную основной после XVI Съезда КПК в 2002 г. Концепция среднезажиточного общества на практике заключается в построении социума с широким функциональным средним классом. Важной составляющей плана при этом является ликвидация бедности, в частности за счет достижения гармонии между городом и деревней.

В 2010 году в центральном документе № 1 впервые появилась формулировка “развитие электронной коммерции”. Каждый последующий год данная идея находила свое отражение в дискуссиях ЦК КПК. В 2015 году в центральном документе №1 появилось выражение "сельская электронная коммерция", а также был утвержден демонстрационный проект сельской электронной коммерции. В этом же году была увеличена финансовая поддержка инфраструктурных проектов в сельской местности, что содействовало развитию широкополосного доступа в интернет в деревнях. К 2017 году к нему были подключены более 96% сельских поселений.

<p>Плакат на сельской станции, объясняющий процесс покупки и продажи.</p>

Плакат на сельской станции, объясняющий процесс покупки и продажи.

Поддержка "деревень Таобао" осуществляется по различным каналам. Органы партии рекомендуют своим членам стать предпринимателями в деревнях Таобао, подчеркивая, что цель участия партии в тенденции – не получение прибыли, а решение социальных задач. Коммунистический союз молодежи Китая совместно с корпорацией Alibaba готовит профессиональных волонтеров для участия в интернет-торговле. Они предоставляют квалифицированную поддержку в организации экономической деятельности в деревнях Таобао. Распространен лозунг «Благодаря Taobao вы сможете наладить свою жизнь. Электронная коммерция прокладывает дорогу к счастью». В то же время механизм деревень Таобао обеспечивает сельским предпринимателям связь с местными государственно-партийными органами власти.

Роль Alibaba

Не стоит забывать и об огромной роли холдинга Alibaba Group в подобном феномене. Несмотря на изначально стихийное появление деревень Таобао, компания смогла выстроить определенную стратегию. Rural Taobao, запущенная Alibaba в 2014 году, представляла собой инициативу, призванную привлечь сотни миллионов сельских жителей в растущую сферу китайской электронной коммерции.

Первоначально в рамках проекта были созданы «деревенские станции» в местных магазинах товаров повседневного спроса, которые служили логистическими узлами для электронной коммерции. Считалось, что владельцы магазинов будут выступать в роли местных посредников, которые смогут обучать сельских жителей основам покупки и продажи через Интернет. Но через несколько месяцев стало очевидно, что владельцы магазинов неэффективны в расширении внедрения. Тогда Alibaba изменила свою стратегию на партнерство с молодыми людьми, вернувшимися в родные деревни после жизни в городах и заинтересованными в процветании своих местных сообществ.

В рамках кампании представитель Alibaba Group утверждал, что “сельские районы – это места, которые больше всего выиграют от Интернета.” В общем Alibaba инвестировала 10 млрд юаней в строительство 100000 обслуживающих центров, способствующих развитию логистической инфраструктуры и обучению местных жителей выходу на онлайн-рынок.

Все ли так гладко?

Рост числа сельских интернет-торговцев изменил экономическую экологию деревень Таобао. Феномен расширяет доступ к разнообразным товарам, создает новые рабочие места, улучшает инфраструктуру, стимулирует разнообразие предпринимательской активности и предоставляет возможности для образования и обучения. Все это в совокупности должно способствовать улучшению экономического благосостояния и качества жизни жителей сельских общин.

Вместе с тем, существуют опасения, что большое внимание местных органов власти к сельской электронной коммерции может парадоксальным образом поставить под угрозу будущее деревень Таобао. Исследователи проводят аналогию с программой “строительства новой социалистической деревни”, которая в конечном итоге превратилась в спорные жилищные проекты, не учитывающие интересы сельского населения.

На данный момент быстрое развитие деятельности электронной коммерции в деревнях Таобао сталкивается с острой необходимостью промышленной модернизации, такой как привлечение талантов извне для улучшения торговли по каналам электронной коммерции. Быстрая имитация бизнес-модели сельскими предпринимателями также привела к высокой степени гомогенизации продуктов на платформах электронной коммерции, ожесточенной конкуренции между ними и отсутствию инноваций, что подрывает устойчивость их электронной торговли

Более того, вероятной проблемой является растущая зависимость сельских интернет-торговцев и их домохозяйств от холдинга Алибаба. Если экономическая деятельность в сельской местности станет еще более сосредоточенной на сетевой экономике, Таобао сможет в долгосрочной перспективе доминировать над экономическими ресурсами в деревнях и обладать огромной властью над этими населенными пунктами.

Однако преобразование деревень Таобао на благо акционеров компании по всему миру привело к тому, что нужды местного сообщества оставались незамеченными. Уже высказывались предположения, что Таобао в одностороннем порядке изменила некоторые правила в убыток сельским интернет-торговцам. В конце концов, платформа электронной коммерции, управляемая Alibaba, не может считаться «нейтральной», а является неотъемлемой частью стратегии крупной листинговой компании для максимизации прибыли.

Электронная коммерция в глубинках: миф или реальность? Рассказываем про деревни Таобао

Деревни Wildberries в России. Быть или не быть?

Несмотря на наличие определенных рисков и подводных камней, не исключено появление подобных высокотехнологичных деревень в России, особенно с увеличением доступности высокоскоростного интернета в регионах и растущей популярности формата электронной коммерции. Для успешной реализации данного подхода в условиях отечественной экономики необходимо разработать специальный пилотный проект, направленный на восстановление или модернизацию производственных мощностей, привлечение частных инвестиций и обеспечение государственной поддержки для развития частных инициатив от сельских производителей и владельцев маркетплейса.

Важно отметить, что роль государства заключается не только в финансировании и развитии инфраструктуры, но и в создании эффективных институционально-правовых условий, способствующих заинтересованности бизнеса в реализации таких проектов. В российских реалиях развитие высокотехнологичных деревень сочетается с возможностью реализации политики импортозамещения, в частности, в секторе текстильной промышленности. Для диверсифицированности проектов и более здоровой ситуации в плане конкурентоспособности рынка целесообразно привлечение нескольких маркетплейсов.

Помимо более высокого уровня урбанизации (75% в России по сравнению с 63% в КНР) на ситуацию в значительной степени влияет численность населения, которая в России меньше нежели в Китае. Кроме этого, в России исторически отсутствует фактор избыточной рабочей силы, выступавший для Китая драйвером экономического роста.

Освоение лучших практик электронной коммерции в Китае становится неотъемлемой частью стратегического развития бизнеса. Опыт в этой сфере предоставляет возможности для предпринимателей и маркетологов, стремящихся расширить свое влияние на глобальном рынке.

Если вы желаете понять тонкости китайской электронной коммерции и освоить навыки цифрового маркетинга, необходимые для успешного ведения бизнеса в этой динамичной среде, China Professionals предлагает уникальный курс "Digital маркетинг менеджер в Китае".

Вы научитесь:

  • строить эффективные стратегии
  • выбирать каналы продвижения
  • бюджетировать расходы
  • отслеживать метрики
  • формировать китайскую команду
  • и многое другое.

Переходите по ссылке и присоединяйтесь к нам для успешного развития в китайском цифровом пространстве! https://clck.ru/38SZX9

44
Начать дискуссию