{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Все говорят, а они делают: умные города, которые мы все заслужили

Привет. На связи БЕТА. Коллеги в конце года побывали на традиционной ежегодной раздаче «оскаров» в сфере городских инноваций World Smart City Awards. И теперь спешат рассказать про номинантов и победителей: кто, где и как трансформирует инфраструктуру и получает за это по заслугам.

Оказывается, что уровень интриги в сфере развития умных городов куда выше любых международных кинопремий.

Лучший город

Номинаций было несколько. Главная – «Лучший город» – сродни «Лучшему фильму года»: здесь оценивается стратегия, системная работа и результат. В 2019-ом за этот титул боролись британский Бристоль, северокорейский Сеул, а дальше, внимание – бразильский город Куритиба, иранский Тегеран и уругвайский Монте-Видео. Победил, впрочем, Стокгольм.

Почему?

Двадцать лет назад шведы вложились в оптоволокно, и инвестиции окупились сполна. Сейчас страна на 2-ом месте в мире по скорости интернета: в Стокгольме к интернету подключено буквально всё. А интернет – это данные. К 2040 г. Стокгольм рассчитывает стать самым умным городом в мире, благодаря анализу данных и комплексному экологическому подходу. Биоданные – лучшая медицинская поддержка, данные трафика – отсутствие пробок, экологические данные – благоприятная среда.

Из занимательных проектов: в Стокгольме запустят летающих роботов-светлячков, точечно освещающих город, автономную ферму мидий, очищающих воду, сделают общественные сады на крышах и канатные трамваи.

Инновационная идея

В номинации «Инновационная идея» победил проект FCC Environment – электрическая модульная платформа для транспортных средств городского назначения.

В числе номинантов:

  • Индийский проект Street Furniture Camp: архитекторы, дизайнеры и волонтёры сделали из лома и отработанных материалов мебель для своего города.
  • Филиппинский проект для города Макати: приложение, через которое жители могут сообщать о любых городских проблемах.
  • Civic City Dashboard из (да-да) Кыргызстана: панель для гражданского мониторинга эффективности муниципальных услуг.
  • SITA Government Cloud – электронное правительство Южной Африки: облако, соединяющее хранилища данных разных департаментов.

Городская среда

«Городская среда» — здесь высшую награду забрал замечательный итальянский проект Hexagon. Коммунальная компания HERA, используя спутниковый мониторинг и анализ оперативных данных, на 40% снизила поломки канализационных труб, вызванные оседанием и нестабильностью грунта.

Похожий по цели проект тестирует Электросеть Ростова-на-Дону: сервис позволяет диспетчерам электросети следить за потенциально опасными климатическими показателями, тем самым предупреждая риск сбоя работы сети.

В числе номинантов за звание «Городская среда-2019» – французский проект Qucit Comfort, который использует анализ больших данных для прогнозирования восприятия жителями будущих городских общественных пространств.

Другой номинант – бразильский ГЧП проект CTR‑E, ПО для отслеживания и контроля отходов, которое регистрирует все данные о предприятиях Сан-Паоло: что они производят, как и куда отправляют своих отходы.

Кстати, жители некоторых российских городов тоже о таком мечтают, а в Москве отдельные кусочки такой системы уже вовсю тестируют.

Мобильность

«Мобильность» — это про умную транспортную инфраструктуру. В 2019 здесь победила сеть канатных дорог боливийской столицы Ла-Паса – она крупнейшая в мире.

Однако куда более «умные» проекты были в числе номинантов.

Израильская компания Axilion Smart Mobility с помощью AI на 400% увеличила среднюю скорость движения в Иерусалиме. В столице Тайваня департаменты ИТ, транспорта и компании-поставщики объединили данные общественного транспорта, парковок и AI камер в городских автобусах, теперь граждане могут использовать эти данные для своего комфортного перемещения.

Кстати, Яндекс-карты тоже позволяют жить комфортной жизнью: по ним легко отследить движение нужных автобусов и понять, когда выходить на остановку.

Управление и финансы

Конечно, с AI уклоном и, честно говоря, в этот раз не очень про финансы, больше про управление. Победил американский проект Data Science Federation of LA. Городской департамент подключил к решению городских проблем преподавателей, студентов и выпускников более 18-ти учебных заведений города. Они могут решать реальные задачи про данные, приносящие пользу городу.

Из номинантов – цифровое правительство в Хучжоу (Китай) и Boost.ai (Норвегия). В последнем 70 норвежских городов создали на основе AI виртуального агента, который отвечает на все вопросы горожан, ведёт диалог и облегчает доступ к гос. услугам. Одна такая штука обслуживает 30% населения Норвегии.

Наши «Госуслуги» тоже по этой части: 2/3 населения страны используют сервис, чтобы решать «бумажные» вопросы без очереди, не отходя от компьютера.

В заключении отметим, что в 2016 Москва с проектом «Город как сервисная платформа» (централизованная система управления госуслугами) также вышла в финал World Smart City Awards в номинации (ни много ни мало!) «Лучший город».

Если у вас есть годные примеры создания умных решений для умных городов – пишите в комментариях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда