{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды-2020, AR. Реальность, дополненная ожиданиями

Управляющий партнёр фонда FunCubator Виктор Захарченко — о прогнозах развития технологии AR. В рамках цикла публикаций о трендах рынка цифровых развлечений FunTech.

Ровно через год после того как нам (инвесторам) сделал больно VR, пришло время боли из другой реальности. Дополненной (Augmented Reality). Как будто реальная реальность мало нас бьет по башке…

Но мы верим! Разобраться в перспективах AR мне помогали два спеца, которым хочу сказать огромное спасибо. Вы крутые!

Андрей Дробитько, СЕО SketchAR, и Александр Ситников, exSnapchat, фаундер IndiumLab.

О том, что нам ждать в AR в 2020 году, — этот рассказ. Погнали!

Реальность, дополненная болью

В общем, это факт. Настоящая дополненная реальность, а не то, что вы видите на экране своего смартфона, гоняя покемонов, — не нашла легкого пути к потребителям. Вроде всем ясно, как оно должно работать, но…

Нельзя просто так уйти в дополненную реальность​

Технологии не поспели. На конец 2019 года не было ни одной пары простых удобных AR-очков. Хотя бы с проводом к мощному телефону, обогревающему нас холодной зимой. Ну не про Magic Leap же нам говорить? Хотя ролик с китом был прекрасен. Ролик ценою в миллиард.

Однако пациент жив. Пациента все еще пичкают таблетками (инвестициями), помогая сотовым операторам оправдать свои расходы на 5G.

Nreal — одна из надежд индустрии​

В наступившем году существующие полностью автономные решения, такие как Microsoft's HoloLens 2, уйдут в руки корпоратов.

Google Glass Enterprise Edition 2 получили более быстрый процессор, аккумулятор увеличенной емкости, плюс обновленную камеру и оправу. Хоть это и для богатых корпоратов — цена снижена на 30%. На первый взгляд, очки мало чем отличаются от обычных благодаря оправе от Smith Optics. Тем не менее общая структура устройства осталась без изменений.

Компании продолжат работать над способами освобождения гарнитур AR от физических подключений к телефонам и компьютерам, используя Wi-Fi и 5G. И впереди вселенной всей… Да забудьте вы про кита. Впереди — Nreal. Отложите 500 долларов на всякий случай. Подробности — дальше.

Тренды:

  • AR-очки, соединяющиеся с телефоном.
  • «Дешевые» очки за 100-300 долларов.
  • Эксплуатация тренда 5G в маркетинге.

Nreal и пустота

Сразу спойлер. Или TLDR, для бумеров. Десять лет надо на то, чтобы мы с вами получили доступ к функциональности своих смартфонов через легкие AR-очки.

Это Цукерберг сказал. Расстроились? Дорога будет длинной, но она уже началась. С маленького шага, как говорят мудрецы из цитат во «ВКонтакте». Тему качают Qualcomm, зарывшие много времени и денег в то, чтобы на текущий момент поставлять чипы практически для каждого VR и AR устройства на рынке. В рамках программы Qualcomm's XR Viewer будут созданы первые «нормальные» очки — еще не автономные, но обладающие запасом прочности от связанных через провод Android-смартфонов. Вы же готовы терпеть проводок?

Флагманом этой программы является как раз Nreal Light — пара легких очков, которые используют несколько камер, пространственное слежение и 1080p экраны. Иногда так бывает, что флагман — он же пока единственный заметный участник гонки. Но было бы наивно думать, что рынок никому больше не нужен.

Пока еще киберпанк, но уже с человеческим лицом

Большинство производителей втянулись в гонку производства потребительских MR-очков: Samsung, Lenovo и другие. Но все ждут Apple, которая перенесла запуск на 2022-2023 годы. Такой бум интереса случился после того, как Magic Leap негласно перенесла фокус в enterprise и на потребительском рынке заметным остался только Nreal.

Андрей Дробитько

Nreal уже заключила контракты с China Unicom, Deutsche Telekom и японским KDDI/Au для распространения очков в 2020-м году. Очки будут продавать за $500. Главное, чтобы нас не начали кормить переносами. У инвесторов аллергия на китовое мясо.

У кого еще есть human centric design? Пожалуй, стоит обратить внимание на Lynx, которые позиционируют себя как first standalone Mixed Reality headset AR + VR. Пока доступен предзаказ за 1499 долларов и ожидаемым сроком поставки в середине 2020 года.

Тренды:

  • Появление альтернативы Qualcomm's XR Viewer.
  • Nreal.
  • Lynx.
  • Первые приложения для Nreal.
  • Дистрибуция через операторов связи.
  • Первые прототипы от гигантов к концу года.

Трудный путь Magic Leap

По факту, кроме того, что делает Nreal — пока не слышно о других ближайших попытках вывести (относительно) недорогой продукт на потребительский рынок. Magic Leap тихо слился. С потребительского рынка. Компания переиздала свою версию One Creator Edition под названием Magic Leap 1 — еще более ориентированную на корпоратов — и заявила, что не ждите следующей модели в 2020-м году.

Magic Leap​ — пузырь или шансы есть?

Самый иммерсивный «единорог» оказался самым надутым пузырем. Появилась новость о том, что компания передала свои патенты в залог JPMorgan Chase, после чего было объявлено о новом раунде финансирования, кульминацией которого стали увольнения ключевых руководителей. Компания лишилась финансового директора Скотта Генри (Scott Henry) и старшего вице-президента по креативной стратегии Джона Гаэта (ветеран индустрии спецэффектов, который работал над «Матрицей»).

Вишенка на торте — объявление о том, что Magic Leap ориентирован на корпоративных заказчиков. Смешно это было слышать после кучи новостей о крайне слабых продажах. Пока не видно свет в конце тоннеля, 2020-й будет не менее трудным для компании и по касательной может сильно задеть всю индустрию AR.

При этом программа XR Viewer от Qualcomm условно открытая. Но пока были только намеки на то, что Nreal не будет единственным поставщиком очков на Android. Возможно, после CES будут громкие анонсы. Известно, что Niantic (создатель Pokémon Go) работает над аппаратным обеспечением в партнерстве с Qualcomm. Пока без особых подробностей.

Остальные, кажется, окончательно продали душу Энтерпрайзу. После выхода в конце 2019 года корпоративного и дорогостоящего HoloLens 2 Microsoft не приблизилась к тому, чтобы предлагать потребительские гарнитуры AR в ближайшее время.

Facebook? Работает над моделью, пригодной для ношения в течение всего дня. Когда выйдет? Не скоро. Apple? Не скоро.

Тренды:

  • Затишье от Magic Leap.
  • Дальнейший уход в сторону корпоратов.
  • Падение интереса инвесторов к теме AR, выжидательная позиция.
  • b2b как основной источник денег.

Ну почти AR (на самом деле нет)

Но ведь ждать так трудно. Деньги жгут карман. Неужели нет нормальных очков уже сейчас? Почему же, есть! Вот, например, любимый всеми американцами Huawei запускает «роскошные модные умные» очки.

Huawei: стильно, модно​, молодежно

Китайский технологический гигант партнерится с брендом Gentle Monster. А теперь внимание. Позиционируются очки как замена наушникам(!). Пользователи могут отвечать на телефонные звонки — в дужках два микрофона и динамики. Аккумулятор заряжается от чехла очков (похожего на AirPods). А еще внутри живет голосовой помощник. Привет, Сири — в смысле, что у Apple это уже все есть в AirPods, начиная со второй версии.

Цена — 284 и 355 долларов. Много шума при анонсе, мало шума при старте продаж. Хорошая попытка, но AR тут и не пахнет. Так что не тратьте отложенные 500 долларов. Вам либо очки, либо AR.

Потребительский AR: детский сад

Пока мы говорили только об очках как самостоятельном девайсе. Тем временем AR живет в телефонах. Живет в режиме песочницы, но уже достаточно заметной. Давайте, назовите что-то кроме Pokémon Go, что стало столь же популярным самостоятельным продуктом? Почти полтора года спустя Pokémon Go остается самой большой историей успеха АR-индустрии, заработав примерно $3 миллиарда. Самой большой и, фактически, единственной просто большой.

Споры про то считать ли эту игрушку вообще реальным кейсом AR или нет не утихают. Намного проще признать, что AR — прекрасная технология, дополняющая не только реальность, но и продукт. Это верно для любого другого приложения на мобильном, которые предлагает т.н. треугольный AR — ты смотришь в экран, чтобы видеть реальность. Навигация от Google активно этим пользуется.

Google дополняет и направляет​

Все наигрались с простым AR: расставили стулья, поиграли с драконами и начали думать что делать, чтобы использовать AR периодично, если не каждый день, то хотяб несколько раз в неделю. А главное будут ли платить пользователи. Как показала практика платить готовы, возврат, вовлечение, да и выручка, растут. Правда в продуктах делать ставку на AR не очень корректно. Может быть важной функцией, но не ключевой.

Андрей Дробитько

Итого, чертовски популярная, но просто фича. Лучше всего AR чувствует себя не в виде отдельных приложений, а как функционал других мобильных продуктов.

Тренды:

  • Minecraft Earth.
  • AR как важная, а не маркетинговая фича в мобильных приложениях.
  • Рекламный бум вокруг AR продлится.
  • AR в сервисах карт.
  • AR как мощный инструмент discovery физического мира.

Мобильный AR: фичи, новые професии, реклама и гонка вооружений

Хорошо толкает вперед этот поезд Snapchat. Они же «the camera company», помните? Благодаря им и, конечно, Instagram с TikTok, пользователи перекочевали в сториз, а там дополняй реальность — не хочу. Миллионы людей используют фильтры AR, чтобы менять свои лица или преображать внешний вид зданий.

Появилась профессия создателей beauty масок. Хорошо заметно как растут группы по разработке, как в эту профессию приходят совершенно далекие от разработки мальчики и девочки.

Александр Ситников

Apple хоть и откладывает свои очки, но над поддержкой AR в телефоне работает весьма усердно. В этой части как раз технологии не отстают. Улучшение функций трекинга тела и лица идет от версии к версии. В 2020-м темп точно не упадет. Развитие ARCore и ARKit приведет к тому, что AR выпрыгнет за телефон и потихоньку обрастет физикой, взаимодействием с реальными объектами, а не только с их картинкой. Тем более, что сотовые компании держат руку на пульсе, смотрите на примере партнерства Snapchat и Verizon в США.

Snapchat — мощный локомотив для AR​

Тренд с "мирами и вселенными" растет. Кто-то делает миры для общения, кто-то для уединения и расслабления. Количество миров будет множиться, как в AR так и в VR. Одни поглощать другие, появляться исчезать. Об это говорят ряд сделок, развития и инвестиции в платформы типа ubiquty6.com , scape.io и т.п. Но пока сами платформы в разработке, поэтому продуктов в этой области в 2020 можно не ждать, хотя и не исключено.

Андрей Дробитько

Попутно, и рекламный сегмент начал расти. Средняя продолжительность игры в сториз — пару минут. Понимаете, что это хорошо продается рекламодателям? KPI, Engagement. В этой теме есть деньги, а значит на ровном месте вырастает новый рынок.

Тренды:

  • Snapchat-евангелирование за AR.
  • Новая специализация — дизайнер AR.
  • Маркетплейсы для создания масок и AR-фильтров.
  • Контекстный AR «на лету».
  • Игры и приложения на стыке физики (не только визуал) и AR.

AR без проводов: Wi-Fi и 5G

В общем, как фича AR вполне себе состоялся. Но не более. Современные чипы и дисплеи не способны втиснуть в рамки пары очков весь смартфон и мощность его экрана. Стандарты Wi-Fi и сотовой связи предыдущего поколения не имеют достаточной полосы пропускания для питания XR-дисплеев с низкой задержкой и высокой частотой смены кадров. По этой причине Magic Leap выгрузила наружу большую часть своих вычислительных мощностей, а Microsoft поместила компьютер внутри гигантского козырька. Другие компании используют смартфоны, физически подключенные с помощью USB-C-кабеля к более легким очкам.

Даже Nreal Light будет со шнурком. Хотя все это не casual ни разу, а киберпанк какой-то. Все понимают, что кабели — вынужденное решение. Все надеются, что решение временное. Потому что выглядит это все весьма стремно и порой просто закрывает обзор.

​От чипов Qualcomm зависит очень многое

Наши ожидания, как говорил Аршавин — наша проблема. Qualcomm, Apple и другие обещают (не нам, бирже) кропотливо работать над тем, чтобы беспроводные технологии использовались вместо кабелей — вероятно, в 2021 и 2022 годах. Следите за 802.11ay Wi-Fi и 5G . Последние стандарты в будущем будут легко соединять очки с близлежащими смартфонами, или чем вы там захотите — например, с машиной. Но это будет не 2020-м году. Разве что — первые демо будут готовы к новому CES, который в 2021-м.

Тренды:

  • Новый стандарт Wi-Fi.
  • 5G как драйвер избавления от «шнурка».
  • Первые интересные демо на CES-2021.

Стакан наполовину полон

Да, мобильный AR — лишь прототип того, что может дать нам дополненная реальность. Но при его помощи люди приучаются к новой технологии. И делают это не через дискомфорт, как в случае с VR, а через понятное и доступное им устройство — телефон. Уверен, что в 2020-м мы увидим первые приложения для Nreal. Еще один маленький шаг в будущее.

Developer Kit для Nreal Light за $1199 распространяют с прошлой осени ​

Задумался. А где конечная точка пути в дополненной реальности? Какой конечный UX этого тренда? Ведь очки тоже не нативны. Не даны нам от природы. Глаза! Произнес я и попал в ловушку. Ведь глаза лишь принимают информацию, а интерпретирует ее мозг. Он и есть конечная точка пути. Потому будущее AR — в нейроинтерфейсах. Уже сейчас сами очки выглядят как промежуточное звено. Представлены первые разработки с умными контактными линзами, которые дают AR-функционал.

Дописал. Поставил точку. Матрица начала перегружаться…

P. S. Это третий материал про тренды. Ранее в серии вышли:

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Viktor Zakharchenko
Автор

У Вастрика вышел хороший текст, более широкий, по теме.

Ответить
Развернуть ветку
art k

я не знаю родмэпов описанных компаний, но имхо будущее такое: 
1. 5G. не нужно обсчитывать что-то в очках и смартфоне. обсчитывать можно в облаке.
2. батареи. в очках достаточно батареи на пару часов, но чтобы очки эти заряжались от повербанка в сумке, а в случае необходимости, могли быть присоединены кабелем к повербанку (ну или наводить беспроводную зарядку на 2 метра. достаточно, чтобы подзаряжать очки из сумки).
3. пиксельарт и полиарт- не нужны нам 4к разрешения. имхо будет комфортно иметь АР в стиле киберпанка, полигональный или пиксельный. главное- задать такой стиль, такой тренд. это как черные темы в Вин10 и на смартфонах. 
4. цена. должа влезать в 350 долларов. это психологический порог для новой технологии имхо. 

готов обсудить

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Ценник крайне важен. Если устройство не вытесняет привычный девайс (телефон, наушники, консоль), то цена должна быть на уровне "не жаль" выбросить и попробовать. VR эту проблему так и не решил. Нет доступных девайсов - нет аудитории - нет желающих туда пилить контент. 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Montana

Как же окулус квест ажиотаж

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Хоть фб и говорит про sold out - все равно он не сдвинул сильно рынок с мертвой точки. Про VR будет отдельный текст, кстати

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Montana

Хорошо, почитал бы, квест ещё взлетит думаю цена качество оптимальнее становятся

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сермягин

Отличная статья, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Dovbish

А как же маски в инстаграмме? Это же AR.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Так есть же про это!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров

Мы тоже увлеклись AR и запустили в бету свой маркетплейс AR Креаторов http://ar-creators.com/.

Тут еще наш русский телеграм чат для общения дизайнеров и разработчиков https://t.me/arcreators_ru

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lynn

Жду не дождусь будущего в котором коммунальщики будут решать городские проблемы в АР, ходишь смотришь все в порядке

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Zakharchenko
Автор

Снег этой зимой они кажется именно в таких очках убирали :)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда