VR и маркетинг в 2024 году: как бренды используют технологии?
В статье мы рассмотрим, как бренды используют VR в маркетинговых кампаниях, какие устройства придут на смену существующим, и стоит ли предлагать клиентам проекты с виртуальной реальностью, если вы работаете как агентство.
Виртуальная реальность далеко не новая технология, как и с AR, за последние 10 лет было много хайпа и затиший, но тем не менее VR отлично прижилась в сферах обучения, развлечений и маркетинга. О последней стезе будем говорить больше всего.
VR и AR становятся все более сложно разделимыми, но все-таки разница в самих экспириенсах и в подходах использования этих технологий бизнесом есть, поэтому давайте разберемся.
Кто и зачем использует VR в своих маркетинговых коммуникациях?
Сложно найти крупные бренды в основных потребительских сферах, которые ни разу не реализовывали промо-кампании или запуски новых продуктов с использованием виртуальной реальности.
Так Adidas использовали VR, чтобы подарить аудитории опыт восхождения на гору, Volkswagen и другие автомобильные бренды запускали VR тест-драйвы, Merrell создали экспириенс со сложнопроходимой тропой, а McDonald's даже превращали коробку от happy meal в конструкцию картонных VR-очков.
Чаще всего у бренда есть две основные цели: это действительно цепляющий экспириенс и дальнейшие охваты публикаций о нем.
Виртуальная реальность дает возможность погрузить зрителя в историю или атмосферу продукта, а также в некоторых случаях испытать продукт в интерактивном формате. В связи с этим, креативные команды могут придумать массу возможных механик и сценариев для подобных VR-опытов. Так и появляются тест-драйвы, стенды с задействованием всего тела зрителя, подключаются датчики на физические объекты вокруг пользователя, и даже синхронизируются запахи в пространстве.
Совсем недавно Disney представили напольную конструкцию для виртуальной реальности, которая позволяет игроку перемещаться по виртуальному контенту реальными шагами, при этом не уходя из зоны игры.
Про сторителлинг в VR
Без хорошего сторителлинга большинство VR экспириенсов так и останутся игрушкой на уровне аттракционов в торговых центрах.
Блестяще рассказывать истории в иммерсивном формате умеют The New York Times. Уже много лет они выпускают материалы с AR/VR элементами. Это 360 ролики, AR data-визуализации, истории поп-культуры и многое другое.
В целом, процесс написания хорошего сценария в VR будет незначительно отличаться от такого же процесса для видео-формата, но нюансы все равно есть.
Помните, что в VR нет ограничений по обзору (только если они не заданы специально), а значит задачей сценариста, режиссера и команды продакшена станет еще и правильное удержание и направление фокуса внимания зрителя.
Чтобы понять базовые принципы написания таких сценариев – достаточно приобрести минимальную насмотренность, это легко сделать, посмотрев работы VR-режиссеров с любого фестиваля.
Продюсеры VOIC LAB принимали участие в проектах, победивших на крупнейших мировых фестивалях и конкурсах, получивших Webby, Cannes Lions и вышедших в финал премии Emmy.
На каких устройствах запускать VR-промо ролики?
Здесь вам всегда придет на помощь студия продакшена, но если кратко ответить на этот вопрос – есть два основных типа очков: более мобильные и с меньшей степенью детализации/реализма контента, и вторые, в которых можно добиваться большего разрешения и уровня 3D-визуализации, но они должны быть подключены к ПК на стенде.
Вообще, отличная практика – иметь одну-две дежурных гарнитуры в офисе агентства, это сильно повышает насмотренность команды и позволяет оперативно тестировать проект на стадии разработки. Раньше мы часто приезжали в гости в разные московские агентства с лекциями, после которых многие покупали себе очки (на тот момент Quest 2), это отличная инвестиция.
Сейчас же абсолютно точно рекомендуем брать новое поколение – Meta Quest 3. Это идеальное сочетание цены, качества и мобильности.
Если надумаете покупать очки, или у вас уже есть эта модель, вот немного полезной информации:
Ну что же, давайте посмотрим на несколько кейсов
Пожалуй, все рекламные VR-проекты можно разделить на две большие группы:
Первые про конкретный ивент или событие, они чаще всего бывают короткими, емкими, и ориентированы на пользователей, которые посещают локацию бренда, а бренд предоставляет VR-очки для просмотра контента.
Вторые про долгое взаимодействие, и направлены на владельцев VR-гарнитур. Чаще всего это VR-игры, которые можно найти в магазинах приложений в Oculus Store, SteamVR или PSVR.
Делимся промо-роликом VR-игры Stranger Things по мотивам одноименного сериала. Это, как раз, вторая группа.
А некоторые компании заходят намного дальше.
Audi уже много лет работает над собственной XR-платформой Holoride, цель которой - снабжение пассажиров задних сидений виртуальными впечатлениями. Компания инициировала разработку этой платформы еще на выставке CES 2019.
Новый вид энтертеймента получил множество наград. Стартап в области технологических развлечений Holoride продолжил развивать технологию и коммерциализировать ее. После запуска платформы в Германии осенью 2022 года, Holoride вышел на другие европейские рынки в начале 2023 года.
Теперь давайте представим, что вы говорите:
Ну хорошо, VR-экспириенсы для одного пользователя бывают красивыми и цепляют, но а что насчет метаверса? Ведь метаверс-платформы часто поддерживают VR-режим, а там и много пользователей, и бренды давно приходят и строят свои цифровые офисы!
И вы совершенно правы, давайте посмотрим на пару таких примеров, и пока больше не будем трогать тему метавселенных, потому что ей мы посвятим отдельную статью.
Перед вами классный пример пространства McDonald's, это платформа Spatial, в пространстве могут находиться много пользователей одновременно, есть поддержка VR, есть игровые квесты и события.
Это еще один отличный способ коммуникации с аудиторией, так как подобные платформы могут поддерживать одновременное присутствие пользователей, которые зашли с совершенно разных устройств и браузеров. Так вы, будучи в VR-гарнитуре, сможете познакомиться и провести время с людьми, которые зашли в спейс через смартфон или ПК.
А вот похожий пример пространства H&M.
Важно заметить, что с появлением VR-опытов и metaverse-платформ, fashion бренды и магазины активно начали пользоваться подобными способами коммуникации, и даже зарабатывать деньги на продаже виртуальных вещей.
Некоторые бренды выбирают более консервативный подход и обходятся без какой-либо компьютерной графики, оставаясь при этом в VR-формате.
Речь про 360-съемку. Этот формат также позволяет погрузить зрителя в атмосферу продукта в высоком качестве, более того, пользователи, у которых нет VR-девайсов, тоже могут ознакомиться с контентом, покрутив камеру в youtube-ролике, как в этом кейсе Prada.
А вот так может выглядеть оффлайн-стенд с VR-экспириенсом.
В этом году KFC запустили VR-игру в Гонконге, которая переносит игроков в мир бренда, где они могут зарабатывать настоящую жареную курицу, выполняя виртуальные задания.
Игра Bucketverse VR погрузила игроков в локацию, вдохновленную современным Гонконгом, где им было поручено собирать виртуальную жареную курицу. Чем больше цифровых ножек они собирали, тем больше реальной курицы они зарабатывали. По данным компании, у игроков была возможность получить ваучер KFC на 60 долларов в качестве подарка.
Если немного отойти от темы марктинга, виртуальная реальность также активно используется компаниями в процессе обучения сотрудников. Цифровой опыт позволяет смоделировать опасные ситуации, которые накладно воспроизводить в реальной жизни, например пожар или ограбление.
На виртуальных тренажерах сотрудники оттачивают схемы поведения при ЧС, учатся софт-скиллам, тренируются выступлениям на публике.
Что стоит учитывать, если вы решите реализовывать VR-проект для собственного бизнеса или предлагать подобные экспириенсы клиенту?
Мы сделали несколько карточек с полезными заметками о том, что важно помнить, планируя создание VR-проекта. Они затрагивают как и этап предпродакшена, так и использование контента во время запуска кампании.
Если вы хотите применить VR в деятельности своего бизнеса - будем рады помочь воплотить ваши идеи!
Мы продакшен-студия полного цикла, более 8 лет создающий проекты с дополненной и виртуальной реальностью, искусственным интеллектом и метавселенными.
Если вы хотите применять технологии в задачах своего бренда, мы будем рады обсудить ваши идеи и помочь воплотить их в реальность!
С нами можно связаться через Telegram или по почте hello@voic.tech
Также мы регулярно пишем о технологиях и их применении в телеграм-каналах VOIC: о технологиях и людях и Точки над ИИ.