{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Бизнес и 5G: VR

Сочетание гигабитных скоростей, минимальных задержек, высокой энергоэффективности и сверхвысокой мобильности для множества подключенных устройств делает технологию 5G способной коренным образом изменить многие бизнес-процессы.

И почти во всех прогнозах по 5G упоминаются иммерсивные технологии (виртуальная и дополненная реальность, а также видео 360°).

Например, аналитики Nokia приводят в пример live-трансляцию массовых мероприятий с иммерсивным погружением. Эксперты Ericsson среди шести бизнес-кейсов первым называют использование 5G для доставки мультимедийного контента, в первую очередь в местах массового скопления людей. В Deloitte же видят применение 5G для использования VR в телемедицине и роботохирургии.

В России услуги на базе AR и VR появятся одними из первых после коммерческого запуска 5G. Такой прогноз, ссылаясь на опыт других стран, дает «ВымпелКом». По мнению Алексея Потряхаева, руководителя по архитектуре новых сетевых решений оператора, среди абонентов сетей пятого поколения спрос будет высоким, так как мобильные AR и VR услуги — одни из немногих, которые используют все преимущества 5G по сравнению с LTE. Директор «Tele2 Москва» Игорь Жижикин полагает, что развитие иммерсивных и других новых технологий (например, интернета вещей) вызовет вторую волну развития 5G, тогда как первую обеспечат традиционные сценарии использования.

Иммерсивные технологии с внедрением 5G получат мощный импульс для развития и расширения области применения.

Алексей Потряхаев,

руководитель по архитектуре новых сетевых решений ПАО «ВымпелКом»

В «МегаФоне» к преимуществам 5G относят в первую очередь минимальные задержки сигнала. Благодаря этому пользователь не будет замечать паузы между своими действием и реакцией в дополненной реальности. Представитель «ВымпелКома» говорит также о возможности создания «легкого VR-клиента», т.е. переноса вычислительных мощностей, требуемых для обработки 3D-видео в режиме реального времени, от конечного устройства (например, VR-очков) на удаленный сервер. Директор «Tele2 Москва» считает, что сильно изменится рынок рекламы, поскольку благодаря высокоскоростной бесшовной связи AR может появиться даже на уличных билбордах.

Пилотирование в Москве

В Москве экспериментами с иммерсивным видео и связью пятого поколения занимаются не первый год. Прошлым летом «МегаФон» впервые в России провел прямую трансляцию футбольного матча в формате VR с использованием технологии 5G. Осенью 2018 года «Билайн» и Huawei продемонстрировали первый голографический звонок в сети 5G, во время которого изображение собеседника передавалось через AR-очки. Голографическую связь тестируют и в МТС. А еще, как рассказал руководитель Центра 5G МТС Денис Панасенко, оператор пилотирует удаленное наблюдение в охраняемых помещениях с помощью робота-наблюдателя и VR-шлема. Tele2 совместно с Ericsson развернули тестовый 5G-хаб на Тверской улице.

AR/VR технологии изменяют взаимодействие человека с окружающим миром. И это не только сфера развлечений, хотя в первую очередь на ум приходят игры.

Андрей Грачев,

директор по стратегическому планированию инфраструктуры «МегаФона»

Операторы рассматривают разные сценарии применения VR. Директор по стратегическому планированию инфраструктуры «МегаФона» Андрей Грачев говорит о дистанционной работе над дизайном и проектированием зданий, обучении, моделировании поведения людей в неожиданных и экстремальных ситуациях. Алексей Потряхаев из «ВымпелКома» также считает перспективными направления профобучения, включая симуляцию экстремальных условий, туристическую индустрию и гейминг. Представитель Tele2 Игорь Жижикин видит перспективу для деловой среды, приводит в пример интеллектуальное производство, промышленные приложения, построение корпоративного бренда.

Сроки сильно зависят от того, когда операторы связи получат частоты. Мы надеемся, что это произойдет в следующем году.

Денис Панасенко,

руководитель Центра 5G МТС

Операторы выделяют два ключевых сдерживающих фактора: нерешенный государством вопрос с выделением нужных частот, а также отсутствие недорогих пользовательских устройств и емких аккумуляторов. Панасенко добавляет к этому необходимость интересной услуги и соответствующего контента, для создания которых нужны усилия нескольких участников рынка и не менее года на подготовку. Жижикин напоминает, что потребуется обновление отраслевых стандартов, в том числе в образовании, здравоохранении, нацбезопасности.

Технологии 5G значительно расширят область использования AR/VR благодаря большей пропускной способности.

Игорь Жижикин,

директор «Tele2 Москва»

В МТС прогнозируют развитие VR-услуг уже в 2021 году, в Tele2 рассчитывают на 2021-2022 годы, а в «МегаФоне» не готовы говорить о сроках до того, как окончательно прояснится вопрос радиочастотного спектра.

Мировые кейсы

5G будет хорошим стимулом для разработчиков AR/VR решений. Важно создание разных сценариев использования технологий.

Андрей Грачев,

директор по стратегическому планированию инфраструктуры «МегаФона»

VR-трансляция концерта. Испания, Барселона. В июле 2019 года в Барселоне состоялся летний фестиваль Cruilla. На главной сцене выступили группы и исполнители с мировой известностью, а концерт транслировался в VR организаторами фестиваля с помощью 360-градусной камеры и антенн, по 5G передающих данные в гарнитуры виртуальной реальности.

VR-гейминг. Россия, Москва. На конференции Startup Village 2018 киберспортивная команда Immergity провела тестовую игру в VR на двух станциях Intel, связанных между собой по 5G. Связь обеспечила компания МТС в диапазоне 28 ГГц на базе оборудования Ericsson. Время отклика составило рекордно низкие 4 мс.

Прямой эфир фестиваля. Китай, Пекин. В феврале 2019 года Центральное телевидение Китая совместно с операторами China Unicom и China Mobile провело VR-трансляцию гала-фестиваля в разрешении 8К. Для передачи данных использовались сети 5G на оборудовании Huawei и VR-камеры Kandao.

Трансляция футбольного матча. Россия, Москва. 5 июня 2018 года «МегаФон» провел первую в России VR-трансляцию товарищеского футбольного матча между сборными России и Турции. Съемка велась на пять камер с 180-градусным обзором, данные передавались на платформе Nokia в частотном диапазоне 28 ГГц.

Как 5G повлияет на московский бизнес

5G — это возможность эффективной доставки контента до пользователя и только один из элементов VR-инфраструктуры. Именно сети нового поколения смогут обеспечить передачу VR-контента в хорошем качестве благодаря высокой пропускной способности.

Для качественного роста спроса необходима совокупность нескольких факторов: дешевые, удобные и качественные VR-гаджеты, интересный и разнообразные контент, продвижение технологии и т.д. Но поскольку рынок VR-компаний очень мобилен и адаптивен, как только технология 5G станет доступна для широкой аудитории, появятся и предложения.

Мы уже реализовывали кейс VR-трансляции с помощью технологии 5G, но по условиям договора не можем разглашать свое участие без согласования с заказчиком. А вообще, мы проводим трансляции совместно с мировыми брендами (например, Google) и спортивными ассоциациями (КХЛ), и их качество уже отвечает самым высоким мировым стандартам. Поэтому мы ждем появления массовых сетей 5G области.

Станислав Глухоедов, CEO Prosense. Московский разработчик решений для VR-трансляций

5G станет драйвером развития контента, который в свою очередь является драйвером для всей отрасли VR. А мы сумеем привлечь новых, более подготовленных пользователей, в том числе в B2B-сегменте. После запуска 5G ожидаем изменение спроса на VR-шлемы. Рост пропускной способности сетей увеличит количество потенциальных потребителей контента VR, активизируются его создатели, а в конце этой цепочки выигрываем мы как производители устройств для иммерсивного видео и приложений.

Через три года наступит время early adopters, энтузиастов. В среднесрочной перспективе российским производителям рано выводить устройства VR с 5G на потребительский рынок: на нем нет ни потребителя, ни самих сетей.

Мы единственный в стране разработчик B2B-шлемов виртуальной реальности, которые подходят под импортозамещение и по потребительским качествам конкурируют с зарубежными аналогами. Если коллеги захотят протестировать 5G с отечественным оборудованием, мы будем рады сотрудничеству

Алексей Лисовицкий,

пресс-секретарь DEUS. Московский производитель шлемов виртуальной реальности

5G — не смотреть, а участвовать

Эксперты KPMG считают, что переход в эру 5G должен произойти не только в технологиях, но и в головах людей. Завязанному на телекоммуникациях и ИТ бизнесу придется подстраиваться под нового клиента — человека, который потребляет и генерирует не просто контент, но впечатления, эмоции, чувства. Под человека, которому недостаточно смотреть со стороны, ему уже нужно участвовать в процессе. Именно поэтому ожидается бум иммерсивных технологий, способных погрузить в события, которые происходят прямо сейчас в любой точке Земли.

Ключом к виртуальному будущему ожидаемо должны стать сети 5G. Специалисты Qualcomm прогнозируют, что к 2035 году отрасль 5G обеспечит свыше 22 млн новых рабочих мест по всему миру и принесет общую прибыль в размере $3,6 трлн. Только изменения в головах людей эксперты спрогнозировать не могут — о том, когда они произойдут, остается лишь гадать.

0
1 комментарий
Georg Soritch

Спросите пчеловодов. 🐝 не нравится электомагнитный смог.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда