Как быть концепт-художником в эпоху Midjourney и Dall-e?

Что поменялось с приходом нейросетей и что делать людям творческих профессий

Изображение сгенерировано Dall-e
Изображение сгенерировано Dall-e

Привет! Хочу поделиться записью беседы с талантливым концепт-художником Матвеем Лисицей (aka Matvei Lisitsa), который придумывает и отрисовывает арты для кино и различных медиа-проектов. Мы обсудили, как вообще становятся концепт-художниками, какие для этого нужны навыки и качества и как активное внедрение ИИ меняет эту индустрию. Итак, слово Матвею.

Мой путь к концепт-арту

Как вы догадываетесь из заголовка статьи, сегодня я хотел бы поразмышлять о том, как генеративные нейросетевые модели типа Midjourney и Dall-e влияют на отрасль в целом и к чему это всё может привести в дальнейшем. При этом я буду опираться на свой собственный опыт работы дизайнером и концепт-художником, а также на общие настроения среди моих коллег. Но для начала небольшая предыстория, как я вообще осознал себя концепт-художником.

Как быть концепт-художником в эпоху Midjourney и Dall-e?

В целом, у меня всегда были неплохо развиты художественные способности, поэтому, когда пришло время выбирать вуз, я пошел учиться в художественный университет им. Строганова. Во время учебы и после окончания я занимался бизнесом с братом (интерактивные портреты на заказ), а потом развивал свой, где закрывал все потребности, для которых нужен дизайнер. Соответственно, на этих проектах я достаточно хорошо прокачался в дизайнерских навыках.

Но именно в привычном для большинства людей понимании дизайном я начал заниматься только в последние пару-тройку лет. Я успел поработать в нескольких агентствах, в том числе в крупном креативном дизайн-агентстве в Казахстане, и это был интересный опыт. Я делал раскадровки для рекламы, разные визуалы, биллборды, интерфейсы для промо-сайтов, какие-то иконки — в общем, много рутинной работы.

Потом у меня стала развиваться история с концепт-артом. Моя близкая подруга уехала по учебе во Флориду и там познакомилась с парнем, который учился на кинорежиссера и попал на один кинопроект в качестве креативного директора. В тот момент они искали концепт-художника, чтобы отрисовать локацию и персонажей для будущего фильма, и подруга передала мои контакты, чтобы они попробовали поработать со мной. Я нарисовал, им понравилось, и так я оказался на этом проекте.

В тот момент я как будто открыл в себе какую-то новую чакру, потому что я с детства мечтал делать что-то, связанное с кинематографом. Но каким-то образом мимо меня прошла сфера концепт-арта, и когда я узнал о ней, то немного расстроился, что узнал так поздно.

Я начал жадно искать информацию и через некоторое время записался на курсы к Джаме Джурабаеву, который сотрудничал с Disney, Lucasfilm, Стивеном Спилбергом и Гаем Ричи. Собственно, на этих курсах я получил всю необходимую основу, и свой первый проект я сделал там. (Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Джаму за все его советы и знания, которыми он с нами делился!)

Концепт-арт с курса
Концепт-арт с курса

Но на этом всё не закончилось — потому что ты как концепт-художник должен очень много всего знать про кино, про разные ракурсы, композицию кадра, виды угла камеры, разные линзы у камеры, какой цвет и свет используют в кино. В общем, вот это всё киношное — и к этому ещё художественные навыки, потому что ты должен сам уметь рисовать, либо создавать 3D.

Концепт-арт для проекта Mission to Minerva
Концепт-арт для проекта Mission to Minerva

Я стал делать отрисовки для своего портфолио. Например, поучаствовал в конкурсе концепт-арта Mission to Minerva, где мои работы попали в финальный шоурил (с 1:49). Еще для одного конкурса я разработал концепт-арт Swan Lake. Когда мне было лет 14-15, мы с мамой ходили в театр на балет Лебединое озеро, и я уже тогда почему-то представил, что прикольно было бы под эту музыку сделать фильм. И вот теперь это нашло воплощение в концепт-арте, за который я получил особую отметку жюри.

Концепт-арт для проекта Swan Lake
Концепт-арт для проекта Swan Lake

Американский проект, в котором я сейчас участвую, находится в стадии предпродакшена и, если дела пойдут хорошо, задумывается как франшиза. Одна из его руководителей раньше работала в связке с Стэном Ли в его последние годы. Когда мне это сказали, я сначала не поверил. Ну то есть, моя подруга в институте, у нее одногруппник, и вдруг, откуда ни возьмись, какая-то женщина, которая работала со Стэном Ли. Но потом я погуглил и действительно, всё так и было. Это очень вдохновляет.

ИИ-арт — шедевры или дешевые поделки?

Я считаю, что к искусственному интеллекту можно относиться утопично, а можно антиутопично. И так как люди по природе своей часто склонны косячить, то я скорее в клане антиутопистов. В общем-то, разные боты, в том числе для генерации и обработки изображений, уже давно существуют. Просто сейчас с появлением продвинутых нейросеток всё это стало активно на слуху.

В том числе ИИ взорвал креативную индустрию, и у художников и дизайнеров насчет искусственного интеллекта происходят дебаты и споры. Конечно, есть определенные страхи. Но меня, например, искусственный интеллект пугает даже не тем, что заберет у нас работу — потому что человек почти всегда адаптируется к переменам.

Условно говоря, когда-то люди всё рисовали от руки, а потом появилась фотография и видео. Сейчас всё преимущественно в digital перешло, но тем не менее, применение для очень многих художников и дизайнеров есть, и в индустрии много людей, которых пока технологии не могут вытеснить.

Но вот с ИИ у меня есть опасение, что работа художника станет просто очень скучной и неинтересной. Потому что весь кайф быть художником — это сам творческий процесс. Финальный результат, конечно, тоже радует глаз, но, как правило, недолго. И если мы говорим про искусственный интеллект, меня пугает то, что у людей могут отобрать этот процесс. То есть ты написал промпт, нажал на кнопку, и он тебе выдал финальный результат. Прикольно, конечно, но ты не прошел этот процесс, не испытал удовольствие от творчества.

Еще настораживает, что уже сейчас многие выставляют сгенерированные ИИ картинки на платформах типа Artstation. При этом не все указывают, что это MidJourney или Stable Diffusion, и это набирает много просмотров и лайков, хотя производство этого изображения занимает от силы 2-3 минуты. При этом, если проанализировать портфолио, эти люди далеко не всегда имеют достаточный опыт, что видно даже по результатам того, как они его используют. И получается такая ловушка, что вместо того, чтобы человек учился рисовать, он просто генерирует картинки с помощью ИИ.

Помимо этого, мне кажется, что на данный момент ИИ чаще всего делает слишком “идеальные” или “глянцевые” изображения, так что сразу видно, что изображение сгенерировано (как на обложке к данной статье). Нет в них человеческих погрешностей, которые, собственно, и пробуждают в нас осознание того, что перед нами уникальное изображение, сделанное человеком.

К тому же, в связи с нейросетевым артом возникает сразу много вопросов насчет авторского права. Условно говоря, ты можешь написать промпт “сгенерируй мне то-то то-то в стиле Пикассо” или там Бэнкси, то есть, по сути, использовать в своих целях чей-то узнаваемый стиль (хотя сейчас на прямое копирование стиля конкретных художников уже вводятся ограничения). В целом, это не очень весело для людей, которые посвятили много лет жизни обучению и практике.

Котики в стиле кубизма
Котики в стиле кубизма

Хотелось бы, конечно, чтобы это было как-то урегулировано со стороны властей или профсоюзов, потому что в то, что люди не будут злоупотреблять, я не верю. То есть, если людям дать доступ, они будут злоупотреблять, это как бы очевидно.

И что теперь делать?

Но, как всегда, у всего есть плюсы и минусы. Из положительного, как я лично в теории могу использовать ИИ (и был бы рад, если бы его все так использовали) — это как дополнительный вдохновитель на творчество. Глупо было бы спорить с тем, что каждый художник, по сути, вдохновляется либо другими художниками, либо какими-то веяниями извне (из кинематографа, фотографии, мира моды и так далее).

Когда у художника появляется идея, то первое, что он делает — собирают референсы. Ты идешь на Артстейшн/Пинтерест или в Гугл и смотришь, что уже есть по этой теме. Но если ты будешь совсем под копирку какие-то вещи делать, которые уже были сделаны в других проектах, тебя могут воспринять странно. И чтобы не штамповать шаблонные истории, ты как художник должен обладать большой насмотренностью.

И вот если искусственный интеллект воспринимался бы как генератор референсов на заданную тему, это было бы прекрасное использование. Например, просишь его показать варианты городов будущего. Он тебе генерирует картинки, ты их себе в папочку добавляешь и что-то оттуда берешь для вдохновения.

Город будущего, сгенерированный Dall-e
Город будущего, сгенерированный Dall-e

Еще из плюсов (скорее, в рамках утопического сценария) — это то, что в какой-то мере ИИ может ускорить выполнение некоторых рутинных/технических задач, которые не всегда приятно делать руками на регулярной основе. Например, доводить до идеала готовые рендеры или добавлять детали для максимального реализма, если задача того требует.

Если у кого-то есть еще идеи, как можно использовать ИИ себе на пользу, поделитесь в комментах :)

В заключение

Думаю, пока было бы лучше не спешить с активным внедрением ИИ, по крайней мере, хотелось бы, чтобы прелести творческого процесса оставались за людьми. Потому что в креативной сфере это именно то, что людям дает стимул работать и как-то реализоваться. А вы как считаете?

1.2K1.2K показов
171171 открытие
11 репост
4 комментария

ИИ, конечно, делает классную картинку, но без видения художника у него ничего не получится

Ответить

Полностью с вами согласен👍🏻

Ответить

Глупо говорить о том, что ИИ заменит художников, ну уж явно не сейчас, слишком "сырой" результат получается.
Да, как вы и написали, удобно использовать ИИ как источник вдохновения. Еще, как мне кажется, заказчику может быть удобно визуализировать ТЗ: "Вот что-то такое я хочу видеть в итоге".

Ответить

Надеюсь и вовсе никогда не заменит😅
Да, согласен с вами, думаю воплотить сложную идею в реальность ИИ клиенту не поможет, но вот лучше сформулировать примеры по брифу для художника, может быть интересным решением для клиента👍🏻

Ответить