Приложения с 5G и дополненной реальностью: чего ждать от студентов лаборатории Высшей школы менеджмента

Проектирование и создание цифровых MVP, консультации экспертов и оценка специалистов отрасли, реализация собственного проекта, будучи студентом, — такие возможности нескольким десяткам участников совместного проекта МегаФона и СПбГУ дает <5G_Dream_Lab>.

Студенты в лаборатории 5G
Студенты в лаборатории 5G

С 21 сентября 2019 года в 5G Dream Lab студенты изучают работу сетей пятого поколения и разрабатывают на их основе собственные продукты. Курс завершится в июне 2020 года, когда участникам лаборатории предстоит защитить свои MVP перед экспертами МегаФона и СПбГУ.

​Фото из instagram участника лаборатории
​Фото из instagram участника лаборатории

Первые результаты

На работу в лаборатории 5G подали заявки 412 студентов и недавних выпускников (тех, кто закончил обучение не более трёх лет назад). После месяца онлайн-курса и тестирования занятия продолжили 60 человек.

Затем в процессе обучения некоторые студенты покинули лабораторию, и сейчас в ней работают около 37 человек. Они образовали семь команд и совместно готовят MVP своих бизнес-проектов: изучают рынок и конкурентов, выясняют потребности целевой аудитории, продумывают, как будут писать приложения, и создают сами продукты. В каждом из них используется технология 5G, которую студенты могут протестировать прямо в лаборатории.

В основном проекты связаны с технологиями виртуальной и дополненной реальности и интернетом вещей. Они направлены на улучшение городской среды, тренировку речи и прохождение собеседований.

За предыдущие пять месяцев студенты прошли базовый онлайн-курс и более углублённый. Обучение было построено по системе eduScrum, когда участники чувствуют командную ответственность, но при этом каждый осознает личный вклад в общий результат. Учащиеся объединялись в группы по пять-шесть человек и сами планировали цели обучения, распределяя задачи внутри команды и обсуждая результаты.

«Опыт eduScrum показал студентам альтернативный путь обучения: не мне дают материал и вопросы к экзамену, а я сам могу управлять своим процессом обучения и при этом получать поддержку от других участников команды и куратора», — объясняет руководитель МегаАкадемии и куратор образовательной программы лаборатории Валерия Мерзлякова.

К концу декабря студенты придумали собственные идеи для технологии 5G и презентовали их друг перед другом.

Некоторые идеи студентов не нашли поддержку, а над какими-то работа ведется до сих пор, их будут защищать в июне. Например, кто-то предложил сделать проект по дистанционному управлению медицинским оборудованием во время лазерной коррекции. Ещё озвучивались идеи, связанные с объединением умной техники в одну экосистему. Но поскольку это очень узконаправленные проекты и немногие разбираются в этих сферах, студенты идеи не поддержали и команды не набрались.

Александр Проказин, студент первого курса магистратуры ВШЖиМ

В распоряжении студентов, по словам руководителя лаборатории в ВШМ СПбГУ Ростислава Сперанского, находятся все устройства и компетенции, которые требовались для решения задач:

«Мы не стали оснащать лабораторию всеми гаджетами, которые могли понадобиться студентам, но по мере необходимости привозили всё, что требовалось, будь то 10 VR-шлемов или четыре антенны. Когда у студентов возникают любые вопросы, мы привлекаем лучших экспертов, которые помогают ребятам в создании продукта».

Связка IT-специалистов и маркетологов

К обучению пригласили студентов и выпускников технических и гуманитарных специальностей, которые могли выбрать одно из двух направлений работы в лаборатории — разработчики (программисты) и интеграторы (специалисты с компетенциями маркетолога, Product Manager и Product Owner). На первом этапе все студенты обучались по одной программе, а затем несколько раз объединялись в команды. Это было сделано для того, чтобы разработчики и интеграторы работали над проектами в связке.

Разработчики — это те, кто уже умеет программировать на каком-то языке и хочет с помощью этих навыков решать практические задачи. Программа обучения для них включала полный цикл разработки высокотехнологичных продуктов, работу с актуальными фреймворками, средами и инструментальными средствами разработки. Ещё мы концентрировались на знаниях и навыках в областях UI, автоматизированного контроля качества и других аспектах создания сложных программных решений.

Интеграторы цифровых решений — появляющаяся на рынке профессия. Такие специалисты знают, как внедрять высокотехнологичные продукты, адаптируя их под запросы конкретного клиента. Мы обучали интеграторов проработке идеи продукта, проверке его востребованности на рынке. Также в течение программы студенты учатся управлять разработкой, выдерживать бизнес-логику продукта и эффективно вписываться в заданный бюджет.

Валерия Мерзлякова

Лекции студентам вели как преподаватели СПбГУ, так и представители МегаФона. На примере кейсов компании разработчикам показывали, как работает код, как применять его в продукте, какой стек технологий используется в бизнесе, как выбрать для своего продукта решение и создать архитектуру.

Нам очень помогают в работе над проектами: кураторы узнают всю информацию, которую мы запрашиваем, для обучения привлекают экспертов из разных уголков страны. Например, однажды лекцию вёл специалист МегаФона из Владивостока, хотя у него в этот момент было два или три часа ночи. Но это лучший эксперт в своём направлении, поэтому его и привлекли. А ещё у нас оперативная обратная связь: в Telegram есть общий чат для студентов, кураторов и преподавателей, где мы можем попросить помощи в решении какого-нибудь вопроса.

Андрей Бабушкин

,

студент второго курса СПбГУ

Как отмечает руководитель лаборатории в ВШМ СПбГУ Ростислав Сперанский, поначалу у интеграторов и разработчиков случались недопонимания: первые брали на себя функцию руководителей и начинали командовать разработчиками, а вторые не понимали, зачем им вообще работать в паре с продакт-менеджерами, ведь главное в создании продукта — написать код. Но со временем студенты пришли к взаимопониманию. По мнению Сперанского, научиться на равных работать в команде и осознавать важность разных специализаций — это ключевой показатель успешности проекта.

Перспективы студентов после лаборатории

5G Dream Lab помогает студентам стать специалистами, востребованными на рынке труда. К сожалению, в школах и вузах ребята часто решают абстрактные задачи, их учат принимать решение по определённой методике. Почти все наши студенты при поступлении в лабораторию представляли, как выглядит бизнес-план, и могли его составить по приведённым в задании данным. Но когда человек устраивается на работу и получает свою первую задачу, выясняется, что важно ещё и ориентироваться в той действительности, в которой мы живём, самому выбирать данные и учитывать контекст. Когда студентам лаборатории пришлось составлять бизнес-план по своим идеям высокотехнологичного продукта, оказалось, что это гораздо сложнее. Они задавались вопросами: какие данные значимы, как оценить спрос на продукт, которого ещё нет, как изменится цена, если мы не реализуем пару функций продукта к запуску продаж. Сотрудники, которые умеют решать такие задачи, очень нужны бизнесу, поэтому важно погружать их в реальную среду, если не со школы, то хотя бы с младших курсов. Чтобы создавать продукты на базе совершенно новой технологии сетей пятого поколения, нужны такие качества, как смелость и инициативность. Этими качествами обладают студенты, ведь у них ещё не появились внутренние ограничители и сомнения из разряда «а вдруг ничего не получится».

Валерия Мерзлякова

По словам Сперанского, для ВШМ это первый подобный опыт: «Студентам не хватало практических навыков, поэтому мы с энтузиазмом откликнулись на предложение МегаФона».

После того, как команды презентуют свои MVP перед представителями МегаФона, жюри проведёт отбор. Те, кто его пройдут, продолжат работу над своими проектами в рамках программы по развитию стартапов МегаФона. Компания возьмёт на себя роль инвестора и акселератора.

По словам Сперанского, для оценки проектов были разработаны следующие критерии:

  • Технологическая инновационность — насколько решение, которое предложила команда, выигрывает по отношению к другим аналогичным решениям на рынке.
  • Рынок и бизнес-модель — насколько идея может окупиться в долгосрочной перспективе.
  • Команда — насколько компетенции, необходимые для работы с проектом, представлены в команде. Отдельным плюсом является наличие в команде сильного лидера.
  • 5G-специфика — насколько используются возможности технологии сетей пятого поколения.
  • Проблема и предлагаемые решения — насколько предлагаемый продукт решает существующую проблему.
  • Потенциальная синергия с уже существующими продуктами МегаФона.

Те, кто не сумеет презентовать готовый работающий продукт, но захочет продолжить над ним работу, по-прежнему сможет использовать для этого лабораторию 5G.

Как отмечает Валерия Мерзлякова, после завершения работы в лаборатории разработчики приобретут уникальные навыки работы с 5G, а интеграторы научатся выводить на рынок высокотехнологичные продукты и управлять процессом разработки. Самых успешных студентов МегаФон пригласит на стажировку.

99
23 комментария

набор зомби для продвижения 5г

6

А 5G разве не архи-вредны для здоровья из-за непомерной мощности эффективного на этих частотах сигнала? И разве их не запретили в ряде стран ЕС и в США ?

4

Дурашка, сейчас вай фай работает на частотах 5г. Пока никто не умер.

1

Не понятно зачем это? Тупо собрать идеи? При этом много проблем насущих есть _)

2

научить детей работать в реальной рабочей среде, что-то вроде internship, только внутри ВШЭ

Сочувствую специалисту из Владивостока.

2

Из заголовка думал, что ребята молодцы: разрабатывают оборудование, способы кодирования информации для 5г, а тут очередная дрим тим пилит круд приложухи. Ну что за.. 

1