Что изменило сферу страхования логистики?

С 2022 года рынок страхования российской логистики значительно поменялся. Скорость и масштаб этих перемен отмечают не только страховые компании, но и грузовладельцы и перевозчики. В этом материале мы хотели бы рассказать, какие факторы, на наш взгляд, повлияли на страхование грузоперевозок больше всего.

Что изменило сферу страхования логистики?

Цепочки поставок трансформировались. Изменения в мировой экономике привели к серьезной трансформации ключевых логистических маршрутов. Что, в свою очередь, сказалось на росте всего рынка. По данным исследовательского агентства MA Research, в 2023 году рынок транспортно-логистических услуг вырос на 18%. Вместе с этим на 21% увеличился и спрос на страхование грузоперевозок. Страховые компании столкнулись с необходимостью адаптировать продукты под новые маршруты и включить в свой контур те направления, которые ранее не были востребованы перевозчиками.

Появились новые риски. Перестройка логистики привела и к появлению новых, неочевидных рисков, о страховании которых практически не задумывались. В марте этого года мы провели круглый стол, куда собрали экспертов из транспортных, логистических компаний, производителей и представителей общественных организаций. В ходе горячих обсуждения коллеги назвали целый перечень факторов, вероятность возникновения которых с 2022 года увеличилась в разы:

  • Простой склада в связи с дефицитом линейного персонала.
  • Кибератаки на инфраструктуру перевозчика.
  • Рост дебиторской задолженности клиентов.
  • Сложности проведения международных валютных платежей.
  • Особенности работы с маркетплейсами: невыкуп, порча товара при доставке, мошенничество с возвратами.

В ответ на эти риски страховщики начали выводить на рынок новые продукты и предложения. В связи с тем, что санкционное давление на российские компании не ослабевает, потребности бизнеса сейчас чрезвычайно турбулентны. Поэтому участникам рынка приходится ускорять выработку мер страховой защиты и максимально оцифровывать процессы взаимодействия с клиентами.

Самострахование не оправдало ожиданий. По нашим оценкам, 80% логистического рынка сегодня не страхуется. Многие игроки рынка продолжают придерживаться принципов самострахования в надежде на высокое качество услуг транспортной компании или экспедиторов. Но практика показала, что в условиях появления новых и роста частоты старых логистических рисков, оно оказалось ненадежным инструментом.

На российском рынке было множество кейсов, когда самострахование приводило к масштабным потерям, репутационному и финансовому ущербу. Пожары на складах крупных российских маркетплейсов в начале 2024 года и несколько других подобных крупных случаев в 2022–2023 годах стали яркими примерами роста инцидентности и необходимости наличия качественного логистического риск-менеджмента и официального страхования, как гаранта защиты.

Технологии стали драйвером проникновения страховых услуг и роста клиентского сервиса. Еще 5-7 лет назад мы все были свидетелями стремительной цифровизации в банковском секторе. В итоге все финансовые услуги удобно помещаются в приложение, в комфортную и понятную для клиента цифровую среду.

Изменения в экономике, описанные нами в предыдущих пунктах, подстегнули цифровизацию и в сегменте страхования. Уже сегодня с помощью инновационных решений можно показать страхователям полную картину страховых процессов и предложить персонализированный тариф, снизить риски мошенничества, перевести в онлайн-формат и ускорить процесс урегулирования претензий от нескольких дней до нескольких минут. ИТ-технологии в страховании выступают в роли независимого медиатора, который обеспечивает соблюдение всех условий и контроль качества услуг. Это ведет к повышению уровня сервиса страховщиков и расширению линейки страховых продуктов, в том числе для работы с нестандартными для страхования рисками.

Импортозамещение технологического стека. С уходом ведущих западных вендоров российскому рынку страхования логистики пришлось ускоренно адаптировать бизнес-процессы и вкладываться в независимую ИТ-инфраструктуру. Перед страховыми компаниями стояла непростая задача полностью обновить технологический стек и вместе с тем обеспечить безопасность данных, сохранить эффективность своей деятельности и безболезненно перевести сотрудников на новое программное обеспечение.

В 2022 году на пути импортозамещения участники рынка выбирали между тремя основными альтернативами: перейти на решения с открытым исходным кодом, использовать собственные наработки и создать самописный продукт или выбрать готовое ПО от отечественного разработчика.

Самостоятельный рынок InsurTech в России пока находится на стадии формирования. Его задачи у нас выполняют ИТ- вместе со страховые компаниями. Последние стали кратно больше инвестировать в информационные технологии, а некоторые сами начали погружаться в эти процессы и, по сути, отчасти превратились в «айтишные».

***

Если вам интересны тренды сферы страхования и ИТ, подписывайтесь на нашу страницу на vc.ru — тут мы продолжим делиться интересными материалами о жизни разработчиков, бизнесе и технологиях.

33
Начать дискуссию