О будущем, в которое не всех возьмут

Ретроспектива, статистика и прогнозы о жизни в дивном новом мире после COVID-19.

Мировые финансовые кризисы происходят примерно каждые 11.5 лет синхронно солнечным циклам. Судите сами: 1974 год, 1986 год, 1997/98 года, 2008 год, и вот, наконец, кризис 2020 года.

Новые угрозы для экономик

Время мирового финансового кризиса предсказать несложно, а вот его сущность угадать нельзя. Зная, в какой форме он придёт, мы могли бы к нему подготовиться – но увы.

В итоге мировой финансовый кризис пришёл в форме, которой почти никто не ожидал. Редким исключением может считаться разве что Нассим Талеб, американский публицист, экономист и трейдер, полупризнанный ученый и очевидный миллионер, который еще в ноябре 2017 года писал: "Самый большой риск — это новые эпидемии. СМИ недооценивают эту опасность и редко поднимают шумиху вокруг научных публикаций о том, что резистентность бактерий к антибиотикам растет, или о том, что появляются новые штаммы вирусов.”

Сегодня, благодаря именно такому вирусу, мы переживаем уникальный опыт. Ни мы, ни окружающая действительность прежними уже не будем. Диджитализация, переход в онлайн, полная оцифровка не только бизнес-процессов, но и повседневной жизни: зум-вечеринка, кибер-стрижка, социальное дистанцирование, QR-коды и тотальный контроль государства – с одной стороны, меры, ведущие к спасению, с другой – в дивный новый мир. Возможно, сегодня мы все уже проснулись в антиутопии, но не заметили этого.

Выбор пути: Восток или Запад?

Структурно все мировые финансовые кризисы очень похожи - это всегда негативное событие и истерическая реакция общества и властей на него. Сейчас такое событие – это вирус, а реакция в разных странах проходит по разным сценариям.

По восточному сценарию, (а это, например, Китай) с относительно организованной народной массой и относительно тоталитарным правительством. В этом случае правительство устанавливает жёсткие карантинные меры, организованная народная масса их соблюдает. Первая волна кризиса гаснет достаточно рано.

Но какой ценой? Специалисты из New York Times проанализировали код приложений типа Alipay Health Code, которые выдавали цветовой QR-код (зеленый – можно выходить, жёлтый – сидеть дома неделю, красный – две) и обнаружили, что эти приложения сливают данные китайским силовикам.

Выглядит так, что борьба с вирусом, приблизила Китай к тотальному запуску системы социального рейтинга, которую Китай строил с 2014 года. Низкий рейтинг лишает человека социального обеспечения, работы на госслужбе, ограничивает передвижение на транспорте, влияет на всю семью: его дети, например, не могут поступить в хорошую школу и т.д.

Примером другого сценария может служить Западная Европа. Население не слишком организовано, правительство не может существенно влиять на происходящее – может только вводить некоторые ограничительные меры. В текущей ситуации эти меры были введены только тогда, когда положение дел стало совсем тяжёлым.

Ни в восточной, ни в западной реакции властей нет системы. Привет Насиму Талебу, который еще в 2017 году писал, что антикризисная политика и меры в случае внезапных потрясений и кризисов не работают. Россия, традиционно, балансирует между восточным и западным сценариями.

Если у нас победит западный сценарий, эпидемия продолжит развиваться неконтролируемо. Скорость распространения эпидемии после введения карантинных мер в России уменьшилась в два раза. Это значит, что рост остался экспоненциальным, в то время как в Китае рост быстро был превращен в квадратичный (это намного медленнее). Если экспоненциальный рост дальше продолжится, то мы увидим европейскую картину с переполненными больницами и острой нехваткой врачей и препаратов.

Альтернативный сценарий состоит в том, что после закручивания гаек и повышения сознательности населения, мы можем увидеть спад первой волны где-нибудь в середине мая, например. В таком случае в июне-июле карантинные меры могут быть отменены, и мы увидим, что изголодавшиеся по общению люди выходят на улицу, идут в рестораны и гости и начинают массово встречаться после сидения дома. В таком случае, у нас начнется вторая волна эпидемии, а в ответ мы увидим вторую волну карантинных мер. Какой она будет, восточной или западной,- увидим.

Что делать бизнесу?

В кризис стратегии бизнеса можно разделить на три типа: если все плохо – попытаться выжить, если не очень – попытаться сохранить статус кво, и если есть ресурсы – попытаться воспользоваться новыми возможностями, открывающимися перед бизнесом во время кризиса. Возможности, связанные с мировым финансовым кризисом, можно разделить на три класса:

  • Возможности текущего момента. Например, производить маски. Возможности текущего момента существуют и в IT. Zoom перепрыгнул Uber по капитализации.
  • Возможности, которые связаны с выходом из кризиса и отменой ограничений. Можно будет что-то делать для восстановления разрушенных за время карантина логистических цепочек в широком смысле.
  • Возможности, связанные с кардинальными изменениями в индустриях, которые последуют за мировым финансовым кризисом.

Государство и бизнес в кризис

Российское государство по мере развития и выхода из кризиса по традиции будет принимать меры, полезные более-менее крупному бизнесу – крупным ресторанным сетям, но не отдельным ресторанам, крупным парикмахерским сетям, но не отдельным парикмахерским у дома. Таким образом, при любом раскладе малый бизнес будет страдать. Крупные бизнесы, даже в пострадавших отраслях, будут в более выигрышном положении.

И понятно, что после отмены карантинных мер во многих аспектах и отраслях мы увидим незнакомый нам мир. Есть вещи, которые не предскажешь, но уже очевидно, что мы увидим большее влияние государства на бизнес.

Прогнозы и что с ними делать

Мы для себя в процессе различных брэйнштормов выбирали в качестве фокуса размышлений различные индустрии и их судьбу во время и после кризиса. Наша цель была понять, как кризис будет влиять на эти индустрии, и что мы конкретно в этих индустриях можем сделать, чтобы воспользоваться теми изменениями, которые в этих индустриях произойдут.

На научный подход, как и на экспертизу в соответствующих рынках, мы не претендуем, но нам кажется важным продемонстрировать цепочку размышлений – как пример того, как об этом можно думать.

Изменение процессов разгрузит дороги

Сейчас мы наблюдаем глобальный эксперимент вынужденного перехода на удаленку, что, без сомнения, увеличит количество компаний, которые хотя бы частично не вернутся в офис. При затяжной пандемии удалёнка может набрать критическую массу, после которой станет мейнстримом.

О послекризисной Москве  по данным компании НТР
О послекризисной Москве по данным компании НТР

Руководители увидят, что эффективность некоторых сотрудников на дистанционной работе не меньше, чем при работе в офисе. Предположим, что часть работников больше никогда не вернётся в офисы или перейдет на частичную работу из дома, бизнес привыкнет к удалённой работе сотрудников и закрепит у себя эти процессы. Даже если 10 процентов сотрудников компаний, работающих сейчас в центре Москвы, перестанут ездить на работу каждый день – это разгрузит дороги. Между 8-ю баллами и 3-мя баллами загрузки дорог – примерно 20% разницы в потоке автомобилей.

Отказ от офисов изменит рынок недвижимости

Изменяется транспортная доступность – изменяется худшее / лучшее положение ресторанов, мест обслуживания. Рынок недвижимости сместит акценты.

Даже если 10 процентов компаний переберутся в офисы поменьше или вовсе откажутся от офисов, рынок коммерческой недвижимости будет перестраиваться в сторону снижения цен на офисы. С другой стороны те, кто перестанет ездить на работу в центр каждый день, смогут перебраться в дома подальше от центра с воздухом почище и природой в шаговой доступности. В итоге, может вырасти спрос на загородную недвижимость по разумной цене, и упасть спрос на определённый класс квартир. Перестроится рынок недвижимости в принципе.

Децентрализация найма сотрудников

Понимание, что удалённо работать может значительная часть индустрий и бизнесов, сместит акценты найма сотрудников. Какая разница, нанимать сотрудника из Москвы, из Самары, или из Томска, если работать он будет удалённо? Это, возможно, первый шаг к пресловутой децентрализации не только в найме сотрудников.

Подобным образом можно рассуждать и строить прогнозы про каждую индустрию. Телемедицина, банки, фарм-индустрия, ритейл, развлекательный бизнес, – анализируя имеющуюся ситуацию и некоторые уже обнародованные данные, можно придумать свою историю нового дивного мира. А дальше нужно только предположить, как ваш бизнес может в эту картину мира встроиться, и что сделать, чтобы эту гипотезу проверить валидировать и монетизировать. И ещё не упустить возможности второй волны. Ведь все кризисы это не только потери, но и возможности.

Мачина Людмила
Директор по маркетингу компании НТР
33
4 комментария

Прекрасный анализ и прогноз на его основе.
Наша компания ещё четыре года назад начала готовиться к доставке на дом санаторно-курортных услуг (не говорю, что предвидели что-то подобное).
Соответственно, наладили производство концентрата морской воды.

Цены на недвижимость/её аренду - на нас не отразятся, поскольку уже гуманно арендуем.
Что до пробок - они нас мало волнуют: производство в Московской области, ЦКАД скоро вступит в строй, метро и МЦК работают прекрасно.

Ответить

Отлично! Теперь для полного погружения в атмосферу черноморского побережья России не хватает только концентрированных разносчиков горячей кукурузы и концентрированных медуз.

1
Ответить

Спасибо за статью и анализ!
В российских реалиях не стоит забывать ещё и про кризис 2014. Так что у нас кризисы происходят ещё чаще, но текущий явно затмит многие предыдущие.
А в контенте переходов на удаленку встают вопросы безопасности и контроля работы компаний в таком режиме. Сервисы аренды серверов с тревожной кнопкой типа Безопасный офис также явно будут востребованы.

Ответить

Не писал про " атмосферу черноморского побережья России".
Более того: наша компания интенсивно борется как раз с этой "атмосферой", причем по важным причинам:
1.Польза наружного воздействия морской воды начинается с 20 грамм минералов в литре и достигает оптимума при 30 граммах.
СПРАВКА:  в Черном море - лишь 18 грамм.
2.Наш концентрат дает возможность в компрессах, ванных, бассейнах получить аналог морской оздоровительной воды с содержанием минералов 30-40-60 грамм в литре.
3.Чёрное море - помойка промышленности и жителей Европы (через Дунай, Днепр, Дон и другие реки) + канализация сотен прибрежных курортов.
4.Юмор про кукурузу и медуз - оценен, но в прогнозе будущего учтен быть не может.

Ответить