Ведущий консультант по квантовым технологиям Google: “Квантовый компьютер — это все равно что PC в 70-е”
4 июня состоялась международная онлайн-конференция «Квантовые вычисления: ответы на глобальные вызовы». Встреча прошла в рамках серии дискуссий «Квант будущего» по инициативе Российского квантового центра, Фонда Росконгресс и Госкорпорации «Росатом». Среди приглашенных экспертов выступил Борис Альтшулер, ведущий консультант по квантовым технологиям корпорации Google, профессор кафедры теоретической физики Columbia University, США.
Борис Альтшулер рассказал о разработке квантового компьютера в Google, а также поделился своими мыслями о том, какие угрозы и этические вопросы встают перед человечеством по мере развития квантовых технологий.
"С одной стороны, нас действительно ждет квантовая революция — колоссальные перемены на международном уровне. С другой стороны, до сих пор даже научным деятелям не совсем понятно, зачем нам так нужен квантовый компьютер. Эта ситуация напоминает мне то, как в начале 70-х люди в IBM предложили идею персонального компьютера, а руководство решило, что у этой разработки нет потенциала для рынка: нет задач, которые такое устройство будет решать, а значит ни один нормальный человек это не купит.
Теперь мы понимаем, что без персонального компьютера вряд ли появился бы интернет в том виде, каким мы его знаем, а жизнь была бы совершенно другой. Однако стоит отметить, что и сами инженеры тогда не совсем понимали, какое практическое применение может быть у персонального компьютера.
Сегодня научное сообщество и инвесторы примерно так же ходят вокруг квантового компьютера. Есть, конечно, в голове какие-то задачи и даже дорожные карты по внедрению квантовых технологий, но на самом деле никто не может быть уверен, сработают они или нет.
Компания Google больше пяти лет назад запустила свою программу по созданию квантового компьютера. Пожалуй, самый большой успех к настоящему моменту — это Quantum supremacy. По сути, это демонстрация того, что состоящий из 53-х кубитов и созданный в Google чип может сделать что-то такое, чего классический компьютер сделать не может. За три минуты было проведено вычисление, на которое потребовалось бы 10 000 лет и триллионы долларов. Можно спорить с этой оценкой, но факт остается фактом: квантовый компьютер значительно превосходит классический.
С другой стороны, мы находимся лишь в начале пути. К примеру, из-за космических лучей и естественной радиации возникает сбой в квантовой когерентности — он сразу меняет работу не одного кубита, а почти всех сразу. Защитить компьютер от радиации — важнейшая задача, в решении которой опыт таких компаний, как Росатом, очень ценен.
Страны и корпорации участвуют в самой настоящей квантовой гонке. Компании готовы делать огромные инвестиции даже в непредсказуемые исследования и разработки, чтобы не терять своих позиций на рынке. А если говорить о квантовых технологиях, то тут вопрос даже политический.
Достижения в области искусственного интеллекта до сих пор кажутся чудом. Каким будет наше будущее с квантовыми технологиями — такое вряд ли могли представить даже самые смелые фантасты. Например, появится ли некий мировой квантовый разум, который будет всеми нами управлять?
У какой-то группы людей действительно может возникнуть желание программировать поведение других при помощи высоких технологий. Я надеюсь, что человечество имеет достаточно большой запас прочности, чтобы избежать ограничения личной свободы путем чисто технологической промывки мозгов".