Getting high. Пять дерзких космических стартапов

Космос – огромная сфера, применить свои знания в интересах которой может каждый. Зачастую маленькие компании и их идеи теряются на фоне новостей от больших государственных структур или звезд частного сектора вроде Space X или Blue Origin. В этой подборке мы попытаемся доказать, что путь на орбиту и за ее пределы открыт для всех. По крайней мере, в теории.

3D-печать ракет

Без денег в космосе делать нечего, поэтому в начале перечня будет компания Relativity Space, главная цель которой – сделать производство ракет быстрым, надежным и, что главное, дешевым. Добиться этого результата стартап планирует с помощью внедрения 3D-печати.

В компании уверяют, что используют крупнейший в мире 3D-принтер, способный работать с металлом, и систему управления с искусственным интеллектом. Это позволяет добиться впечатляющих результатов: по данным Relativity Space, их технология сокращает срок производства носителя с порядка двух лет до всего 60 дней – в том числе и за счет снижения количества деталей.

В 2019-м компания привлекла $140 млн инвестиций, а первый пуск напечатанной на 3D-принтере ракеты может состояться уже в это году.

«Катапульта» на орбиту

Еще одну идею по снижению стоимости вывода грузов на орбиту предложили в SpinLaunch. Если говорить простыми словами, то компания намерена раскручивать ракету в огромной центрифуге, после чего буквально «выстерливать» ей в небо.

Getting high. Пять дерзких космических стартапов

Предполагается, что в центрифуге носитель будет совершать примерно 450 оборотов в минуту, что, по задумке инженеров, позволит вывести на орбиту около 100 кг полезной нагрузки. Важно: ракета по-прежнему остается «собой» – на высоте около 60 км включаются двигатели, но расход топлива при этом сценарии будет существенно ниже. Следовательно, и вся процедура по запуску – дешевле.

Несмотря на присутствующий у экспертов скепсис, компания смогла убедить инвесторов в перспективности проекта, сумев привлечь в этом году $35 млн.

За астероидами?

Если вы не слышали про asteroid mining (добыча полезных ресурсов с небесных тел), то самое время приобщаться к этой потенциальной золотой жиле будущего.

Getting high. Пять дерзких космических стартапов

Цена некоторых астероидов может достигать нескольких триллионов – речь идет как о редких на Земле металлах (к примеру, о платине) и воде, которая может выступить сырьем для производства ракетного топлива в космосе.

Именно на эти космические богатства рассчитывают в британской компании с незамысловатым названием Asteroid Mining Corporation (AMC). Пока она сосредоточена на привлечении средств (что идет, мягко говоря, не очень гладко), но на сайте компании значится информация о планах по запуску первой коммерческой миссии к небесным телам.

Полноценным проектом AMC назвать сложно, и, вероятно, он пополнит ряды таких ушедших в историю asteroid mining-овых компаний, как Planetary Resources и Deep Space Industries. А вот идея продолжит жить и, хочется надеяться, найдет свое воплощение – перспективой добычи ресурсов за пределами Земли интересовался даже глава Amazon Джефф Безос. У него проблем с деньгами точно нет.

Орбитальный дворник

Проблема космического мусора назрела давно и продолжает оставаться актуальной – сейчас на орбите Земли насчитывается порядка 900 тыс объектов размером от 1 до 10 см, каждый из которых может стоить работы целого космического аппарата или даже жизни космонавта.

Getting high. Пять дерзких космических стартапов

Разговоры о том, что с этим надо что-то делать, ходят давно, и особое рвение в этом вопросе проявляют частные компании. Такие, как Astroscale.

Основанная в 2013 японская организация будет предлагать услуги по сведению с орбиты непосредственно мусора, а также решение, обеспечивающее безопасный «деорбитинг» только готовящихся к запуску аппаратов, заранее купируя возможную проблему.

Инвестиции в проект за первые годы его существования превысили $100 млн. Astroscale привлекла внимание Японского агентства аэрокосмических исследований, которое подключило компанию к своей работе по борьбе с космическим мусором.

К звездам?

Проект, основатели которого не увидят его завершения, идея, уносящая в века, а также первый почти осязаемый опыт межзвездного перелета – все это скрывается за двумя словами: Breakthrough Starshot.

Getting high. Пять дерзких космических стартапов

Это не стартап в прямом смысле слова (хотя порой его так называют). «Старшот» — не о деньгах, а о науке, изучении соседних систем и, возможно, поиске следов жизни. Проект, выделив $100 млн, запустил российский миллиардер Юрий Мильнер. Он даже привлек к сотрудничеству ученого Стивена Хокинга и основателя Facebook Марка Цукерберга.

Идея проекта заключается в том, чтобы создать аппарат весом не более нескольких грамм и направить его к Альфа Центавре — ближайшей к Солнцу звездной системе. Чтобы преодолеть дистанцию до нее (а это 4,37 световых года или целых 40 000 000 000 000 км) аппарат будет ускоряться за счет светового паруса, благодаря которому аппарат сможет «разогнаться», при по помощи направленного с Земли лазера – примерно до отметки в 20% от скорости света.

Звучит круто и многообещающе, но расстраивают два нюанса: во-первых, у человека пока нет технологий для создания столь малых спутников, и, во-вторых, лететь к цели им придется 20-30 лет.

11
1 комментарий

"Предполагается, что в центрифуге носитель будет совершать примерно 450 оборотов в минуту в течение 1,5 часов" - они ее там варят или раскручивают?

Ответить