Цифровизация здравоохранения: основные тренды

Автор: Валерия Перекопская, руководитель направления Life Sciences Accenture в России.

Решения для ранней диагностики заболеваний, помощь искусственного интеллекта и возможность удаленных консультаций с врачом уже меняют традиционное здравоохранение. А пандемия коронавируса рекордно ускорила этот процесс цифровизации. В то же время меняющиеся ценности людей всё больше расходятся с бизнес-моделями организаций здравоохранения: понимая пользу от новых информационных систем, пациенты озабочены рисками безопасности своих конфиденциальных данных. Разбираемся, как технологии меняют здравоохранение.

Человек – соавтор своего медицинского опыта

Пандемия вынудила людей использовать удаленные способы получения медицинской помощи: по всему миру в 15-20 раз увеличился объем предоставления телемедицинских услуг. Отчет Accenture Digital Health Technology Vision говорит о том, что в будущем как минимум одно из трех посещений медицинского учреждения будет виртуальным. Личный цифровой опыт в здравоохранении сегодня крайне важен для каждого. Человек хочет чувствовать свою значимость и получать весь спектр информации от врача. А докторам, в свою очередь, важно плотно работать с пациентами, предоставляя им более кастомизированную и прозрачную информацию. Получается, что информационные системы в здравоохранении могут превратить ранее пассивную аудиторию – пациентов – в активных участников рынка.

Благодаря различным гаджетам (смарт-часам, фитнес-браслетам) в облачные хранилища поступает огромное количество медицинских данных. Среди которых сердечный ритм, уровень насыщения кислородом и другие параметры. Индустрия здравоохранения может сосредоточиться на накоплении интегрированного опыта, консолидации данных для предсказания потребности пациентов, предупреждения и оперативного лечения болезней, реализации новых способов ухода за больными.

Медицинские организации должны стать партнерами для пациентов и использовать этот опыт сотрудничества, а производители ИТ-решений – найти способы предоставить людям больше свободы действий и сделать каждого «соавтором» своего цифрового опыта. Новые технологии, такие, как 5G, сделают такую кастомизацию опыта повсеместной, но создавать доверие организациям придется самостоятельно. Например, предоставляя людям выбор и прозрачность сбора данных. Для этого, к примеру, в инфосистемах создается подробный профиль пациента с указанием тех данных, которыми он готов поделиться.

Здравоохранение и искусственный интеллект

Последнее исследование Accenture показало: в США и Европе уже 69% медицинских организаций начали пилотировать либо внедрять технологии искусственного интеллекта. Роль ИИ (включая обработку естественного языка и компьютерное зрение) как фундаментальной технологии, меняющей подходы к здравоохранению, возрастает с каждым годом. Медицинские организации подключают ИИ к существующим рабочим процессам: например, чат-боты помогают дифференцировать пациентов (первичный скрининг) или быстро восстановить цепочки поставок лекарственных препаратов, нарушенные из-за пандемии коронавируса. Цифровые ассистенты выполняют рутинные процедуры заполнения медицинской документации, позволяя врачам высвободить больше времени на уход за пациентами.

Искусственный интеллект не только ускоряет и облегчает работу врачей – он еще и трансформирует сами принципы этой работы, решая многие проблемы дистанционно. Смартфоны, оснащенные датчиками, могут непрерывно отслеживать состояние здоровье пациента, включая больных респираторными заболеваниями. И именно ИИ и машинное обучение могут оказать решающее значение при поиске вакцины от COVID-19, обеспечив быстрый подбор необходимых препаратов.

«Умные» вещи в постоянном бета-тестировании

Радикально меняется само понятие собственности, владения цифровым продуктом – например, пользования облачным сервисом, основанном на данных медицинских гаджетов. Разработчики производят обновляемые решения с возможностью расширения услуг и пользовательского опыта, а значит, организации здравоохранения должны вписаться в эту новую парадигму — владения экосистемой вместе с пациентом. Многие люди охотно делятся данными, связанными с собственным здоровьем, но с этим связаны и некоторые риски. К примеру, негативный опыт ВКС-платформы Zoom, количество пользователей которой возросло с 10 млн в сутки в декабре 2019 года до 300 млн к апрелю 2020: вендор вынужден был оперативно устранять проявившиеся проблемы безопасности и конфиденциальности данных.

Субъекты здравоохранения должны встроить в свою операционную структуру возможность тестирования и новых продуктов – то есть, по сути, пойти наперекор свей политике минимального, по возможности, вмешательства в ИТ-сферу. Тестирование продуктов и услуг – то, что называется «постоянным beta» – позволит организации понять, как выжать максимальную ценность из технологии и снизить риск ее внедрения в критических системах. Пример такого продукта – виртуальная подписка на первичную медицинскую помощь для наблюдения и лечения пациентов на дому: служба включает в себя постоянный мониторинг лиц с хроническими заболеваниями с помощью портативных устройств, регистрацию и отслеживание параметров.

Роботы в «дикой среде»

Потребности в удаленных услугах из-за коронавируса, привлекли дополнительное внимание к возможностям роботов, а внедрение сетей 5G (с самыми низкими задержками передачи данных) обеспечили им необходимую автономность.

Если раньше роботы, применяемые в здравоохранении, были «привязаны» к определенной локации (роботы-хирурги в операционной, рецептурные роботы в аптеке), то теперь машины могут свободно перемещаться по помещениям и улицам: выполнять доставку продуктов, проверять температуру, и даже контролировать социальное дистанцирование – как роботы-собаки Boston Dynamics в Сингапуре, которые патрулируют места скопления людей и предупреждают о важности поддержания физической дистанции.

Людям наиболее уязвимых групп населения, которые оказались в изоляции, роботы помогают поддержать моральный дух – как, например, Stevie ростом с человека или Huggable – робот-компаньон, похожий на плюшевого мишку.

Роботы способны делать то, чего не могут люди – это особенно важно в здравоохранении, где наблюдалась нехватка врачей во время пандемии. Роботы также прекрасно могут выполнять рутинные задачи: измерять показатели здоровья, дезинфицировать помещения, транспортировать медицинские принадлежности. Сегодня более половины (54%) руководителей медорганизаций в США и Европе говорят, что их сотрудникам придется учиться взаимодействовать с роботами.

Инновационная ДНК

Инновационная ДНК будет определять характеристики организации по мере ее развития точно так же, как человеческая ДНК определяет индивидуальные черты личности. На практике это значит, что внутри медицинских организаций начинает формироваться инновационная культура: открытость к экспериментам и сотрудничеству с другими игроками отрасли, готовность нестандартно мыслить. В государственной медицине этот путь будет более сложным, чем в частной: здесь выше ответственность за распределение бюджетных средств. Поэтому, вполне вероятно, «драйвером» внедрения инноваций станет именно частная медицина.

«Строительные блоки» так называемой «инновационной ДНК» – ИТ, научные достижения, а также несколько блоков технологий, к которым относятся:

  • технологии распределенных реестров (блокчейн),
  • искусственный интеллект,
  • расширенная реальность,
  • квантовые вычисления.

Для разработчиков решений в области здравоохранения открывается беспрецедентный спектр инновационных возможностей – и каждый из них в тесном сотрудничестве с медиками будет формировать из этих кирпичиков собственную «ДНК», которая поможет сохранять жизни и здоровье людей.

.

0
2 комментария
Gleb Khineev

Если с IT-специалистами всё понятно: медицина и её сервисы будут цифровизироваться всё больше, то что с биотехнологами/биоинженерами? Может есть какой-то обзор на тренды в "биологической" части медицины (редактирование генома, печать органов, импланты)? 

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Гусев

Вот бы больше инструментов для анализа ДНК.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда