Новый взгляд науки на талант. Часть I. Как устроен талант, и как он работает.

Новый взгляд науки на талант. Часть I. Как устроен талант, и как он работает.

Талант – один из самых загадочных феноменов человеческой природы. В науке давно исследуются вопросы о том, как устроен талант, от чего зависит его сила и направленность, почему люди столь неодинаковы в своих возможностях и достижениях. Психолог и философ Эдуард Барский, применив новаторский подход, получил массу новой информации о природе и функционировании таланта. Он выделил и описал неизвестные ранее факторы психики, определяющие силу и направленность таланта, а также создал качественно новые методы для его диагностики и оценки. В своих работах учёный отмечает, что деление способностей на врождённые и приобретённые имеет весьма условный характер, в действительности, любая способность сочетает в себе и врождённые, и приобретённые свойства, при этом, они выполняют разные роли – врождённые определяют имманентные качества и силу способности, а приобретённые свойства отвечают за её адаптацию к конкретным условиям среды. С этой точки зрения, любая способность является врождённо-опытной. Когда говорят о «врождённом таланте», следует иметь в виду, что он закладывается не в готовом, зрелом виде, но в зачаточном, свёрнутом виде, содержащем в себе ключевые качества и характеристики, которые будут проявлены и развёрнуты по мере освоения предмета деятельности. Э. Барский рассматривает развитие таланта как процесс адаптации врождённых задатков к реальным условиям. В самом общем смысле учёный определяет талант как способность к деятельности и творчеству; талант присущ каждому человеку, но люди сильно различаются силою таланта, а также его предметной спецификой.

Развитие способностей происходит в определённой последовательности – сначала развиваются наиболее простые, необходимые для выживания, удовлетворения базовых потребностей (см. пирамида Маслоу), затем формируются всё более, и более сложные способности, – для их изучения требуются также и более сложные методы исследования. Меньше всего изучены самые сложные из способностей – те, которые ответственны за творчество, за предметное мышление и предметную деятельность, – в совокупности они образуют сферу таланта.

Носителем таланта является отдельный человек, личность. Общество как таковое не является носителем таланта, оно не может быть источником развития для самого себя, оно служит лишь средой, системой, в которой человек проявляет, или не проявляет свой талант. Именно благодаря таланту отдельных одарённых личностей возникают и развиваются цивилизация и культура. В передовых странах существует колоссальный запрос на создание методов распознавания и оценки таланта, исследования в этом направлении ведутся беспрерывно. Первые заметные успехи в оценке интеллектуальных способностей были достигнуты учёными уже более ста лет назад.

Интеллект

В первой половине XX века широкое распространение получили тесты IQ (коэффициент интеллекта), они дают возможность оценить общеинтеллектуальные способности, узнать, насколько хорошо человек может воспринимать информацию, оперировать ею. Способности интеллекта позволяют распознавать, сравнивать образы и понятия, совершать различные мыслительные операции. Интеллект, в традиционном, узком смысле этого термина, можно было бы также называть операционным интеллектом. Долгое время считалось, что люди с высоким IQ более других способны к изобретениям и открытиям. Оказалось, что это далеко не так, – на основании индекса интеллекта (IQ) невозможно предсказать успешность человека, судить о его творческих способностях, личных и деловых качествах. Есть масса примеров, когда люди с высоким индексом, не проявляют особых талантов, и наоборот, выдающиеся личности могут иметь весьма заурядные показатели IQ, - то есть, талант не определяется уровнем IQ.

Эмоциональный интеллект

Ко второй половине XX века учёные приходят к выводу, что эмоциональная сфера играет ещё более важную роль, чем способности интеллекта, измеряемого с помощью IQ. Начинается период интенсивных исследований так называемого эмоционального интеллекта (ЭИ), которым обусловливаются умение понимать свои и чужие эмоции и намерения, реагировать на них, строить отношения с окружающими, ставить и добиваться значимых в жизни целей. Изучая и сравнивая эмоциональные и поведенческие реакции многих людей, психологи разработали методы диагностики способностей эмоционального интеллекта (Reuven Bar-On, 1988, 1996, et al.). Тесты эмоционального интеллекта (EQ: Emotional Quotient) позволяют выявлять сильные и слабые стороны в характере и поведении человека, оценивать деловитость, общительность, эмоциональную устойчивость, мотивацию, и другие стороны личности. Всего в эмоциональном интеллекте выделяют по разным данным от 5 до 15 отдельных способностей. В настоящее время все распространённые системы личностных оценок (в том числе в бизнесе) представляют собой компиляцию тестов типа IQ и EQ. В совокупности они дают оценку многих способностей и свойств, за исключением таланта. Представление о том, что талант в основном определяется свойствами эмоционального интеллекта, в действительности не находит подтверждений. Наряду с другими группами способностей, ЭИ со своей стороны тоже участвует в процессах становления и социализации таланта, однако, сам по себе ЭИ не есть талант.

Новый взгляд науки на талант. Часть I. Как устроен талант, и как он работает.

Талант

По сложности и значимости решаемых посредством него задач талант существенно отличается от всех других способностей человека. Методы, применяемые к прочим способностям, не годятся для изучения таланта. Долгое время учёным не удавалось найти подходы, и определить, из чего складывается талант, как он работает, каким способом его можно измерить, оценить. В этом направлении прорыв совершила группа российских учёных во главе с Эдуардом Барским, который предложил новый подход и новые методы.

Отправная идея состояла в том, что талант можно изучать по различным его проявлениям, по плодам деятельности, что все свойства и качества таланта каким-то образом остаются запечатлёнными в продуктах творчества, – основная проблема в том, чтобы найти способы для считывания и расшифровки такой информации. Рассматривая любое авторское произведение, как развёрнутую мысль, как своего рода слепок (отпечаток) индивидуального мышления, Э. Барский разработал принципиально новые методы, которые позволяют проводить специальный анализ произведений, и получать недоступную прежде информацию о различных свойствах мышления, о таланте и других способностях авторов. Он проанализировал огромное количество произведений науки, литературы и искусства, собрал большой объём необходимой информации, и сумел раскрыть то, как устроен талант, какие механизмы и факторы стоят за внешними проявлениями этого феномена.

Согласно Барскому, в структуру таланта входит не менее восьми различных способностей, из которых особенно важны две: «предметная» и «кардинальная». Кардинальная способность обусловливает уровень таланта, его масштабность и мощь, а предметная определяет его предметную специфику (направленность таланта), она позволяет создавать мысли, соответствующие предмету деятельности, будь то, физика, математика, или что-либо другое. Например, человек с композиторской способностью мыслит музыкальными образами, его предметная способность порождает новые мелодические ходы, новые музыкальные формы, необходимые для выражения чувств и переживаний. Ключевые характеристики и свойства таланта, включая предметную специфику, у любого человека остаются неизменными в течение жизни, это обусловлено их врождённой природой, и подтверждается результатами многолетних исследований.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой кардинальная способность. Исследуя различия и сходства в таланте многих людей, Э. Барский открыл, что существуют устойчивые типы таланта, которые очень различаются по своей силе (по масштабу, или уровню своих возможностей). Для обозначения таких типов он предложил использовать термин «уровень таланта». Уровень таланта любого человека определяется его врождённым типом кардинальной способности. Кардинальная способность обусловливает глубину познания, постижения сути вещей и явлений, а также конструктивность мышления. Понятие «уровень таланта», в основном, равнозначно понятию «уровень кардинальной способности».

Опираясь на результаты всестороннего исследования кардинальной способности, её различных типов, Барский классифицировал таланты, обозначив их порядковыми номерами по мере возрастания творческого потенциала от минимального до самого высокого. Согласно его теории, каждый человек от природы обладает задатками таланта, который может быть реализован в процессе деятельности. При этом, независимо от уровня таланта, будь он низким, или высоким, любой человек может добиваться в своём деле больших успехов. Это достижимо при одном важном условии, – когда выбранное дело соответствует природному таланту человека. По мнению учёного, социальная и человеческая природа устроена так, что в ней не бывает ничего лишнего, обществу нужны таланты всех уровней. Разница между уровнями условно более низкими, и более высокими в том, что они выполняют для общества разные задачи, любая из этих задач по-своему важна и необходима.

Талант не играет большой роли в личных отношениях и в семейной жизни, – здесь ведущая роль принадлежит характеру, темпераменту, тому, что называют эмоциональным интеллектом. В сфере общественных отношений: в экономике, науке, искусстве, спорте – напротив, важны не столько качества характера, эмоциональность, сколько умение понимать и решать профессиональные задачи и проблемы, – здесь всё определяется особенностями таланта, и в первую очередь, его уровнем. Согласно результатам исследований, обладатели более высоких уровней таланта генерируют более значимые, более конструктивные идеи и решения. Э. Барский особенно выделяет группу так называемых высших талантов, которая включает 16 самых верхних в классификации уровней. Высшие таланты глубже других понимают действительность, мыслят более объективно. Их главная особенность в том, что они способны создавать, изобретать нечто принципиально новое – новые знания, идеи, технологии, научные открытия, новые формы и виды искусства, и так далее. Результаты исследований подтверждают, что практически любой из видных деятелей в науке, искусстве, политике, бизнесе, или спорте принадлежит к подгруппе высших талантов. Что же касается выдающихся гениев, как, например, Бах, Моцарт, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лобачевский, Эйнштейн – они выделяются особенно высоким уровнем таланта.

Высокий уровень кардинальной способности – главное и необходимое условие глубокого творческого мышления, без него невозможно создать значительную художественную ценность, сделать научное открытие. Эдуард Барский исследовал частоту рождения талантов, относящихся к высшим уровням. По его данным, высшие таланты составляют лишь несколько процентов от общего числа населения (менее 5%), и, при переходе от более низких уровней к более высоким, частота рождений каждого последующего уровня всякий раз снижается в несколько раз.

Чем выше уровень таланта, тем более значимые идеи создаются человеком, тем большую ценность представляют эти идеи для развития общества. За наглядным примером обратимся к истории классической музыки. К эпохе барокко принадлежит целый ряд выдающихся композиторов: Вивальди, Гендель, Пёрсел, Корелли, Рамо. Произведения любого из этих авторов оригинальны и содержательны, однако, специалисты и публика ставят на первое место И.С. Баха, которого считают одним из величайших композиторов всех времён. Бах колоссально обогатил музыкальную культуру, привнёс в неё очень много нового и ценного. И сегодня музыканты обращаются к наследию Баха, его произведения часто исполняются и цитируются в самых разных жанрах: в джазе, в роке, в электронике. Кинорежиссёр Андрей Тарковский ставил Баха неизмеримо выше любого из композиторов, он использовал в своих фильмах произведения Баха, чтобы добиваться максимального эффекта для зрителя. Если музыка Баха способна воздействовать сильнее, чем музыка других композиторов, то для этого должны быть веские и объективные причины, которые до сих пор не были вскрыты наукой. Посредством специального анализа музыкальных произведений Эдуард Барский смоделировал ключевые особенности таланта И. С. Баха и других композиторов, – прежде всего, он выявил уровень кардинальной способности каждого из них. Как показало исследование, этот уровень у Баха оказался самым высоким среди всех композиторов эпохи барокко. По типу кардинальной способности он на два, а в ряде случаев - на три уровня превосходит всех своих выдающихся предшественников и современников. Согласно теории Барского, сравнительно более высокий врождённый уровень таланта ­– и есть тот фактор, та главная причина, которая позволила Баху создавать более содержательные и мощные по выразительности произведения, чем у других композиторов.

Интересным является и тот факт, что в точности такой, как у И. С. Баха, уровень таланта зафиксирован у физика Альберта Эйнштейна, а также у математика Григория Перельмана. Несмотря на большую разницу в предметной специфике таланта, у этих троих гениев одинаковый уровень (глубина) творческого мышления, – это означает, что Григорий Перельман мыслит так же глубоко в области математики, насколько глубоко Эйнштейн понимает физику вселенной, и насколько глубоко ­понимает И. С. Бах природу музыкального искусства.

По своей структуре кардинальная способность есть матрица для связывания элементов информации, и чем выше уровень таланта, тем сложнее устроена такая матрица, тем выше её функциональные возможности, тем более сложные объекты и процессы она позволяет моделировать в сознании. У каждого уровня таланта матрица устроена особенным образом, поэтому каждому уровню присущ свой неповторимый тип мышления, который может быть выявлен с помощью специальных методов диагностики.

Важно отметить, что Э. Барский стал первым из учёных, кому удалось в деталях раскрыть структуру таланта, его ключевые факторы, а также создать диагностические методы для изучения и оценки таланта. До него считалось, что таланты вообще невозможно объективно оценивать, сравнивать, измерять.

Заметки к истории вопроса

Идея о том, что способности обусловливаются наследственностью, что они заложены в человеке от рождения, подтверждается многочисленными исследованиями в разных областях науки. Первые материалы на эту тему были опубликованы ещё в XIX веке выдающимся учёным Фрэнсисом Гальтоном. Он исследовал случаи появления талантливых людей во многих поколениях различных родов, проводил сравнительный анализ частоты рождения талантов в разных родах. Кроме прочих достижений, он первым в науке стал применять близнецовый метод для изучения наследственности. Гальтон собрал и опубликовал множество фактических материалов, доказывающих существование прямой связи между талантом и наследственностью.

Начиная с 1970-х в целом ряде научных центров проводятся лонгитюдные исследования близнецов, в том числе – разлучённых с раннего возраста. Основная цель – выяснить, в какой мере поведение и способности человека определяются врождёнными задатками, а в какой – формируются воспитанием, внешней средой. К примеру, университет Миннесоты, ведёт такие исследования на протяжении более 50 лет (D. Lykken, Th. J. Bouchard, etc.). Несмотря на то, что метод не дал возможности раскрыть механизмы психогенетики (кодирования и распределения передаваемой наследственной информации), он позволил собрать массу фактических материалов, показывающих наглядно, что:

I. Формирование многих способностей и свойств психики обусловлено индивидуальной наследственностью;

II. Врождённые особенности психики, поведения, способностей человека сохраняют присущие им качества на протяжении всей жизни – это объясняет, почему люди не утрачивают своей индивидуальности до конца дней.

В 2003 г. нейрофизиолог Юрий Аршавский (Yuri Arshavsky, Institute for Nonlinear Science, San Diego, USA) опубликовал результаты проведённого им исследования в статье «Когда Моцарт стал Моцартом?» (When Did Mozart Become a Mozart?). Аршавский формулирует свою научную задачу так: «Чтобы быть Моцартом, надо родиться Моцартом. Но, что значит родиться Моцартом? Другими словами, когда Моцарт стал Моцартом? Есть как минимум два варианта ответа на этот вопрос:

1) Моцарт стал Моцартом в момент образования зиготы;

2) Моцарт стал Моцартом в процессе внутриутробного и раннего постнатального развития нервной системы».

Аршавский проанализировал огромный массив данных, накопленных по генетике когнитивных способностей, а также данных по неврологии и психофизиологии различных способностей и функций, включая языковые, музыкальные и другие. Основной вывод Аршавского состоит в том, что индивидуальные параметры способностей у каждого человека уже содержатся в генах на стадии зиготы. Это означает, что задатки таких исключительных способностей как, например, у Моцарта, запрограммированы в генных структурах ещё до рождения, начиная с самой первой эмбриональной клетки. Таким образом, Ю. Аршавский, Э. Барский, другие исследователи разными путями приходят к одному общему выводу: талант имеет под собой врождённую основу, и обусловлен генетическими факторами.

Разработанная Э. Барским концепция таланта, вместе с методами его диагностики, представляет интерес как в теоретическом плане, так и с практической стороны. В последующих публикациях мы постараемся на примере некоторых известных людей и компаний показать в какой степени талант лидера влияет на развитие и успех возглавляемой им компании, ещё мы расскажем о том, каким уровнем таланта обладали люди, придумавшие и создавшие телевидение, космические корабли, персональный компьютер, социальные сети, и другие важные технологии. Также опубликуем результаты масштабного исследования, проведённого с целью выяснить, существует ли на деле связь между уровнем таланта лидеров стартапов, и реальными достижениями этих стартапов, и в чём может быть выражена эта связь.

реклама
разместить
Начать дискуссию