Как масштабные цифровые экосистемы меняют отечественный рынок ИИ

Недавняя продуктовая конференция «Сбера» была посвящена тому, что теперь это больше чем банк, а новость о слиянии «Тинькофф Банка» и «Яндекса» всем напомнила, что последний уже давно не только поисковик. Громкие события сентября 2020 года скажутся и на отечественном рынке искусственного интеллекта.

Илья Калагин, руководитель Центра когнитивных технологий «АйТеко», делится прогнозом, как это изменит компании, специализирующиеся на Enterprise-разработке в сфере ИИ, и небольшие инновационные стартапы.

freepik.com
freepik.com

Понятное прошлое

Пять лет назад, когда в корпоративном секторе начал формироваться спрос на решения с применением искусственного интеллекта, конкурентное окружение в каждом сегменте было своим. Небольшие команды разработчиков боролись с такими же стартапами за заказчика из малого и среднего бизнеса, поставляя инструменты под решение узкопрофильной задачи.

Многие крупные ИТ-игроки, в том числе интеграторы, начали успешно развивать инновационные направления: компьютерное зрение, речевые технологии, предиктивную аналитику и др. Среди преимуществ, которые есть у интеграторов, — опыт, репутация и ресурсы для реализации масштабных комплексных проектов со сложной интеграцией или с особыми требованиями к подрядчикам в плане безопасности и надежности, наработанный стек технологий.

Меняющееся настоящее

В 2020 году ситуация для всех игроков сложилась иная. На своей первой продуктовой конференции «Сбер» предстал перед аудиторией без слова «банк» в названии и презентовал около 20 платформ, функционирующих в рамках единой экосистемы. Накануне самой обсуждаемой бизнес-новостью стало сообщение, что «Яндекс» может приобрести «Тинькофф Банк». Каждый из участников сделки имеет развитую экосистему сервисов. При объединении ресурсов компании могут создать приближенное к азиатским супераппам приложение, когда в едином интерфейсе пользователь получает все привычные онлайн-услуги: от оформления документов до развлечений.

В результате конкурентная среда изменилась как для инновационных стартапов, так и для крупных компаний, развивающих направление искусственного интеллекта. Теперь конкурировать приходится не только в своем сегменте, но и с экосистемами отечественных цифровых гигантов, применяющих ИИ. Компании, которые в прошлом были одними из главных заказчиков ИТ-услуг, например, банки, сегодня стали их поставщиками и успешно конкурируют на рынке с интеграторами и разработчиками.

Невидимые активы

Новые лидеры отличаются от ведущих компаний прошлого тем, что могут и не обладать традиционными активами:

«Uber, крупнейшая в мире служба такси, не владеет автомобилями... Alibaba, наиболее дорогостоящая торговая компания, не имеет собственных торговых запасов. Airbnb, самая большая онлайн-площадка для поиска съемного жилья, не владеет недвижимостью».

Том Гудвин
, специалист по стратегии

Но подобные компании обладают значимыми в современном контексте цифровыми активами, например, обширными пользовательскими базами и накопленными объемами данных. Специалисты прогнозируют рост числа клиентов «Тинькофф Банк» после слияния с «Яндекс» за счет пользователей сервисов компании и серьезных онлайн-возможностей для продвижения финансовых услуг. «Сбер» имеет огромное число потребителей банковских продуктов, причем как физических, так и юридических лиц. Они обращаются с высокой частотой к основным сервисам банка, и за счет этого компания может продвигать менее популярные и реже востребованные услуги.

Сегмент отечественного рынка искусственного интеллекта испытывает серьезный дефицит специалистов разного профиля. Компании, борющиеся за лидерские позиции в финтехе, нанимают лучших из лучших, благодаря привлекательным компенсационным пакетам, сильным HR-брендам и инвестициям в развитие персонала, который и становится для них одним из их важнейших активов. Другие ИТ-команды могут тратить месяцы на поиски подходящих кандидатур в условиях ограниченных ресурсов.

Важным фактором конкурентной борьбы в ИИ-секторе становится доступ к данным, и здесь у владельцев цифровых платформ и экосистем исключительные преимущества. Миллионы потребителей онлайн-услуг являются также поставщиками больших объемов данных. Компании их используют для исследовательской работы, формулировки гипотез, принятия решений, совершенствования и продвижения сервисов. После первоначальных инвестиций издержки на сбор таких данных невелики за счет эффекта масштаба. Разработчикам, продукты которых не имеют сопоставимой многочисленной аудитории, доступ к данным затруднен и его стоимость несоизмеримо выше.

Один за всех

Цифровые экосистемы открывают пользователю доступ к множеству сервисов в рамках единого приложения: от бронирования мест в ресторанах и отелях, покупки билетов на концерты и в кино, заказа продуктов или такси до получения сложных финансовых, образовательных и консалтинговых услуг. Бизнес разного масштаба может использовать корпоративные решения, которые раньше были ему недоступны из-за стоимости внедрения и связанных с этим рисками.

Сегодня компании могут использовать облачные сервисы с применением искусственного интеллекта и платформ машинного обучения для решения задач интеллектуального анализа данных, построения чат-ботов, компьютерного зрения и других. Это не требует инвестиций в инфраструктуру и вычислительные мощности и предлагает новейшие технологии «как услугу». В целом это должно позитивно сказаться на повышении доверия к подобным решениям со стороны отечественных заказчиков и расширить реальную аудиторию современных ИТ-продуктов.

И каждый за себя

И стартапы, и интеграторы ждет трансформация традиционных бизнес-моделей в части работы с продуктами и технологиями в области искусственного интеллекта. Среди вариантов развития ситуации на рынке ИИ — создание таких сервисов, которые будут востребованы именно в изменившихся условиях, или переориентация с продажи продуктов на продажу готовых технологий крупным игрокам.

В новой ситуации востребованными могут стать сервисы для решения узкопрофильных задач, которые из-за ограниченности целевой аудитории не интересны экосистемам. Также целесообразно развивать отраслевые системы на базе ИИ, поскольку их эффективность зависит от точной настройки под специфику конкретной индустрии и предметной области. Подобные разработки должны быть доступны и поставляться «в коробке», чтобы удобство для пользователя было сопоставимо с опытом использования цифровых платформ.

Альтернативный вариант — продажа готовых технологий искусственного интеллекта крупным игрокам.

Для развития экосистемам нужны компетенции в таких областях, как биометрия, речевые технологии, обработка естественного языка. Во многих случаях целесообразнее приобрести готовую технологию и на ее основе уже создавать сервисы. Так, некоторое время назад Сбербанк приобрел контрольный пакет акций одного из лидеров отечественного рынка речевых технологий – ЦРТ, развивавший это направление с 1990 года. В результате сделки банк получил доступ к экспертизе и технологиям разработчика, а центр – к ресурсам для роста (большие объемы данных, каналы дистрибуции). Благодаря слиянию открылись возможности для продвижения разработок ЦРТ на международном рынке. Также банк приобрел акции российской компании VisionLabs для применения ее технологий в биометрической платформе и предоставления пользователям удаленного доступа к сервисам.

Наша компания обладает развитой экспертизой в прикладной компьютерной лингвистике и интеллектуальном анализе данных. Мы имеем опыт применения технологий для решения практических задач: интеллектуального корпоративного поиска, автоматической классификации и маршрутизации входящих писем, документов и сообщений, анализа данных и извлечения из них знаний с помощью ИИ, создания голосовых помощников и транскрибирования речи, обработки графической информации. На базе подобных зрелых технологий владельцы экосистем могут разрабатывать новые сервисы, сокращая сроки их вывода на рынок и существенно снижая издержки.

Хочется надеяться, что главным итогом прихода на рынок цифровых экосистем станет увеличение доступности технологий искусственного интеллекта для бизнеса разного масштаба и их начнут внедрять не только лидеры отдельных индустрий в мегаполисах, но и небольшие компании в российских регионах. В целом новые условия сильно изменят модели бизнеса поставщиков ИИ-решений, а рынок ждет рост числа сделок по слияниям и поглощениям (M&A) и дальнейшее усиление позиций масштабных цифровых платформ.

55
реклама
разместить
Начать дискуссию