Финты финтеха: как изменился рынок финансовых технологий за год и что с ним будет дальше

Бесшовность, платформы и тотальная финансовая грамотность — главные тренды финтеха по версии экспертов рынка

Совместные продукты с банками, экспансия экономики минимального контакта, уход от экосистем в сторону платформ и активный финансовый ликбез — основные направления, в которых будет развиваться финтех-индустрия в ближайшее время. До последнего времени рынок финансовых технологий интенсивно расширялся, достигнув к началу 2020 года объема $111 млрд.

Пока сложно сказать, как повлияла пандемия на темпы роста индустрии — но уже сейчас очевидно, что ситуация с коронавирусом оказала серьезное воздействие на тенденции в отрасли, изменив поведение потребителей и заставив компании задуматься о новых путях развития. Впрочем, некоторые финтех-тренды не ощутили на себе влияния COVID-19: так, традиционные банки и технологические компании продолжают существовать в режиме соперничества-сотрудничества, конкурируя между собой и одновременно формируя новые модели совместной работы.

Мы поговорили с экспертами QIWI, Сравни.ру и «Деньги Вперед», чтобы узнать, в каком направлении сейчас движется финтех-рынок, какие технологии и тенденции будут определять его облик в ближайшее время, появления каких продуктов стоит ждать и что пандемия изменила в отрасли.

Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI

В текущей ситуации финтех проходит проверку на прочность: если в прошлые кризисы он только готовился создать подрывные технологии или начинал предлагать массовые решения, то сейчас — уверенно развился и занял свои ниши. При этом, разумеется, текущий кризис не пройдет бесследно: финсектор уже ощутил его влияние, и в части ряда тенденций не будет отката назад. Например, в окончательном переходе в онлайн — теперь это новая норма.

Сейчас банки и финтехи в целом задумались, какие дополнительные услуги они могут развивать: например, стали больше заниматься развитием продуктов в области комплаенса, информационной безопасности, антифрода и риск-менеджмента.

Андрей Протопопов, CEO платежного сегмента группы QIWI

В ближайшей перспективе бизнесу будут нужны KYC-системы и продукты для удаленной проверки контрагентов. Открылись новые возможности и для нишевых финтех-решений: они покрывают запросы клиентов в финансовых сервисах, которые не могут дать универсальные банки. «Нишевизация» станет драйвером конкуренции на рынке и улучшит клиентский опыт. Также в целом будут популярные бесшовные и легко трансформируемые финтех-решения для B2B: цифровизация стала необходимостью выживания бизнеса, и последний будет продолжать ее наращивать.

В части востребованных продуктов также продолжится спрос на решения для представителей гиг-экономики, лишь усилившийся в пандемию. Например, для нас в QIWI одним из ключевых сегментов является рынок самозанятых, обладающий большим потенциалом. Немало решений для сегмента появляется как на зарубежном рынке (страховые решения, кредитные продукты, а также сервисы по выравниванию доходов и управлению капиталом) так и на российском: крупные банки и ИТ-компании начали предлагать свои сервисы для работающих на себя. Это еще одно свидетельство быстрого роста и большого потенциала рынка.

Также финтех в последнее время задал тренд, который определит будущее развитие как финансового, так и нефинансового рынков, — курс на платформизацию, причем именно на открытую. В ее основе лежит внедрение внешних платформенных решений — комплексных разработок в части онлайн-систем взаимодействия участников рынка и конечных потребителей. Платформенная экономика трансформирует бизнес-модели, развивает партнерства между различными участниками рынка, а также создает добавленную стоимость цифровой экономики.

Сергей Леонидов, генеральный директор финансового маркетплейса Сравни.ру

Сегодня на рынке fintech крупные банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Тинькофф становятся еще больше, создавая вокруг себя целые экосистемы.

Главная цель — соответствовать запросам современного потребителя, которые хотят все здесь и сейчас, не тратя время на поиск и сравнение множества предложений на разных площадках. Такие крупные игроки активно инвестируют в яркие стартапы, которые в большинстве своем впоследствии становятся частью их экосистем. Многие сейчас используют Open API для создания интересных продуктов, которые можно частично или полностью интегрировать в другие проекты. Например, наш калькулятор ОСАГО недавно появился в Яндекс.Навигаторе, и теперь водители могут оформить полис в одном приложении в несколько нажатий.

Конкуренция и количество fintech-проектов стремительно растут. Даже традиционные банки превращаются в ИТ-компании.

Сергей Леонидов, Генеральный директор финансового маркетплейса Сравни.ру

Новым толчком к этому стала пандемия, когда наиболее востребованными стали качественные онлайн-сервисы. Самые перспективные компании сегодня используют технологии искусственного интеллекта, которые позволяют сделать простые, но уникальные продукты.

Безопасность стала важнейшим элементом любого бизнеса и, особенно, fintech. Это касается как личных данных, так и финансов в целом. Мы прикладываем большие усилия для комфорта наших пользователей: расширили команду, которая отвечает за безопасность, каждый месяц тестируем сайт и приложение на наличие уязвимостей, создаем полезный контент для обучения пользователей финансовой и ИТ-грамотности. От того, насколько потребитель понимает правила защиты своих данных, зависит безопасность самой компании. Чем грамотнее человек, тем больше финансовых продуктов он может использовать для улучшения своей жизни, т.к. понимает их назначение и принцип работы. Поэтому большинство крупных игроков fintech-рынка вкладывают ресурсы в образование своей аудитории. Я считаю, что следующим шагом должны стать курсы финансовой грамотности в школе.

Павел Гужиков, основатель и CEO финтех-продукта «Деньги Вперед», с которым сотрудники могут получить зарплату в любой день.

Стартапы и финтех-компании имеют явное преимущество в скорости и гибкости. Преимущества банка в лицензии и известном имени. По объективным причинам банки находятся в проигрышном положении из-за медленного обновления и внедрения новых решений. Конечно, это обусловлено их главной задачей — управлением рисками, в то время как финтех стремится скорее выйти на новую аудиторию и захватить большую часть рынка. Выгодная для всех стратегия — искать совместные решения и объединять усилия. Например, прибыль на рынке зарплатных проектов сравнима с ВВП некоторых стран: здесь банкинг, с одной стороны, в выигрыше, зато финтех-компании могут предложить инновационные решения, которые будут отвечать потребностям аудитории. Так, интеграция сервисов pay on demand в зарплатный проект потребителей становится преимуществом для зарплатного проекта банка и оказывает положительное влияние на лояльность пользователей.

Продуктивные пути сотрудничества — брать большие рынки с большим объемом, делать под них продукт, актуальный для всех участников процесса, и встраиваться в систему крупного банка.

Павел Гужиков, Основатель и CEO финтех-продукта «Деньги Вперед»

Это именно то, что мы сделали совместно с Альфа-банком. Теперь пользователям Альфа-банка стала доступна услуга начисления зарплаты каждый день вместо обычных выплат один или два раза в месяц.

Финансовая грамотность является производной от кругозора и осведомленности пользователей. Чем больше они изучают финансовую тему, тем больше удобных инструментов находят для себя, начиная постепенно применять их в жизни. Из-за активного развития финтех-компании предоставляют не только альтернативные решения, но еще и помогают совершенствоваться проверенным, классическим банковским продуктам. Преимущество на этом рынке получают игроки, которые предлагают удобные, качественные и интересные продукты, позволяющие и сохранять деньги, и зарабатывать. Отличный пример — Тинькофф инвестиции, которые растут с каждым годом, предлагая современные решения.

1616
Начать дискуссию