Накопители электроэнергии — инновации на протяжении 138 лет

В конце 19 века в мире появились первые электрические сети. С этого момента ученые и начали искать способы накопления и хранения электроэнергии. Возможность собирать излишки вырабатываемой энергии в периоды низкого спроса и возвращать ее в период повышенного спроса помогает сгладить пики производства и потребления.

За последние 100 лет изобрели и продолжают изобретать множество разновидностей накопителей. Одни превращают электрическую энергию в механическую, как гидроаккумулирующие станции и маховики, другие преобразовывают электроэнергию в химическую энергию веществ внутри батарей, как свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, натрий-серные, литий-ионные аккумуляторы и др.

Самым старым видом промышленного накопителя, а в России он оставался единственным применяемым в электрических сетях до 2018 года, является гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС). Принцип действия прост. Во время спада потребления, например, ночью, невостребованная электроэнергия запускает работу насосов, которые перекачивают воду наверх в специальный бассейн, а в пики потребления вода падает обратно в водохранилище, вращая турбины генератора, — вырабатывается электрическая энергия. Первую гидроаккумулирующую станцию построили в 1882 году в Швейцарии. В России первая ГАЭС появилась всего 52 года назад на Кубани, мощностью 15,9 МВт.

Фото Кубанской ГАЭС из Википедии
Фото Кубанской ГАЭС из Википедии

Электрохимические аккумуляторы различаются по энергоемкости, мощности, количеству циклов заряд/разряд, наличию или отсутствию эффекта памяти, скорости, с которой аккумулятор вбирает в себя энергию и отдает. В зависимости от характеристик разные типы накопителей служат для разных целей. Например, никель-кадмиевый занял нишу в авиации благодаря низкому сопротивлению, способности отдавать большую мощность без перегрева, устойчивой работе при -60°C — 60°C. Несмотря на дорогую утилизацию аккумуляторов из-за токсичности и летучести кадмия во время плавки, этим батареям не нашли замены при применении в устройствах, где требуется обеспечить высокий уровень надежности.

Самой популярной и универсальной электрохимической батареей удалось стать литий-ионному накопителю. Он характеризуются большим количеством циклов заряд/разряд — до 10 тыс., хорошей плотностью накапливаемой энергии, высоким напряжением по сравнению с другими аккумуляторами, способностью быстро заряжаться и ничтожно малым эффектом памяти.

Литий-ионную батарею разрабатывали и совершенствовали в 1970-1991 годах Джон Гуденаф, Стэнли Виттингхэм и Акира Ёсино, а в 2019 году ученым присудили Нобелевскую премию по химии за изобретение.

Сегодня литий-ионные аккумуляторы используют в смартфонах, ноутбуках, электромобилях, домашних хозяйствах, и энергетических системах.

Неэкологичный накопитель для экологичных электростанций

Последние 10 лет остро стоит вопрос об использовании накопителей, преимущественно литий-ионных, рядом с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) — солнечными и ветряными станциями. Ночью, в пасмурные дни на солнечных электростанциях или в безветренную погоду на ветряных электростанциях, когда выработка энергии падает, накопитель отдает в сеть запасенную электроэнергию. Тем самым обеспечивает бесперебойное питание. Казалось бы, вот он способ покрыть минусы ВИЭ и использовать исключительно экологичную электроэнергию.

Накопители электроэнергии — инновации на протяжении 138 лет

В России в феврале 2020 года была запущена первая солнечная электростанция с накопителем энергии на основе литий-ионных аккумуляторов емкостью 8 МВт-ч — в Башкирии.

Крупнейшая в мире литий-ионная накопительная система суммарной мощностью 193,5 МВт-ч соединена с ветряной станцией Хорнсдейл и функционирует в Южной Австралии. С гигантской батареей связана история про спор в Твиттере Илона Маска и генерального директора Atlassian Майком Кэннон-Бруксом. Пари заключалось в том, что Tesla построит накопительную систему емкостью 100 МВт-ч за 100 дней с момента подписания контракта, и, если не уложится в срок, сделает это бесплатно. Илон Маск бросил вызов и выполнил условия.

Накопители электроэнергии — инновации на протяжении 138 лет

К сожалению, производство и утилизация литий-ионных батарей не отличаются экологичностью. При переработке аккумуляторы плавят и с помощью химических реакций восстанавливают металлы. Процесс сопровождается выбросом токсичных веществ, а полученные материалы имеют более низкое качество по сравнению с исходными. При этом часть вредных веществ остается после переработки и будет храниться тысячи лет, загрязняя почву.

Срок действия накопителя в электрокаре — 15-20 лет, масса одного аккумулятора, например, в Tesla — 540 кг. Оценивается, что в 2020 году в мире ездят 7,6 млн электромобилей. Следовательно, через пару десятков лет мир столкнется с необходимостью переработки 4 тысяч тонн литий-ионных аккумуляторов.

Не говоря уже о том, что США, Австралия, Великобритания и др. развитые страны соревнуются в строительстве гигантских накопительных систем для электрических станций.

Получается, что расширяя возможности и географию станций, использующих возобновляемые источники энергии, компании вынуждены решать новые экологические проблемы, связанные с производством, переработкой и утилизацией батарей.

Алексей Голиков
Эксперт отрасли электроэнергетики, создатель ООО «МЦР» https://www.facebook.com/masterskaycr https://www.facebook.com/alexeygolikov.mcr
22
Начать дискуссию