ESG в России: вызовы, решения и будущее

В условиях глобальных изменений и возрастающего внимания к устойчивому развитию, концепция ESG (экологические, социальные и управленческие факторы) становится ключевым аспектом бизнеса.

ESG в России: вызовы, решения и будущее

В этой статье мы рассмотрим историю, актуальные вызовы и инициативы российских компаний, стремящихся к ответственному ведению бизнеса и улучшению качества жизни. Своей экспертизой поделилась Наталья Бердыева, евангелист ИТ-инноваций в экономике совместного потребления, SkillStaff.

Эта статья будет полезна бизнес-руководителям, HR-менеджерам и специалистам по устойчивому развитию, которые ищут примеры успешных ESG-инициатив и хотят адаптировать их к российской специфике.

История

Забота об экологии, людях, ответственность при ведении бизнеса – это не новые ценности. В нашей стране, богатой ресурсами, крупной по территории и населению, есть ценный опыт по управлению стандартами производства, заботы о труде и других в тематике ESG. Так, еще 29 ноября 1924 года было создано Всероссийское общество охраны природы, ставшее одним из мировых эколидеров.

Сегодня наша страна успешно продолжает практику заботы о природе, населении и ответственном ведении бизнеса, среди национальных проектов России выделяются «Экология», «Демография», «Культура» и другие. Тематика ESG на ведущих площадках – ПМЭФ, ВЭФ, ЦИПР – выделена в отдельные блоки.

Вызовы

При этом, перед российскими компаниями и государственными институтами, и, в частности, перед ИТ компаниями, все еще стоит ряд серьезных вызовов:

  • Каждый четвертый житель нашей страны (24%) недоволен состоянием окружающей среды в месте своего проживания.
  • Мнения россиян о социальной ответственности российского бизнеса разделились поровну: 44% считают бизнес ответственным, 44% - нет.

Ответственные

Ответственность за решение проблем россияне возлагают на бизнес, органы власти, НКО и, в частности, на ИТ. При этом разные поколения по-разному смотрят на вопрос ответственности за решение проблем.

  • Чуть меньше половины (40%) россиян убеждены, что к позитивным изменениям в экологической обстановке должно привести совершенствование технологий производства[vi]
  • Россияне старше 45 лет чаще делегируют ответственность за решение вопросов экологии органам власти (37%) и бизнесу (35%), а молодые люди от 18 до 24 лет отмечают большую роль отдельно взятого жителя страны (38%) и НКО (14%).

ESG-направления в российских компаниях

И государство, и российские компании активно отвечают на вызовы. Реализация ESG инициатив приносит не только моральное удовлетворение, но и бизнес-выгоды. Сегодня сложно представить крупную компанию, не говорящую о принципах ESG.

Мы выделили несколько направлений, активно поддерживаемых российскими компаниями и отвечающих на вызовы местного рынка.

1. Развитие экологии, комфорта в регионах и удержание местных кадров

Значимая часть российских производств находится в регионах. Здесь нужны квалифицированные кадры, а значит нужно создавать условия для их комфортного проживания на местах.

Так, на недавнем международном муниципальном форуме БРИКС, прошедшем в Москве 27-28 августа 2024 года, компания Норникель говорила об инициативах компании по развитию Норильска. А уже в мае компания представила юбилейный отчет об устойчивом развитии, где отчиталась о важных достижениях, среди них - запуск в 2023 году первой линии Серной программы на Надеждинском металлургическом заводе, крупнейшей экологической инициативы в России, которая снизит выбросы диоксида серы в Норильском промрайоне на 45%; продолжение программы очистки от исторического загрязнения «Чистый Норильск», благодаря большой уборке за последний год от промышленных отходов, ветхих строений и металлолома в Заполярье очищено более 4,1 млн кв. метров территорий.

Мы в SkillStaff придерживаемся ценностей социального благополучия, развития талантов и укрепления регионов. Наша платформа предоставляет российским ИТ-специалистам — сотрудникам компаний, ИП и самозанятым — одни из лучших условия для работы, включая гибкие форматы: удаленную работу, гибкий график и работу на проектах.

Этот подход способствует устойчивому развитию регионов, снижая отток талантов и стимулируя их профессиональный рост, при этом обеспечивает российским компаниям быстрый доступ к высококвалифицированным специалистам. Мы решаем проблему дефицита кадров, поддерживая баланс на рынке труда и контролируя рост зарплат, что укрепляет экономическую стабильность и социальную справедливость.

2. Благотворительность и повышение лояльности клиентов, укрепление репутации бренда

«Благотворительность не является синонимом доброты. Благотворительностью заниматься выгодно, потому что клиенты будут тянуться к вашим ценностям, а сотрудники будут мечтать у вас работать. Даже за меньшие, чем у ваших конкурентов, деньги. Многие компании, когда начинают заниматься благотворительностью, видят эффект в успехе своего бизнеса».

Гор Нахапетян, Предприниматель и соучредитель фонда «Друзья».

Здесь уже сложно сегодня найти компанию, которая не занимает активную позицию по заявлениям своих ценностей и предоставлению клиентам возможности их разделять.

Мобильное приложение Сбербанка включает отдельный раздел «Благотворительность», Яндекс позволяет округлять тариф за такси и перечислять разницу на благотворительность. Вкусвилл, Азбука Вкуса предлагают нам возможность отказаться от бумажных чеков в пользу защиты экологии.

Приятно, что и государство активно поддерживает такие инициативы льготами по налогам.

3. Работа с ценностями нового поколения и привлечение лучших талантов

Молодые кадры помимо зарплатных предложений при выборе работы руководствуются нематериальными факторами, среди них - внимание к экологической повестке, создание комфортной атмосферы в коллективе и соблюдение баланса между работой и личной жизнью.

Все чаще в мире мы слышим как должность HR (Human Resource) теперь называют People Director, или Head of People, что отражает растущее уважение к индивидууму в обществе и в компании.

В российских компаниях, тем более в условиях дефицита кадров, мы наблюдаем в некотором смысле «гонку» на предмет лучших условий для сотрудников.

Компании активно заботятся о хороших соцпакетах, внедряют гибкие графики работы с уважением к личному времени при одновременном исполнении целей бизнеса. Примером здесь также служат такие инициативы как корпоративные забеги, выезды, программы обучений и другие.

В компании SkillStaff огромное внимание уделяется сопровождению аутстаффера на проекте, получению обратной связи от клиента и от специалиста, а также поддержанию хорошего климата в работе.

Результаты

Приятно отметить, что работа российских компаний в области ESG получает высокую оценку. В недавнем рейтинге 250 лучших компаний BRIСS, составленном авторитетным международным аналитическим изданием World Economic Journal (Гонконг, Китай), на основе оценки по трем параметрам: бизнес-показатели, ориентация на будущее и политика в сфере ESG, в список вошли 29 российских компаний.

Хотя нам есть куда расти, этот рейтинг еще раз подчеркивает значимость ESG для бизнеса и страны, а также высокие достижения российских компаний.

Риски и сложности при внедрении ESG

Как мы видим, ESG дает возможность компаниям выводить бизнес на новый уровень. Таким образом, риски скорее связаны с отказом от внедрения ESG. Или, имитировать эту деятельность в попытке получить выгоды без усилий. Это грозит разрушением репутации компании и потерей бизнеса.

Будущее

На мой экспертный взгляд, будущее ESG связано с повышением прозрачности инициатив, развитии адресной помощи. Также, в более глубокой коллаборации и партнерстве бизнеса с искусством, спортом и другими направлениями в целях реализации еще более глубоких смыслов в ESG инициативах. А также в сотрудничестве на международном уровне, для объединения усилий по решению глобальных вызовов.

Начать дискуссию