Лабораторная работа

Зачем мы привлекаем партнеров к развитию сети цифровых лабораторий и чем нам нравится такой формат

Сегодня ведущие индустриальные игроки реализуют стратегии цифровой трансформации. А это, в свою очередь, требует развития собственной технологической экспертизы. Один из таких примеров – компания «Цифрум», которая выступает в роли интегратора цифровых компетенций атомной отрасли. Впрочем, наш опыт показывает: далеко не все ресурсы, необходимые для успешной реализации цифровых преобразований, требуют обязательного структурирования в формате in-house.

Все более эффективным способом достижения стратегических целей для крупных организаций становятся развитые экосистемы. Главное – использовать правильные инструменты, которые будут удобны как для самой корпорации, так и для партнеров. Так вот, одним из наиболее привлекательных форматов взаимодействия корпорации с ведущими вузами и исследовательскими центрами мы считаем совместные лаборатории

В начале сентября мы подписали соглашение с Дальневосточным федеральным университетом о создании лаборатории, которая сфокусируется на развитии инструментов виртуальной и дополненной реальности и станет одним из активных участников Международного научно-исследовательского центра перспективных ядерных технологий (МНИЦПЯТ) на острове Русский. В наших планах – совместные исследования, которые Росатом будет наполнять практическими задачами, а также разработка технологий для заинтересованных компаний Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Лаборатория займется вопросами применения VR/AR-технологий для моделирования сложных технологических объектов и окружающей их среды в Приморском крае, Сахалинской области и других регионах Дальнего Востока. Кроме того, мы очень рассчитываем на продуктивное сотрудничество с ССК «Звезда» – крупнейшим в России судостроительным комплексом, который формируется сегодня в бухте города Большой Камень Приморского края. И, конечно же, наша совместная с ДВФУ лаборатория станет одним из центров подготовки специалистов в области VR/AR как одной из ключевых сквозных цифровых технологий.

Главное, что все подобные проекты (как уже намеченные, так и обсуждаемые) полностью укладываются в стратегию Росатома по развитию виртуальной и дополненной реальности. Ведь в этой сфере мы намерены решить две важнейшие задачи: обеспечить появление в нашей стране импортонезависимой платформы VR/AR и сформировать соответствующую экосистему.

При этом мы не стремимся никого поразить магией цифр. Не ставим своей целью добиться максимального охвата студентов и молодых ученых. Такие процессные КПЭ, на наш взгляд, уже давно не актуальны. Тем более, что нам и нашим партнерам важны конкретные результаты, а не красивые отчеты о проделанной работе.

Цифровая повестка, которая сегодня реализуется в атомной отрасли, по своим масштабам, уровню сложности и ожидаемым эффектам не только соответствует глобальным вызовам в сфере информационных технологий, но в чем-то даже превосходит мировой уровень. Поэтому привлекая старшекурсников, аспирантов и выпускников вузов к решению актуальных для Росатома практических задач, мы одновременно получаем возможность убедить талантливых молодых специалистов: горизонты профессионального развития в технологической сфере открываются не только за границей, но и в России.

Совместные лаборатории с вузами – это для нас реальная возможность занять проактивную позицию на рынке «цифровых» кадров. Тем более, что проблем в этой сфере, увы, предостаточно. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с эффектом перегретости или перекупленности в сегменте наиболее дефицитных (и, как следствие, дорогих) специалистов, обладающих необходимыми компетенциями. А значит, необходимо повышать уровень готовности выпускников университетов к встрече с реальностью, что позволит сократить время и ресурсы, необходимые для их адаптации.

Поясню. Для большинства выпускников высших учебных заведений с ИТ-дипломами современное производство, особенности работы промышленных предприятий – практически незнакомая территория.

Поэтому сегодня нам зачастую оказывается проще достроить цифровые компетенции специалиста в области ядерной физики, чем погрузить айтишника в специфику деятельности отрасли. Тем временем формат совместной лаборатории позволяет если и не решить эту проблему полностью, то уж как минимум существенно снизить ее остроту

В той же логике мы рассматриваем перспективы работы совместной лаборатории на базе Обнинского института атомной энергетики (филиал НИЯУ «МИФИ»), которая сосредоточится на проблематике искусственного интеллекта и интернета вещей. Росатом уже реализует несколько крупных отраслевых проектов на стыке этих технологий. И мы намерены привлекать к работе над ними студентов и аспирантов из Обнинска. Кроме того, лаборатория станет одним из участников создаваемого при поддержке Росатома в Калужской области Инновационного научно-технологического центра «Парк атомных и медицинских технологий».

Напомню, НИЯУ «МИФИ» – лидирующий опорный вуз Росатома, во взаимодействии с которым госкорпорация отрабатывает лучшие практики взаимодействия. По итогам 2019 года, согласно рейтингу агентства «Россия сегодня», МИФИ уверенно сохранял позицию самого востребованного инженерного университета страны. При этом мы успешно развиваем сотрудничество с десятками образовательных и научных центров по всей России – как входящих в Консорциум опорных вузов Росатома, так и с целым рядом других.

Возвращаясь к теме совместных лабораторий с вузами, добавлю: в этой работе мы всегда стараемся максимально четко формулировать образ ожидаемого результата. В том числе – наши интересы по разработке прикладных программных решений или компонентов крупных цифровых платформ, развитием которых занимается Росатом

Еще один формат, который мы активно используем, – лаборатории, создаваемые в партнерстве с передовыми исследовательскими центрами страны, которые нацелены не только на решение прикладных отраслевых задач, но и на осуществление НИОКР. Пример такого сотрудничества – совместная с Российским квантовым центром лаборатория по исследованию и разработке методов машинного обучения и искусственного интеллекта на квантовых компьютерах, о которой я недавно рассказывал.

Если суммировать, то совместные лаборатории для нас – это канал доступа к качественным интеллектуальным ресурсам и дополнительный инструмент реализации приоритетных цифровых проектов

Причем если в первом случае мы рассчитываем на получение преимущественно косвенного экономического эффекта, то во втором (например, при совместной разработке цифровых продуктов) речь вполне может идти о прямой коммерческой отдаче. Таким образом, эффективность работы совместных лабораторий уже в среднесрочной, а тем более в долгосрочной перспективе можно будет оценить буквально «в деньгах».

Что же касается принципов дальнейшего развития сети совместных цифровых лабораторий Росатома во взаимодействии с партнерами, то они абсолютно прозрачны.

Мы развиваем свое присутствие на всей территории страны. При этом не высасываем кадровые ресурсы из регионов. Напротив, сами приходим на места со своими практическими задачами, инфраструктурными и инвестиционными возможностями

А еще, как мне кажется, благодаря уже проделанной «лабораторной работе» мы научились общаться со студентами, аспирантами и молодыми учеными «без галстуков». Тем более, давно известно: прорывные идеи и цифровые инновации часто возникают как раз там, где царит неповторимая творческая атмосфера университетского кампуса.

22
Начать дискуссию