Медицина и технологии во время пандемии: то, что доктор прописал

Пандемия COVID-19 и режим самоизоляции стали сильнейшим стимулом для роста цифрового здравоохранения в России и мире. В первые же недели наступления коронавируса стало понятно, что медицине без поддержки технологий будет непросто справиться с проблемой. Олег Абдиев, руководитель компании PM&HM, рассказывает о перспективных направлениях на стыке медицины и цифровых технологий, без которых врачам не обойтись.

Медицина и технологии во время пандемии: то, что доктор прописал

Роботизация

Выходить на улицы перенаселенных городов сейчас опасно — вирусную инфекцию можно подхватить за считанные минуты. Неосторожное прикосновение к зараженной поверхности — и можно записывать себя в ряды больных коронавирусом.

Особая опасность угрожает медработникам — весной 2020 года из-за осложнений, вызванных коронавирусом, умерли 186 российских врачей. Это в 16 раз больше, чем в странах, с сопоставимыми масштабами эпидемии. В России от COVID-19 чаще всего умирают медсестры — именно они занимаются стерилизацией палат, измерением температуры у пациентов и обработкой медицинского оборудования.

Для того, чтобы снизить уровень угрозы, компании начали разрабатывать роботизированные устройства, которые способны выполнять эту работу вместо людей. Пример — робот Youibot, который умеет не только дезинфицировать поверхности ультрафиолетом, но и измерять температуру у посетителей больниц, а также выявлять у них другие первичные признаки заболеваний.

В конце апреля 2020 года Сбербанк запустил в Европейском медицинском центре робота-дезинфектора, который предназначен для борьбы с вирусами как в воздухе, так и на поверхностях. Мощные ультрафиолетовые устройства уничтожают до 99,99% патогенных бактерий и вирусов. Всего за час робот может продезинфицировать 10 медицинских кабинетов или 6 палат в стационаре.

Роботы из клиники Мэйо во Флориде перевозили использованные тесты на COVID-19, избавляя от этой работы сотрудников больниц. В Сингапуре робот-собака от Boston Dynamics патрулировал общественные места и предупреждал жителей об опасности заражения и необходимости соблюдать дистанцию.

Однако, на данный момент без личного участия врача процесс лечения в полной мере обойтись не может, а значит нужны более эффективные средства обеспечения безопасности медицинского персонала.

Умные устройства

Речь идет как о гаджетах, которые могут оперативно обнаружить проблему со здоровьем, оповестив об этом владельца и его лечащего врача, так и об устройствах, применяемых для контроля за приемом лекарственных препаратов в период терапии.

Что касается гаджетов первого типа, то они помогут снизить количество очных приемов у врачей. Умные часы уже сейчас способны определять пульс, давление, а некоторые из них — температуру тела, насыщение крови кислородом и т.п. Вся эта информация передается на телефон, а потом — в облако, где анализируется. Этот тренд будет постепенно усиливаться, поскольку носимых устройств становится все больше. По прогнозу IDTechEx, к 2026 году будет продано около 5 млрд носимых девайсов.

Есть и другие примеры. Так, компания Kuang-Chi Technologies из Шэньчжэня разработала специальный умный шлем для сотрудников медучреждений, который способен проанализировать температуру людей в очереди из 100 человек всего за пару минут. Кроме того, он умеет обнаружить заболевших с повышенной температурой и подать сигнал тревоги. На экране в режиме дополненной реальности выводится информация о пациенте и его история болезни.

Что касается второго типа устройств, сейчас разрабатываются цифровые шприцы, диспенсеры для медикаментов, цифровые ингаляторы. Последние производит компания Personal Medication & Health Management.

С одной стороны, цифровые ингаляторы подбирают оптимальные параметры для разных препаратов, чтобы добиться максимальной эффективности доставки и не позволить аэрозолю осесть в верхних дыхательных путях. С другой стороны, ингаляторы адаптируются под особенности дыхания каждого пациента, анализируя глубину и время каждого вдоха.

Устройства "понимают", какой объем препарата поступил в целевой отдел легких и оказал терапевтическое воздействие. Поэтому, когда пациент получает назначенную врачом дозу препарата, ингалятор останавливает работу. Данные о фактически принятой дозе затем передаются по беспроводной связи в облако, благодаря чему лечащий врач в состоянии контролировать ход лечения и отслеживать реакцию конкретного человека на препарат.

В совокупности умные устройства способны значительно снизить нагрузку на медицинский персонал, при этом обеспечив врачей объективными данными о состоянии и ходе лечения каждого пациента.

Объединение разные типов умных устройств на единой платформе с возможностью идентификации каждого пациента по отпечатку пальца, позволяет снабжать объективной информацией о состоянии пациентов и ходе лечения не только медицинский персонал, но и существующие системы искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект

В дополнение к другим цифровым решениям во время первой волны COVID-19, медицинские организации стали массово внедрять технологии искусственного интеллекта. Речь идет о машинном обучении, обработке и анализе Big Data, а также нейросетях. Главная задача таких систем — поддержать врача в принятии точного решения.

Например, компания Partners HealthCare разработала сервис для первичной сортировки больных. С человеком, который жалуется на проблемы со здоровьем, "собеседование" проводит искусственный интеллект. Пациенту задаются различные вопросы, а по ответам можно судить, есть ли у конкретного человека симптомы заболевания.

Положительный момент в том, что искусственный интеллект не устает и может проводить опросы круглосуточно. Впоследствии данные обрабатываются с высокой скоростью, что позволяет разгрузить сотрудников поликлиники на первой линии, одновременно снизив угрозу заражения коронавирусом.

Основным ограничением таких систем как раз и является субъективность данных, получаемых со слов пациента или медицинского персонала. Умные устройства, о которых говорилось выше, способны снабжать системы искусственного интеллекта объективной информацией и минимизировать необходимость личных контактов.

Мобильные приложения

Речь идет о программном обеспечении для удаленной диагностики. Такие приложения позволяют быстро и эффективно выявлять проблемы со зрением, слухом, изучать новообразования на коже и т.д. Принцип их действия простой — приложение использует камеру телефона для фиксации состояния определенного органа. Полученные снимки потом либо анализируются в облаке, либо сразу отправляются лечащему врачу для постановки диагноза. Если выявлена проблема — проводится очная встреча.

Используются приложения и для отслеживания цепочки заражения людей коронавирусом. Пример — программа PEPP-PT, которая работает следующим образом: получив положительный результат теста на COVID-19, пациент сканирует код, сгенерированный в медучреждении. Эта информация отправляется в центральный сервис и анализируется. После этого люди, контактировавшие с зараженным человеком более 15 минут за последние 14 дней, получают уведомления об угрозе заражения.

Похожее приложение разработано и в Институте имени Роберта Коха — оно отображает данные о распространении COVID-19 на интерактивной карте. Этим приложением могут воспользоваться владельцы умных часов и фитнес-браслетов. Они загружают приложение, которое анализирует ряд параметров жизнедеятельности организма человека. Если какой-то из них резко изменяется, это, скорее всего, свидетельство начала заболевания. Подтвержденные случаи добавляются на интерактивную карту.

Удаленные приемные

В период пандемии люди подвергаются опасности не только из-за коронавируса. Проблема еще и в том, что приемные больниц перегружены, а находиться там из-за большого скопления людей просто опасно — можно подхватить инфекцию.

В то же время, обходиться без медицинского обслуживания не могут 45% жителей России — по данным Минздрава, именно столько людей страдает хроническими заболеваниями. Соответственно, они находятся в зоне риска в период самоизоляции.

В разных странах запущены государственные программы удаленных приемных. Например, в Германии многие врачи применяют методы телемедицины, организовывая удаленные видеоконсультации с пациентами. Таким образом они исполняют свои обязанности и снижают угрозу заражения — как пациентов, так и самих себя.

Есть такая программа и в России — в апреле она была запущена ВЭБ.РФ совместно с несколькими партнерами. Эта программа предоставляет бесплатные телемедицинские консультации врачей 12 ключевых специальностей. В период первой волны коронавируса врачи проводили более 2,5 тысяч консультаций в день, причем около 70% обращений поступало врачам узких специальностей, а вот обращений, связанных с COVID-19 было всего около 5% от общего числа.

Сейчас появляются и коммерческие сервисы, которые дают возможность обратиться к терапевту, педиатру, психотерапевту, гастроэнтерологу и представителям других врачебных специальностей.

Что будет дальше? Вне зависимости от того, насколько быстро пройдет вторая волна коронавируса и будет ли третья, четвертая и все последующие волны, будущее медицины уже изменилось и продолжает меняться. Все активнее используются технологии — люди понимают, что без цифровизации не обойтись. Появляются новые методы работы, устройства, изменяется законодательство, учитывая текущие потребности сферы здравоохранения. Умная цифровая медицина — безопасная для врачей и эффективная для пациентов — это уже не далекое будущее, а наше настоящее.

1818
1 комментарий

Разумеется, это наше настоящее. Человечество очень бистро поднимается по лестнице эволюции.
И радуюсь всему этому и удивлен.😊👍

Ответить