«Heavy science» для бизнеса Арктической зоны РФ
... или как поженить науку и бизнес в Арктике
Арктическая наука и инновационная деятельность в АЗРФ характеризуется низкой техновооруженностью и низким уровнем финансирования R&D. Что вызывает необходимость новых идей для стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности на данной территории, так как хозяйственное освоение Арктики в некоторых случаях невозможно без применения инновационных технологий.
Главной сюжетной линией всех новых идей должно стать дополнительное стимулирование как науки, так и экономики, осуществлять деятельность, при чем совместно, чтобы все научные идеи и разработки проходили по всем стадиям уровней готовности технологий (УГТ или TRL, см. инфографику).
Государство начало постепенный заход на эти сюжеты, в частности, путем введения модели "квалифицированного заказчика" (наконец-то!). Но при этом, этот заход сейчас реализуется сразу с двух сторон:
- со стороны подхода к формированию государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ;
- со стороны подхода к формированию новой технологической политики России.
В настоящий момент Минобрнауки России проводит пилотный проект по формированию для своих подведомственных организаций государственных заданий на выполнение работ по проведению научных исследований и разработок с использованием модели «квалифицированного заказчика», то есть с учетом технологических запросов представителей реального сектора экономики. Пилотный проект распространяется на основные стратегические приоритеты и на исследования арктической тематики (о чем было заявлено заместителем Минобрнауки России Д.С. Секиринским на заседании президиума Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики во время Восточного экономического форума в 2023 году).
Напомню, что порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком государственное задание на выполнение работ по проведению научных исследований формируется федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений только по тем научным темам, целесообразность финансирования за счет средств федерального бюджета которых в установленном порядке определена ФГБУ «Российская академия наук» (данное требование не распространяется на ряд отдельных органов власти, в частности, МВД России, МИД России, Минобороны России, ФСТЭК России, ФСБ России, ФСИН России, ФСО России, ФМБА России и др.).
Важное уточнение: ни в текущей версии Порядка, ни в его будущих уже утвержденных редакциях, нет упоминания "квалифицированного заказчика", т.е. это действительно сейчас экспериментальный режим для гос. заданий на 2026 год и результаты этого эксперимента мы еще только ожидаем от Минобрнауки.
Официально понятие «квалифицированный заказчик» введено Федеральным законом от 28.12.2024 № 523-ФЗ «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон вступит в силу с 27.06.2025. Далее – закон):
«квалифицированный заказчик - российское юридическое лицо, обеспечивающее долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию, создаваемую в том числе в рамках реализации инструментов реализации технологической политики. Квалифицированный заказчик может являться покупателем (заказчиком) такой продукции».
В соответствии с законом квалифицированные заказчики являются лицами, осуществляющими содействие развитию технологий, и участниками национального проекта по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации. К функциям квалифицированного заказчика закон относит:
- обеспечение долгосрочного спроса на определенные виды высокотехнологичной продукции в соответствии с формами и способами обеспечения такого спроса, а также его объемом, которые содержатся в карте технологической кооперации;
- контроль за соблюдением технологических и экономических условий, а также сроков создания высокотехнологичной продукции, определение параметров высокотехнологичной продукции;
- обеспечение возможности контроля создания и приемки высокотехнологичной продукции, в том числе с привлечением третьих лиц, обладающих необходимой компетенцией;
- иные функции.
Квалифицированные заказчики исходя из положений закона реализуют механизм государственной политики в форме национального проекта.
Квалифицированный заказчик, участвующий в формировании государственных заданий, согласно концепции Минобрнауки России – инициатор реализации научного, научно-технического проекта (в том числе организация реального сектора экономики, органы публичной власти РФ, ФГБУ РАН), обеспечивающий формирование научно-технического задания или размещение заказа на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и принимающий непосредственное участие в определении и согласовании требований к исполнителям такого проекта, мониторинге реализации этого проекта, приемке результатов и их внедрении в экономику.
Таким образом, понятие «квалифицированный заказчик», используемое в рамках формирования государственного задания, по сути, соответствует понятию, используемому в законе, с одной лишь разницей, что механизмом реализации государственной политики (и, в частности, мерой государственной поддержки) является государственное задание, что снижает финансовые риски заказчика.
Мое мнение, что модель "квалифицированного заказчика" может стать работающим инструментом для учета предложений регионов АЗРФ и хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность в АЗРФ.
Более того, данная модель отлично ложиться в идею стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в АЗРФ. Основные тезисы идеи смотрите в инфографике.