{"id":9185,"title":"\u0427\u0435\u0440\u043d\u0438\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u0432\u044b\u0445\u043b\u043e\u043f\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0430\u0437\u043e\u0432: \u043c\u0438\u0444 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?","url":"\/redirect?component=advertising&id=9185&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-bizhuteriya-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=a88533bf78285d41072084482619c82803fd6598d1bcc2e142642ff721574ad7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Kirill Bychkov

Умные дома и гибкие офисы: что ждет PropTech-рынок после пандемии

Российский рынок PropTech — технологий в недвижимости — переживает период бурного роста: как прогнозируют аналитики Glorax Infotech, по итогам 2020 года инвестиции в такие проекты увеличатся вдвое — до 1,5 млрд рублей. Это значит, что в ближайшее время индустрию ждут перемены, которые коснутся как специфики продаж, так и самого облика жилых и коммерческих пространств.

Всплеск интереса к PropTech во многом связан с пандемией: из-за введенных ограничений стало важно иметь возможность удаленно управлять многими процессами, от поиска жилья до контроля строительства — а изменение запросов участников рынка привело к появлению пространств нового типа. И если раньше российский сегмент рынка был по большей части представлен агрегаторами и другими сервисами для поиска жилья и планирования ремонта, то в 2020-м активность на этом поле заметно усилилась: так, в ноябре было объявлено о запуске венчурного фонда «Протон Капитал» для финансирования технологических проектов в недвижимости — это первая в России структура такого типа. А компания Glorax Infotech (входит в Glorax Group) запустила акселератор для стартапов, развивающих IT- и блокчейн-решения в девелопменте.

Цифровизация продаж

Хотя купить или арендовать квартиру удаленно, без ее личного посещения, большинство людей еще не готовы, отдельные элементы сделки — такие, как поиск и подбор жилья, его оценка или создание дизайн-концепции — все чаще перемещаются в онлайн. Компании по подбору предложений о покупке-продаже и аренде жилых помещений используют разные бизнес-модели: так, один из самых известных стартапов в этой области, американский OpenDoor, предлагает быстрый выкуп дома — в течение двух недель. За счет этого компания назначает цену примерно на 5% ниже рыночной, зато собственник избавляется от необходимости искать покупателей самостоятельно и получает деньги практически сразу.

Еще одна известная «фишка» OpenDoor — электронные замки: человек может осмотреть новое помещение самостоятельно, без участия посредников, просто вбив код от двери в мобильном приложении.

Популярностью пользуются и сервисы по подбору коммерческой недвижимости: офисов, складов, торговых точек. Так, российский проект Bestplace помогает спрогнозировать выручку от ритейл-площадки на основе анализа таких факторов, как трафик, конкурентная среда, транспортная доступность и других — всего более 50 показателей. Инструменты предиктивной аналитики с базой предложений совмещает и платформа Geointellect. В целом подобные инструменты позволяют не только выбрать нужное предложение, но и сэкономить время на личный осмотр объектов — этот процесс теперь происходит в онлайне.

Во время весеннего карантина, когда большинство организацией было закрыто, в выигрыше оказались компании с развитыми онлайн-сервисами: от удобного сайта с виртуальными прогулками по объекту до таких опций, как возможность дистанционно открыть эскроу-счет. Конечно, полностью удаленные сделки пока единичны: перед покупкой люди же хотят посмотреть на будущую квартиру своими глазами. Но первичные варианты можно выбрать и дистанционно, и во многом этому способствует развитие таких маркетинговых инструментов, как 3D-панорамы и виртуальные туры по объекту. VR-инструменты пока не могут полноценно заменить «живой» обзор — тем более что очки для виртуальной реальности есть далеко не у каждого — но они позволяют сократить время на принятие решения о покупке и дают клиентам более подробное представление о помещении.

Цифровые двойники и умные дома

Технологии меняют и сам подход к строительству — в первую очередь это связано с BIM-проектированием, которое предполагает разработку информационной модели будущего здания с учетом всех его характеристик. Дальнейшее развитие концепции BIM включает в себя создание цифровых двойников — полноценных виртуальных моделей зданий, с помощью которых можно рассчитать, что будет происходить с объектом, например, при стихийном бедствии или в сложных погодных условиях, а также учитывать все изменения в строительстве в режиме реального времени. Один из лидеров рынка, работающих в этом направлении — компания EcoDomus, которая создает виртуальные реплики зданий с помощью интеграции BIM-модели и данных с датчиков, передающих информацию о процессе эксплуатации объекта.

Еще один большой сегмент недвижимости, где цифровые технологии играют все большую роль — это «смартизация» зданий, в том числе ЖКХ. Речь идет об «умных» домах и квартирах, где показания со счетчиков собираются автоматически, а управлять отоплением, освещением и бытовыми приборами можно удаленно с помощью приложения. Умные счетчики уже давно вошли в быт жителей многих европейских стран, а с июля нынешнего года такие приборы бытового учета в законодательном порядке устанавливаются и в России.

Пространство как сервис

Трансформация затрагивает не только процесс строительства и покупки недвижимости — меняются и сами запросы потребителей. Ускорение ритма жизни в больших городах и развитие экономики шеринга привело к появлению концепции space-as-a-service (пространство как сервис). Этот подход связан с изменением отношения к пространству: люди ищут уже не долгосрочное капитальное приобретение, а временное помещение для жизни или работы. Новый подход коснулся всех сегментов недвижимости — так появились коливинги, коворкинги, а в торговой среде зародилась новая тенденция под названием brandboxing, которая предполагает адаптацию помещений для ритейла под отличительные особенности коворкингов.

И если в России bradboxing и коливинги пока не прижились, то в офисной среде наметилась масштабная революция, драйвером для которой во многом стала пандемия. Массовый переход на удаленку заставил компании пересмотреть подход к организации работы: многие из тех, кто вводил свободный график или частично дистанционный формат, задумались о том, чтобы сохранить такой подход и в дальнейшем. А Aviasales стала первой из российских крупных компаний, кто разрешил всем желающим сотрудникам остаться на удаленке навсегда.

Как следствие — большие арендуемые площади стали больше не нужны, и рынок офисной недвижимости заметно просел: в Москве только за третий квартал объем сделок упал в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом 2019 года. Единственным сегментом, который в этих условиях показал устойчивый рост, стали гибкие, или сервисные, офисы — кастомизируемые пространства, в плату за которые уже включены мебель, оборудование, услуги по уборке и охране и даже такие мелкие расходы, как кофе и бумага для принтера. В такое помещение можно очень быстро въехать, поскольку за его подготовку отвечает оператор, и также легко выехать — сроки аренды здесь сравнительно небольшие (обычно от одного года). Само пространство, как правило, не предполагает фиксированных рабочих мест и делится на функциональные зоны: для совещаний, для индивидуальной работы, для телефонных переговоров, для приема пищи и так далее — но в целом офис адаптируется под запрос клиента.

Все это делает гибкие офисы идеальным вариантом для компаний со свободным графиком работы и аутсорсными командами, а также тем, кто по каким-либо причинам не хочет или не может планировать свою деятельность на много лет вперед. Неудивительно, что во время пандемии интерес к таким помещениям подскочил: в сервисные офисы в этом году переехали такие компании, как Cushman & Wakefield, Kalinka Group, девелопер ГК ФСК. На возросший спрос рынок отреагировал увеличением предложения: свои сети сервисных офисов запустили сеть коворкингов SOK и инвестиционная компания Apollax Group. Так, в деловом пространстве «Рябовская мануфактура» уже работает первый офис Apollax Space площадью 3000 кв.м, а в январе компания откроет новое пространство в бизнес-центре «Цветной, 30». В 2021 году Apollax Space планирует увеличить объем своих «гибких» площадей до 20 тысяч квадратных метров.

0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Больше мягких зон для работы, невозможно сидеть за столом по 8 ч

0
Читать все 1 комментарий
Удаленное трудоустройство - плюсы и минусы. Юридический взгляд
Е-сommerce — 2021: тренды и технологии
Маркировка молочной продукции

В 2021 году в России начала действовать маркировка молочной продукции. У нее есть особенности: в процессе участвуют типографии и предприятия общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.

Google запланировала выпустить «умные» часы Pixel Watch в 2022 году — Insider Статьи редакции

Компания предложила сотрудникам протестировать устройства и дать обратную связь.

Питч-дейтинг выпуск третий: комбайнеры

Рассказываем историю продакта «Яндекса», который решил помочь фермерам, а также составляем свой словарик стартапера.

Яндекс Маркет не возвращает деньги за потерянный товар

Яндекс маркет уже месяц не может принять решение о возврате денег за товар, который Почта России потеряла в процессе возврата на склад яндекса.

Запустить игру и не прогореть: зачем нужны маркетинговые исследования в гейминге и как их проводить

Маркетинговое исследование помогает экономить сотни тысяч долларов и выпускать продукты, которые приносят миллионы.

Такие дела: жалоба на «Яндекс.Такси» за отказ перевозить собаку-поводыря

Девушка с нарушением зрения подала жалобу в прокуратуру из-за того, что водители популярного сервиса такси «Яндекс Go» слишком часто отказываются возить ее с собакой-поводырем.

Как я всё бросил и стал Тиктокером

От учёбы в топовом вузе и сеньорской позиции в IT до кривляния на камеру и заработка на рекламе.

null