Компания будущего

Фантазируем.

Давайте попробуем прыгнуть в недалекое будущее и посмотреть на любую компанию - представителя среднего бизнеса в регионе этой самой страны. Скажите честно - вы тоже не видите классических офисов с классическими кактусами у мониторов? Вы тоже не слышите классических пинков раздраженного менеджера по заедающему принтеру? Вы тоже не чувствуете классический запах "фуэтоблинчтотакое" из офисной столовой? Я вот не вижу и не слышу и не чувствую. Потому что и офиса то... нет. Зачем офис, если все сотрудники теперь стесняются называть себя сотрудниками? Ведь они теперь все... партнеры, и работать о одном офисе для них - не интересно. Или, скорее даже не эффективно.

Как сейчас.

Сейчас мы все привыкли к тому что "продавшись" в новую для себя компанию мы должны сделать первый шаг - прыгнуть в уже построенную, понятную для сторожил компании, структуру. Обычно это система типа: директор - зам.директора - директора департаментов - начальники отделов - специалисты. Ты пришел, ты четко знаешь свое место. Ты получил первый том должностных инструкций, а так же, весь залитый слезами твоих предшественников многотомник санкций и штрафов. Ты изучил все политики компании, выслушал особо интересных персонажей в курилке и знаешь куда к кому ходить, с кем дружить, с кем играть в шахматы на сахар, с кем обсуждать возможности нападения Монголии на США в столовой. Ты стал частью структуры. У тебя появилась цель - подняться по этой структуре чууууть выше.

Допустим ты взял старт с самого низа - следующий этап - "сержантские лычки" в своем собственном отделе. И только это тебя и начинает беспокоить. Реальная личная эффективность уходит на второй план - ты нацелен на рост в структуре своей компании. Но только рост ли это? Да, обычно начальник отдела знает чуть больше своих подчиненных, да, он имеет доступ к директорам департамента. Да, это он обыгрывает всех в шахматы и является монополистом сахара в компании... Но, тебе реально это нужно?

Что меняется?

Да все. Я все чаще встречаю компании не только с "размытой" на первый взгляд структурой, но и в принципе - без сотрудников. Онлайн творит чудеса. Давайте посмотрим на этот вопрос с двух сторон.

С одной стороны.

В октябре 2020 года я познакомился с молодым парнем с популярной ныне надписью на визитке Product Manager (и, кстати, не IT). В разговоре мы дошли до темы занятости, и вот такую цитату я набросал в быстрых заметках:

Я получаю зарплату от трех компаний, и это не фриланс. Я не проектный спец, я реально погружен в процессы всех трех фирм. У меня один дашборд на все проекты, они смежные, где-то я даже пересекаюсь в своих задачах и наработках. Мне удобно. Да, начинал работать как фрилансер, но потом вот решил оформить на себя подписку. Контракты - по 1 году. Вот такая смесь аутсорсинга с консалтингом у меня получилась.

Этот самый парень, Product Manager

После нашей с ним беседы я неоднократно встречал и специалистов, и компании которые могут себе позволить такой подход. Вся магия - в "онлайне", в диджитализации работы, в скорости общения. Могу сказать - меня это безусловно радует. То есть он вместо одного источника дохода имеет на данный момент три, и сейчас ищет фреймворк как бы ускориться так, чтобы впихнуть в свой календарь четвертый.

С другой стороны.

Пример из крупной компании моего родного города - Саратова: все сотрудники имеют возможность пообщаться с Боссом напрямую, используя любой из возможных мессенджеров. Важно для понимания: не только отчитаться перед ним, не только получить задачу от него, а именно пообщаться, поделиться обратной связью из любого подразделения. И в этой коротенькой цепочке совсем нет места прослойке из "менеджеров среднего звена". Как гениально просто они становятся не нужными. Далее происходит очередной "ахалай-махалай" - все сотрудники самоорганизовываются, сами разбиваются в подгруппы и микрокластеры для выполнения определенных задач. Важно - они все всё друг про друга знают. Это я про работу. Все показатели прозрачны, начиная от дохода, заканчивая загрузкой по часам. Если где-то кто-то проваливается - окружение подхватывает, чтобы не разрушалась гармония взаимоотношений. И это не теория о плоских кросс-функциональных группах и спиральной динамики - нет, это органическая эволюция сознания человек, который перестает мечтать о "собственных рабах". Простое решение - отличный результат. Уверен что у этой компании и с деньгами все в порядке. Этот пример не совсем о том что компания может работать совсем без сотрудников - этот пример о переходной форме эволюции из сотрудничества в партнерство.

Что за компания без сотрудников?

Пришло время еще раз прыгнуть в будущее. Только уже в то будущее, которое я постараюсь спрогнозировать прямо сейчас. Формула этого будущего предельно проста: берем "доступ к любой информации", прибавляем "возможность быстро обучаться у профессионалов в любой точке мира", вычитаем "стремление погонять рабов кнутом", умножаем все это дело на "возможность быстро работать через быстрый интернет, на быстром железе, в быстрых фреймворках" в сумме с "100500 инструментов для работы только с помощью одного ноутбука". Полученный результат возводим в степень "нафиг мне сидеть в офисе", получаем "я быстрый, могучий и ничем не ограниченный специалист". Вроде бы все ясно. Профит отдельного взятого человека понятен. Но зачем это компаниям?

Давайте разбираться. Что нужно компании? Деньги. Другие ответы - все чушь. Любой бизнес - это деньги. Если кто-то говорит о великой миссии по спасению планеты - знайте - этот чувак неимоверно хочет денег. Есть исключения, но они настолько единичны, что лишь подтверждают правило.

А кто может принести деньги компании? Сотрудник, который офигенно себя прокачал, почти до эльфа 80-го уровня. И нет, это не тот парень в рубашке с вечно заигрывающими глазами из классического офиса, это тот парень, который использует выведенную выше формулу. Потому что:

  • он мотивирован на себя;
  • он не боится "честно говорить о правде";
  • он знает себе цену - и его репутация реально что-то значит;
  • его уникальный набор кейсов - его маркетинговый инструмент. Да... этот чувак реально будет бодаться за каждую метрику;
  • он не будет "глубоко и нежно" входить в доверие к своему боссу. Потому что это не нужно;
  • он не будет тратить время на сплетни и политические игры;
  • супер важно: он готов переживать опыт нескольких компаний в режиме реального времени, и интерпретировать его на любую бизнес-модель;
  • ему приходиться расти каждый день, иначе...добро пожаловать обратно в классический офис.

Вы как хотите, но в будущем я найму (плохое слово) в свою компанию именно таких ребят. Я буду сидеть один в собственном кабинете, сам пинать от скуки принтер, разговаривать с кактусом, и вонять пиццей с ананасами на весь этаж... пока эти ребята, мои партнёры, будут делать деньги. Себе и мне.

Компания будущего

Вместо вывода.

Компания будущего - это набор подписок на крутых специалистов для решения определенных задач. Да что там специалистов, скорее всего целых команд, заточенных на хакинг какой то проблемы.

"Оформите мне пожалуйста подписку на вот этих ребят на один квартал, а то мне надо тут операционку подтянуть ".

"Я тут запартнёрился с командой разработки из Питера по "удалёнке", ты не представляешь.. это совсем другой угол зрения на вещи"

"Уау, а ты знаешь что Вася то Пупкин и мне Kanban поставил на производстве. Что значит у тебя он "сисадмином" работает? Не понял..."

Звучит? А то...

P.s.

Я тут везде писал про парня, но, справедливости ради, конечно же, там может быть и девушка. Сложно в статье делать полный унисекс.

11
4 комментария

Статья хороша, но язык на грани, пиши больше в художку, добавь цифровые кочевые племена

Ответить

Спасибо за мнение ) Уже начал.

Ответить

Интересный взгляд Антон. Понравилось. 

Ответить

потому что шаг к этому уже сделан. Спасибо.

Ответить