Будущее продуктов: 10 ключевых трендов
Эксперименты с AI, лидерство без авторитетов и ключевой навык «быть вместе» — директор продуктового офиса Ростелеком Родион Хабибуллин рассказал о продуктовых трендах. Он также отметил, кто будет выпускать продукты на рынок, в какие сроки и кто будет отвечать за монетизацию.
1. Управление продуктами не умерло
Согласно порталу www.geeksforgeeks.org, сейчас есть расхожее мнение о том, что управление продуктами устаревает благодаря автоматизации и искусственному интеллекту. Но мы не являемся свидетелями смерти управления продуктами — мы переживаем эпоху возрождения.
Итак, что же меняется? Хотя искусственный интеллект и автоматизация могут упростить процессы, они не могут заменить роль менеджера по продуктам в понимании потребностей клиентов. Клиенты ожидают от вас гиперперсонализированных продуктов, ориентированных на опыт, и ожидают, что вы будете их предоставлять.
2. Эксперименты выше совершенства
На практике это означает принятие подхода, который ставит во главу угла непрерывное обучение. Вместо того чтобы тратить месяцы на усовершенствование функции, запустите минимально возможную версию и заблаговременно соберите отзывы. Экспериментирование — это не неудача, это ступенька к успеху. Но для возникновения экспериментов и генерации идей важна правильная среда. Распространению мыслей может способствовать ряд простых инструментов, таких как ящики для предложений, позволяющие сотрудникам делиться своими инициативами с лицами принимающими решения.
Атмосфера открытости крайне важна, но помимо этого необходимы четкие процессы для превращения идей в реальность. Для этого требуется систематический контроль и применение методов оценки результатов экспериментов, включая определение KPI и анализ бизнес-метрик до и после внедрения изменений. Каждый эксперимент следует рассматривать как продукт, которому необходимы актуальные цели, метрики для оценки, а также тщательно разработанные планы и ресурсы.
3. Влияние без авторитета
Прошли те времена, когда лидерство определялось размером команды или должностями. Лидерство — это уже не управление 20 людьми. Речь идет о комплексном выполнении миссии.
Этот сдвиг требует, чтобы менеджеры по продуктам освоили новый тип лидерства — тот, который опирается на влияние, сотрудничество и критическое мышление. Опять же, это навыки, которые ИИ не может воспроизвести, и они говорят о постоянной потребности менеджеров по продуктам руководить продуктовыми командами для создания более совершенных продуктов. Для желающих углубиться в вопрос есть хорошая книга «Влияние без авторитета» Аллана Р. Коэна, которая описывает интересные подходы управления без доминантной позиции.
4. Критическое мышление не подлежит обсуждению
Прежде чем реализовывать проекты сегодняшние руководители должны отвечать на вопрос «почему»? Вы создаете новые функции, потому что они действительно ценны, или потому что они уже есть в «дорожной карте»? Лидеры, сторонники критического мышления, могут быстро перестроиться и сделать так, чтобы их команды сосредоточились на достижении конечных результатов, а не только на выпуске продукции.
В новой заметке «Mind the product» подчеркивается, что критическое мышление — ключевой навык для продакт-менеджеров, необходимый на всех этапах, от приоритизации до корректировки стратегии. Однако возникает вопрос, как развить это мышление?!? В стартапах продакт-менеджеры принимают решения на миллионы рублей, а в крупных корпорациях — на миллиарды. Практика с такими рисками недоступна, а чтение теоретических материалов часто утомительно. Что делать?!? Например, при рассмотрении новой функции спросите: «Решит ли это проблему клиентов? Повысит ли это ценность для бизнеса?» Если ответ не ясен, нужно проводить переоценку или пересборку.
5. Ключевые навыки — быть вместе
Исследование McKinsey подтверждает, что команды с сильными навыками совместной работы, сообщают о сокращении задержек на 30% и повышении результатов на 40%. Такие навыки, как умение вести переговоры, сопереживание и межфункциональное взаимодействие, уже не просто «приятны» — они необходимы.
6. ИИ в помощь
ИИ здесь не для того, чтобы отнимать у вас работу. Он здесь для того, чтобы усилить ваше влияние. Думайте об ИИ как об идеальном стажере, который работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и никогда не жалуется, но ему все равно нужно руководство. Согласно исследованию Product Management Trends, 76% продуктологов ждут, что их инвестиции в ИИ окупятся уже в следующем 2026 году.
7. Глубина, а не широта
Этот тренд вытекает из предыдущего. В выигрыше глубина, а не широта. Среднестатистический разработчик продукта тратит более 66% своей рабочей недели на ручную работу — поиск обновлений, сбор информации и заполнение документации. Это тяжелая работа. А в 2025 году это еще и риск. Искусственный интеллект призван автоматизировать большую часть этой работы, высвобождая драгоценное время для всех продуктовых организаций. Но само по себе время не приведет к успеху – успех будет зависеть от того, как вы его используете.
В мире, где ручная работа уходит в прошлое, побеждать будут те команды, которые удвоят свои знания и возьмут стратегический курс на неустанное выполнение задач. Эпоха универсалов закончилась. Будущее за специалистами.
Лидеры должны не просто внедрять ИИ, им необходимо инвестировать в своих сотрудников: повышать квалификацию, менять роли и добиваться целенаправленного роста. Потому что в мире, где ИИ выполняет основную работу, человеческий опыт становится конкурентным преимуществом.
8. Держим курс
В быстро меняющихся условиях продуктовым командам легко отклониться от дорожной карты и общей стратегии. Громкие отзывы клиентов, срочные запросы от отдела продаж, смена приоритетов руководства — все это заставляет команды двигаться в разных направлениях. Поэтому зачастую со временем вся стратегическая согласованность идет прахом.
И результат очевиден: согласно аналитическому отчету Product Management Trends для продуктовых команд, только 31% руководителей продуктовых компаний уверены, что создают продукт, подходящий для их рынка. Каждый пятый говорит, что их план действий часто нарушается из-за поспешных решений.
9. Цифровые продукты решают
По данным McKinsey, в 1980 году доля технологических компаний в индексе S&P 500 составляла всего 6%. Сегодня на их долю приходится почти 30%. Вывод? Цифровые продукты будут определять будущее.
Цифровое развитие больше не является исключением — оно стало ожидаемым. В 2025 году и в последующий период перед компаниями встанет четкий выбор: оседлать изменения или остаться в стороне.
Для продуктовых команд ставки как никогда высоки. Ожидается, что они будут способствовать цифровым преобразованиям, быстро адаптироваться к меняющимся рынкам и превращать цифровые технологии в результаты для бизнеса. Способность быстро двигаться, оставаться на одном уровне и оказывать влияние — снова и снова — больше не является конкурентным преимуществом. Это цена того, чтобы оставаться в игре.
Сегодня важно создавать цифровые продукты, которые отличаются гибкостью дизайна — с модульной архитектурой и гибкими дорожными картами для быстрой адаптации. Также важно предоставить продуктовым командам автономию и подотчетность, чтобы они могли быстро внедрять инновации, часто выполнять итерации и реагировать на изменения на рынке в режиме реального времени.
10. Больше чем продакт и CEO
Сегодняшних менеджеров по продуктам просят мыслить как владельцев бизнеса. Это означает, что у них есть нечто большее, чем план действий. Они формируют стратегии выхода на рынок, совершенствуют конкурентное позиционирование и отвечают за увеличение прибыли. От современного продакта ждут, чтобы он легко переключался между продуктами, сам писал и исполнял стратегию, а также чтобы добивался поставленных результатов.