{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Рецессия, пандемия и роботы — что ждет рынок труда в 2021?

Развернувшаяся в 2020 году пандемия COVID-19, вкупе с всемирной экономической рецессией и тотальной цифровизацией бизнеса, которые она повлекла за собой, полностью изменили облик глобального рынка труда. Сотни миллионов людей оказались вынуждены перейти на дистанционную работу или сменить сферу деятельности. А перед организациями остро встал вопрос поддержания здоровья и благосостояния сотрудников. Как будет выглядеть рынок труда в наступившем году — читайте в нашем материале.

Unsplash

COVID-19 и безработица

Пандемия COVID-19 привела к всплеску безработицы сразу в нескольких развитых странах мира. Уже во втором квартале 2020 года безработица поднялась до уровня 6,6%, и на протяжении всего 2021 года, по прогнозам, удержится на уровне 8,9%. Для сравнения, даже в разгар глобального финансового кризиса 2010 года уровень безработицы по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не превышал 8,5%. По итогам 2020 года 114 млн человек по всему миру лишились работы. 2,6 млн безработных зарегистрировано в России.

В первую очередь от COVID-19 пострадали люди без высшего образования, с низкими доходами и без карьерных перспектив. По данным Всемирного экономического форума (WEF), большую часть уволенных сотрудников составили женщины и рабочие в возрасте старше 40 лет. Также текущий кризис повлиял на работников сферы искусств, развлечений, гостиничного бизнеса, общественного питания, торговли и недвижимости.

Впрочем, нашлись среди них и те, кто быстро адаптировался к меняющейся ситуации. Они переместились в индустрии, которые предоставляют основные услуги: в торговлю товарами первой необходимости и здравоохранение. Или же нашли работу в наименее пострадавших от пандемии сферах, таких как банки и финансы. Гибкость и готовность резко сменить сферу деятельности позволили многим сотрудникам проложить себе новый карьерный путь.

Изменила пандемия и основные принципы организации труда. Рабочее место, каким мы его знали до COVID-19, больше не существует. Бизнес-лидеры по всему миру в сфере ИТ, страхования, финансов, юридических и бизнес-услуг, а также многие другие уже объявили о полном переходе в онлайн. В частности, в России свыше 80% компаний начали предоставлять сотрудникам больше возможностей для удаленной работы. Остальные же заговорили о гибридном подходе к организации труда, когда часть команды, например, в отделах маркетинга и поддержки клиентов, работает из дома. В среднем, по подсчетам WEF, почти половина работников может выполнять свои обязанности в удаленном режиме.

Однако переход в онлайн оказался сопряжен с рядом трудностей. Так, 78% руководителей бизнеса ожидают падения производительности труда на удаленке. Чтобы снизить это негативное влияние, они пытаются обеспечить команде максимально комфортные условия труда. В частности, стараются создать ощущение причастности к сообществу и заблаговременно решить все технические проблемы, связанные с переходом на удаленную работу, такие как доступ к инфраструктуре или стабильная связь.

Профессии под угрозой сокращения в 2021 году

Переход на удаленку

Кроме того, работодатели обеспокоены физическим и психическим здоровьем своих сотрудников на удаленке. Опрос Principal Financial Group показывает, что для более 40% бизнес-лидеров это стало важнейшим приоритетом в разгар пандемии. Еще около трети уделяют первоочередное внимание моральной и эмоциональной поддержке команды. К примеру, запускают программы помощи сотрудникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и нанимают корпоративных психологов.

Автоматизация всего

Наконец, на рынок пришли новаторские технологии, которые полностью или частично облегчили человеческий труд. Интернет вещей и робототехнические комплексы теперь активно разворачиваются в горнодобывающей и металлургической отраслях, в то время как госсектор уделяет особое внимание шифрованию, а розница — большим данным. Большинство компаний также внедряет инструменты роботизации бизнес-процессов (RPA) для того, чтобы избавить сотрудников, в том числе удаленных, от рутинной работы. За счет технологической автоматизации бизнес надеется оптимизировать расходы и постепенно выйти из кризиса. Поэтому, по данным WEF, 84% работодателей по всему миру и немногим более 80% компаний в России ускоряют программы цифровизации.

Миграция специалистов в профессиональной среде

Спрос на новые навыки

Казалось бы, новые технологии должны отбирать рабочие места у людей. Но это не так. На деле внедрение передовых ИТ-решений приводит к появлению новых должностей, то есть происходит реструктуризация рабочей силы. Более того, 34% опрошенных Всемирным экономическим форумом (WEF) компаний хотят расширить свой штат для более глубокой технологической интеграции. Работодатели ожидают, что к 2025 году 97 миллионов человек найдут новое профессиональное призвание и переквалифицируются.

Но не все так просто. Для того, чтобы перераспределение текущих задач между людьми и машинами было успешным, людям придется учиться. К примеру, из-за тотальной автоматизации уже в следующие пять лет серьезно возрастет спрос на аналитиков информационной безопасности, специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению, инженеров-робототехников, разработчиков программного обеспечения и приложений, а также специалистов по комплексной цифровой трансформации. А умение на пользовательском уровне взаимодействовать с инструментами автоматизации и, в частности, RPA, и вовсе будет обязательным навыком для всех сотрудников.

Поэтому необходимо обладать хотя бы минимальными техническими навыками, чтобы строить карьеру будущего. С этой задачей прекрасно справляются программы переподготовки, которые в период пандемии стартовали во многих компаниях. Даже больше: по данным WEF, число работодателей, предоставляющих сотрудникам доступ к инструментам повышения квалификации, вырастет с 62% в 2020 году до 73% к 2025 году.

В первую очередь такие программы сосредоточены на освоении навыков работы с технологиями и ИТ-проектирования с нуля. Например, в онлайн-Академии UiPath можно научиться создавать программных роботов, даже не обладая глубокими техническими знаниями или профильным образованием. Однако, помимо этого, на курсах повышения квалификации можно развить навыки критического мышления и анализа. И даже освоить инструменты самоуправления, такие как умение самостоятельно выстроить эффективный рабочий процесс, стрессоустойчивость и гибкость. В связи с переходом на удаленку спрос на сотрудников, владеющих ими, растет ежедневно.

Как влияние COVID-19 меняет стратегические приоритеты компаний в России:

  • Предоставление бОльших возможностей для удаленной работы - 80,6%
  • Ускорение цифровизации рабочих процессов (например, использование цифровых инструментов, видеоконференцсвязи) - 80,6%
  • Цифровизация программ повышения квалификации и переподготовки сотрудников (например, запуск LMS-систем) - 33,3%
  • Ускорение текущих организационных преобразований (реструктуризации) - 30,6%

Лидеры нового поколения

Конечно, пока сложно оценить долгосрочное влияние пандемии на рынок труда. Но понятно одно: важно прямо сейчас защитить один из ключевых активов любой компании и страны - человеческий капитал. И для этого, по данным исследования Oxford и SAP SuccessFactors, необходимы гибкая рабочая политика (с этим согласны 78% опрошенных), медицинские и другие льготы (64%) и финансовая стабильность организации (55%). Более того, бизнес-лидеры должны создавать эффективные системы повышения квалификации, развивать навыки и знания сотрудников и гарантировать, что такие усилия рабочих будут вознаграждены адекватными возможностями трудоустройства. Тогда, и только тогда, они смогут удержать сильных специалистов.

И хотя сейчас непростое время, но и такие моменты бывают полезны. По меньшей мере, из текущей ситуации можно сделать определенные выводы. Главный из них — человеку и компаниям следует быть более гибкими и готовыми принимать новое, и тогда они смогут не только выйти из мирового кризиса с минимальными потерями, но и привести бизнес к процветанию в постпандемическую эру.

0
5 комментариев
Andrew Simon

Сколько себя помню, все время обещают бурный рост спроса на инженеров-робототехников. Так ни разу его и не увидел.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Появились еще в СССР. "Наладчик станков с ЧПУ". По факту - выпускник политеха.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ну и как у них с бурным ростом спроса?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Иванов

Экономисты некоторые говорят, что наоборот роботы дают низкоквалифицированные рабочие места, которые заключаются только в контроле за работой робота.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Это как работа на конвейере Форда - конвейер сложный, но каждая операция простая и заменить человека легко + у него нет по факту профессии

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда