Рынок труда 2025 → 2030. Как глобальные команды и международный найм становятся новой нормой

Часть работодателей стремится вернуть работников в офис под предлогом снижения производительности и вовлечённости, но сами работники назад в офис уже не хотят. Более того, условия на рынке труда позволяют им не возвращаться. Как и почему — рассказали в этой статье.

Удалёнка стала нормой, а не «исключением для IT-гигантов»
Удалёнка стала нормой, а не «исключением для IT-гигантов»

Удалёнка навсегда. Почему не получится вернуть в офис всех и почему это уже не нужно

Если бегло пройтись по прогнозам развития рынка труда от 2022 до 2032 года, можно увидеть такие цифры:

В пользу этих прогнозов говорит и смена поколений. Сейчас на рынок труда уже выходят представители поколения Z, которые не заинтересованы в работе на всю жизнь. Они выбирают «поликарьеру» — совмещение нескольких проектов/ролей и work-life balance.

Для представителей более взрослых поколений, которые пока составляют основную часть мировой рабочей силы, классическая модель full-time в офисе тоже больше не универсальна.

Почему так происходит? Можно выделить 4 основные причины:

  • Рост платформенной занятости. Уже сейчас она вовлекает 4–12% всей мировой рабочей силы. В России цифровые платформы в целом обеспечивают 5,5% ВВП и эта цифра продолжит расти.
  • Запрос исполнителей на удалённый/ гибридный формат работы. Согласно опросам, более 60% соискателей рассматривают гибкий формат работы (удалёнка/гибрид) как ключевую характеристику предложения.
  • Кадровый дефицит. 75% работодателей в мире и 70% в России заявляют о трудностях при заполнении вакансий из‑за нехватки специалистов.
  • Высокие зарплатные ожидания кандидатов в регионе присутствия компании. Frontend-разработчик зарабатывает в среднем 119 000 $ в США и 60 000 в странах Юго-Восточной Азии, тогда как в России средний заработок составит ≈ 32 000 $.

У совокупности этих факторов один очевидный итог: удалёнка стала новой нормой, а география найма расширяется.

В мире 57% организаций нанимают и оформляют сотрудников в других странах, либо работают с теми, кто переехал. Это значит, что найм персонала за границей перестал быть «исключением для IT-гигантов». Он стал вынужденной мерой для любого бизнеса, который хочет расти.

«Зумеры» выбирают work-life balance, а представители более старших поколений просто не хотят возвращаться в офис. 
«Зумеры» выбирают work-life balance, а представители более старших поколений просто не хотят возвращаться в офис. 

Вызовы глобального найма. Как компании из РФ работать с исполнителями за рубежом и ничего не нарушить

Компании вынуждены искать кадры за пределами своих стран. Удаленный найм сотрудников становится стратегической необходимостью, потому что позволяет сохранять производительность, повышать качество работ и при этом оптимизировать бюджеты. Именно так делают многие стартапы и корпорации: нанимают ключевых специалистов в США или Европе, а часть команды формируют в Азии или Латинской Америке.

Но чтобы всё это работало, нужна инфраструктура, особенно если за рубежом находится больше 3-5 исполнителей. Российской компании, которая сотрудничает с зарубежными фрилансерами или планирует нанять персонал за границей, нужно обеспечить:

  • Соблюдение трудового и налогового законодательства двух государств.
  • Юридически грамотное оформление договора на двух языках: трудового, если это штатный сотрудник, или гражданско-правового с фрилансером.
  • Учёт налогового резидентства и локации выполнения работ/оказания услуг, потому что они напрямую влияют на необходимость платить соцвзносы, НДФЛ и его ставку в РФ.
  • Международный документооборот— работа с зарубежными исполнителями потребует наладить трансграничный обмен оригиналами первичной документации.
  • Выплаты зарплаты/вознаграждения за рубеж с соблюдением правил валютного контроля.

У нас есть FAQ по работе с иностранными фрилансерами, там описали всё это подробно.

Если пересказывать коротко, то для регулярного сотрудничества с зарубежными исполнителями или найма сотрудников за рубежом вариантов не так много:

  • Создать собственное иностранное юрлицо, чтобы стать зарегистрироваться как официальный работодатель для гражданина и резидента другой страны, платить соцвзносы и налоги в юрисдикции сотрудника.
  • Использовать современные продукты по типу Employer of Record (EOR), Contractor of Record (COR) и специализированные HR Tech сервисы. Они дают готовую финансово-юридическую инфраструктуру для работы с зарубежными исполнителями.

Можно, конечно, ограничиться работой с иностранными фрилансерами, у которых есть статус ИП/самозанятых в РФ, но здесь высок риск не найти нужного специалиста.

Работать с зарубежными фрилансерами и нанимать персонал за границей — весьма трудоёмкие процессы, если строить их напрямую.
Работать с зарубежными фрилансерами и нанимать персонал за границей — весьма трудоёмкие процессы, если строить их напрямую.

Какие выводы?

Чтобы работать с лучшими специалистами, а не теми, до которых получилось «дотянуться», бизнес должен использовать все современные инструменты. EOR для найма персонала за рубежом, COR для оплаты фрилансерам, в том числе за границей — в зависимости от конкретной ситуации и потребности.

Главное — строить инфраструктуру для работы с гибридными командами уже сейчас, потому что через пять лет будет гораздо сложнее догонять конкурентов.

2
Начать дискуссию