Новая этика делового общения: как изменилась бизнес-коммуникация с переходом в онлайн?

Как показывает исследование IAEE, Международной Ассоциации выставок и событий, 76% участников конференций приходят туда именно ради нетворкинга. Впрочем, это неудивительно, ведь организаторы придумали для него ряд инструментов: вип-зоны, тематические курилки, питч-сессии, препати и афтепати.

Нетворкинг переходит в онлайн

По данным опроса EventMB в июне 2020 года, 32% организаторов мероприятий перевели их в онлайн-формат, остальные либо перенесли, либо отменили совсем. Картина сместилась в сторону онлайна к концу года: 59,1% респондентов ответили, что будут проводить свои мероприятия только удаленно. Кстати, в Европе и США сейчас много говорят о гибридном формате — когда мероприятия проходят сразу в офлайне и онлайне. Более 70% организаторов считают, что такой формат будет актуален после того, как пандемия отступит.

Статистика EventMB в середине 2020 года
Статистика EventMB в середине 2020 года

Плюсы на поверхности: в онлайне у нас есть доступ к большему количеству людей (конференц-зал вместит тысячу участников, онлайн-комната — десятки тысяч). К тому же сам формат общения упрощает многое, что мешало, раздражало или просто тратило наше время впустую в традиционной коммуникации.

Особенности общения на онлайн-мероприятиях

Общение в онлайне мягко обходит нормы этикета, которые могли помешать начать разговор или закончить его. Нельзя написать на бейджике «не подходите ко мне, я не хочу разговаривать», а вот создать аватара, который не будет отвечать на вопросы, — вполне. Таким образом можно проводить время так, как хочется: например, только слушать или общаться только с теми, кто интересен тебе. Выйти из чата, кстати, тоже намного проще, чем тратить время на долгие расшаркивания, прежде чем закончить надоевший разговор. Однако это не всегда ведет к осмысленной коммуникации.

Вспомните, как общаются дети: они входят и выходят из разговора с непринужденной легкостью, переключаются с одного собеседника на другого. Взрослым же сначала нужно преодолеть «лед» — поэтому онлайн-мероприятия могут использовать находку с icebreaker-механиками, которые помогают найти общую тему двум людям. Такой функционал реализован, например, у Virbela и Areena Virtual Space: участнику надо лишь заранее заполнить информацию о себе, а затем в виртуальном мире, когда аватар одного игрока будет подходить к аватару другого, перед ним будет открываться карта интересов. С той же целью они могут устроить танцы аватаров вместо традиционных приветствий и представлений — способов растопить лед может быть множество.

Платформа Virbela
Платформа Virbela

Онлайн дает еще одно преимущество — здесь больше возможностей для диалога тет-а-тет. На платформах легко организовать неограниченное количество приватных комнат, в которые можно зайти в любой момент. Больше не нужно искать место, чтобы поговорить с человеком один на один.

Наконец, то, что все мы почувствовали на примере ClubHouse: онлайн-мероприятия дают равные возможности каждому участнику. В одной комнате ClubHouse могут оказаться Олег Тиньков и копирайтер из Перми, которые вряд ли встретились бы в реальной жизни. При этом у последнего есть вполне реальный шанс задать свой вопрос.

С другой стороны, дальнейшая коммуникация может забуксовать. Нельзя встретить человека и сказать ему: «А помнишь, мы с тобой встречались на конференции?» Пока не существует связи между аватарами в виртуальном мире и персоналиями реальных людей. Соцсети вроде Linkedin и Facebook с фотографиями и контактной информацией по-прежнему справляются с этой задачей лучше. И противоречия на этом не заканчиваются.

Ограничения онлайн-нетворкинга

Пока что у онлайна не получается стать стопроцентной полноценной заменой офлайну, хотя попытки налицо: виртуальные мероприятия проходят в локациях, похожих на реальные конференц-залы и стадионы, а дискуссии в ClubHouse идут по правилам реальных дискуссионных столов на конференциях.

Несмотря на все преимущества онлайна, коммуникация в интернете несколько обедняется обесценивается из-за того, что мы не можем сформировать полноценное мнение о собеседнике. Жизненный опыт научил нас делать это автоматически на основе всех органов чувств. Виноваты тут зеркальные нейроны или какие-то иные механизмы, но в условиях реальной встречи мы считываем гораздо больше, чем нам говорят. В онлайне все ограничивается текстом, голосом и картинкой — и этого недостаточно. Исключение — технологии цифровых аватаров, которые передают мимику и жесты человека. Пандемия сильно ускорила разработку подобных решений, и сейчас мы можем наблюдать запуск проектов вроде Microsoft Mesh.

Microsoft Mesh
Microsoft Mesh

Выводы

Сегодня виртуальные платформы обращаются к ассоциативной памяти человека, создавая локации похожие на то, к чему мы привыкли. Это важно, так как в противном случае онлайн-мероприятие просто не сработает. Представьте, что вместо аватара генерального директора будет выступать персонаж из Diablo: ваша психика не сможет подстроиться под такой сценарий и откажется воспринимать происходящее всерьез.

В то же время в онлайне нет четкой границы между формальными и неформальными мероприятиями. Деловые мероприятия на платформах больше похожи на видеоигру, где анимированные аватары могут танцевать, общаться друг с другом с помощью эмодзи. Технологии открывают новые возможности для общения, позволяя начать диалог двум незнакомым людям.

По статистике Росконгресса, в России всего 6% мероприятий в 2020 году прошли в онлайне. Вероятно, рынок ждет решения, которое бы максимально приблизило удаленную коммуникацию к реальной. Виртуальные платформы — одно из возможных решений, которое уже активно используется на западе и только собирается появляться в России.

1616
Начать дискуссию