{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Kirill Bychkov

Offline + Tech: какие новые направления в отраслях появились в пандемию

«Мир никогда не будет прежним» — только ленивый не произнес эту фразу в начале пандемии, имея в виду потерю привычного образа жизни, лишения и убытки. Однако многие не просто справились с кризисом, но и значительно выросли. Эксперты технологического бизнеса о том, какие Tech-направления появились в пандемию, и что это значит для их отрасли.

SportTech

Антонио Паласиос-Фернандес
основатель онлайн-платформы SportGate

Сфера SportTech объединяет все, что делает спорт «оцифрованным» — от электронного спортивного, фитнес и wellness-оборудования, до онлайн-платформ и софта для спортсменов и болельщиков. Количество приложений для занятий спортом за период пандемии многократно увеличилось, а их качество и возможности вышли на новый уровень. Стало ясно, что персональную программу тренировок, их расписание, поддержку тренера и диетолога, а также бронь спортивной площадки можно иметь прямо в кармане — на экране смартфона. Последнее актуально при наличии команды единомышленников, но и их можно найти в приложениях.

Перспективность отрасли подтверждает статистика: объем мировых инвестиций в SportTech в 2019 году составил $2,56 млрд, а в условиях кризиса COVID-19 мировой рынок спортивных технологий, оцениваемый в $12,6 в 2020 году, достигнет, как ожидается, $45,8 млрд к 2027 году, со среднегодовым темпом роста 20,2%. Если говорить о направлении спортивных площадок, только в Москве рыночный потенциал составляет около ₽37,7 млрд в год. Без сомнений отрасль находится на этапе становления, но впечатляющие результаты говорят об инвестиционной привлекательности отрасли. Компаниям, чья деятельность связана со спортом и ЗОЖ, приходится оперативно перестраиваться, реагируя на запросы рынка, предлагая клиентам новые SportTech решения. А для спортивных стартапов настал звездный час.

Технологии технологиями, но люди очень скучают по живому общению, по реальным, а не онлайн-тренерам, по совместному спорту, особенно уличному, по любимым командным играм. А спортивный бизнес нуждается в цифровизации продаж основных и дополнительных услуг и в SportTech-партнерах, которые помогали бы с этим и поставляли владельцам спортивных объектов конечных потребителей. Тех самых людей, которые хотят позаниматься спортом, поиграть в футбол, в теннис, в баскетбол в удобное для себя время в хорошо оборудованном месте — и не в одиночестве, а присоединившись к команде. И вот в этой нише появляются онлайн-платформы, которые удовлетворяют интересы как людей, желающих заниматься «живым» спортом, так и спортивных объектов, где эти занятия происходят.

Аудитория подобных платформ — это не только пользователи из B2C-сегмента, которые хотят поиграть в какой-то командный вид спорта, это и B2B-направление, то есть средние и крупные компании. Приложения работают по принципу агрегаторов спортивных площадок и позволяют выбрать и забронировать удобную локацию, оборудование и нанять тренера для сотрудников компаний, а также развивать внутренние коммуникации в формате тимбилдинга: сформировать команду, чтобы сыграть матч или организовать турнир.

Не менее важный таргет SportTech-отрасли — это HR-отделы компаний, которые ищут новые возможности для формирования внутренних корпоративных ценностей сотрудников. Коллективный спорт призван объединять. Например, у нас уже подписан ряд контрактов с крупными корпорациями, платформа при помощи промокодов может визуализировать команды больших компаний, что дает их сотрудникам возможность социализироваться за счет спорта. Коллектив должен иметь возможность выбирать для игры время и место, удобные для всех сотрудников, ведь зачастую «тимбилдинг» выглядит так: все едут в воскресенье к восьми утра в условное Ясенево, где должны улыбаться и бегать в брендированной футболке. Корпоративные спортивные мероприятия необходимо организовывать тогда, когда это удобно и в кайф всей команде.

SportTech, как бизнес-сектор, имеет несколько направлений развития: не только B2С и B2B, но и B2G, и эти направления могут постоянно пересекаться и дополнять друг друга. Стоит отметить, что в России особенно перспективна работа в последнем направлении. К примеру, с небольшими спортивными федерациями, которые только начинают развиваться в нашей стране и нуждаются в современных цифровых способах продвижения и стратегиях, которые помогут продавать услуги, мотивировать клиентов и экономить средства. Онлайн-платформы предлагают и стратегии, и технологические решения. Об ориентированности отрасли SportTech прежде всего на сегмент B2B говорит растущее число коллабораций в этом секторе не только в мире, но и в России. Акселератором для её развития стала не только мировая тенденция на цифровизацию, но и инициативы Правительства РФ, где в значимых секторах, таких как образование или в секторе муниципальных услуг, появляются онлайн интеграции — электронные журналы и дневники, онлайн-записи. Процессы цифровизации спортивной отрасли, также не остаются без государственной поддержки.

Например, уже создан и работает Московский инновационный межотраслевой кластер индустрии SportTech, объединивший высокотехнологичные предприятия самых разных направлений «с целью организации импортозамещения и создания высокотехнологичной, конкурентоспособной спортивной индустрии, и повышения компетенций в спортивной отрасли». Кластер помогает предприятиям находить друг друга, строить технологические цепочки, оптимизировать затраты и развивать инфраструктуру.

Fintech

Александр Агаков
коммерческий директор Группы QIWI

Пандемия дала импульс для развития электронной коммерции по всему миру — по данным ООН, онлайн уже составляет пятую часть всех розничных продаж. Вынужденная изоляция мотивировала пользователей попробовать все те возможности онлайна, которые раньше могли казаться диковинной новинкой. У людей сформировались новые привычки. И, скорее всего, они в том или ином объеме останутся надолго. Яркий пример — телемедицина. Рост спроса на дистанционные консультации с врачами в 2020 году оценивают в 177%. На отрасль обратило внимание государство — согласно приказу Минцифры, к 2030 году половина всех медицинских консультаций должны будут проходить онлайн. В два раза вырос фудтех — тоже вполне ожидаемо. Продовольственный ритейл начал стремительно переходить в онлайн — и продолжает делать это по сей день. В регионах массово открываются пункты выдачи заказов, которые теснят традиционные офлайн-магазины.

Появились и совсем новые направления — из-за смягчения законодательства бизнес получил возможность торговать лекарственными препаратами онлайн. Но к концу 2020 года лицензию на дистанционную продажу получили чуть более 200 организаций — это сложно назвать взрывным ростом. Вероятно, у этого рынка все еще впереди.

Кроме того, мощный толчок получило развитие QR-кодов как способов оплаты. В течение одного года запустились две отечественные системы платежных сервисов — SberPay и Yandex Pay.

Во время пандемии увеличилось число самозанятых — только по официальным данным ФНС, их количество на начало 2021 года составило 1,7 млн. Эта тенденция тоже спровоцировала развитие новых сервисов, как для самих работников, так и для бизнеса — специальные бухгалтерские программы, платежные сервисы. Банки тоже обратили внимание на сегмент и стали активно запускать собственные продукты. При этом в нише еще есть много возможностей для появления новых интересных технологий — сервисов для управления финансами и оформления документации, страховых продуктов. И конкуренция здесь пока относительно мала. Поэтому мы ожидаем роста числа сервисов для самозанятых в ближайшие годы.

Medtech

Борис Городецкий
генеральный директор компании Медиката

Пандемия наглядно продемонстрировала, что в сферах здравоохранения и фармацевтики все еще существует острый недостаток технологичности, а сам рынок medtech находится на начальном этапе формирования.

Прошлый год заставил все индустрии резко перейти на онлайн-продажи и дистанционное предоставление услуг в ответ на новые реалии мира и запросы общества. Если, например, ритейлеры в большинстве своем были готовы к такой ситуации, то для здравоохранения эта задача остается сложной и по сей день. Главные сдерживающие факторы — несовершенство законодательства и нормативные ограничения.

Тем не менее, 2020-ый доказал, что ускорение цифровой трансформации медицины и фармы необходимо, и дал толчок некоторым тенденциям, которые в ближайшем будущем позволят сделать качественные услуги более доступными для населения.

Во-первых, развитие дистанционной торговли лекарствами. Торговля безрецептурными препаратами онлайн была законодательно разрешена в апреле прошлого года. За 2020 год число заказов в онлайн аптеках достигло 100 миллионов, каждый пятый россиянин совершил такой заказ впервые. Но пока доставка лекарств не работает полноценно — в большинстве случаев пациентам все равно приходится бронировать и забирать препараты самостоятельно, поскольку более 50% лекарств в аптеках — рецептурные. Поэтому следующий логичный шаг — запуск доставки рецептурных препаратов. На данный момент с подобной инициативой вышла Белгородская область как единственный регион России, в полном объеме внедривший платформу «Электронный рецепт», позволяющую валидировать наличие электронного рецепта на лекарственный препарат в момент оформления заказа. Пилотный запуск ожидается до конца текущего года.

Во-вторых, это развитие новых технологических решений для лекарственных назначений, которые будут удобны, понятны, эффективны и позволят контролировать создание назначений и отпуск рецептурных препаратов. В первую очередь это платформа Электронный рецепт, которая упрощает взаимодействие пациента, врача и фармацевта, соединяя их в единой системе обмена данными. Теперь пациент может видеть и контролировать свои назначения в одном приложении. При выписке электронного рецепта врач может получить уведомления о наличии лекарственных взаимодействий, благодаря сервису «Скрининг лекарственных назначений», который позволяет сократить число ошибок врачей в лекарственной терапии.

Третий устойчивый тренд — это развитие телемедицины. В условиях изоляции у населения возникла острая необходимость в доступе к медицинским услугам онлайн. За период с июня по декабрь прошлого года спрос на онлайн-консультации вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году. Эксперты прогнозируют, что ежегодный прирост рынка телемедицины может составить 116%.

Развитие новых технологичных форматов взаимодействия врача, фармацевта и пациента не просто создают новые бизнес-модели и типы услуг, а полностью разрушают устоявшиеся неэффективные модели, заменяя их современными цифровыми сервисами.

PromTech

Екатерины Матанцева
генеральный директор компании по производству органической косметики Mi&Ko и бытовой НЕхимии Pure Water

Несмотря на то, что пандемия коронавируса нанесла сокрушительный удар по российской промышленности, есть отрасли, которые не только выстояли, но и существенно увеличили свою прибыльность. Физическое ограничение на передвижение дало успешный толчок таким отраслям, как онлайн-образование и доставка продуктов на дом. Существенный рост продаж ощутили на себе производители продуктов питания.

Вынужденное изменение образа жизни в локдаун привели к изменению потребительского поведения. Коронавирус заставил людей начать более ответственно относиться к своему здоровью. Поэтому, несмотря на опасения производителей, в очередной раз в тренде оказались продукты здорового питания и эко-продукция.

В 2020 году спрос на органическую косметику вырос на 25%, а на нашу экологичную бытовую НЕхимию — на 42%. Россияне стали больше обращать внимание не только на свое здоровье, но и на окружающую среду, и стали отдавать предпочтение брендам, демонстрирующим заботу о людях и поддерживающим идеи устойчивого развития.

Эту информацию подтверждают и данные исследования Nielsen, согласно которому 67% российских потребителей в 2019 году были готовы платить за товар больше, только потому, что разделяют и поддерживают «зеленые» идеи бренда. На примере Mi&Ko в очередной раз можно убедиться, что принципы устойчивого развития, на которых строят свой бизнес некоторые компании, не только ценны для общества в целом, но и помогают выстоять в кризис.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null