30% капитализации «Яндекса» - беспилотные авто: что нужно для выхода в мировой топ

Morgan Stanley оценил компанию по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» в $7 млрд – это 30% капитализации всего «Яндекса», пишет Forbes. Одним из основных потребителей беспилотных машин будет отрасль такси. Беспилотники позволят сократить стоимость поездки на 70-80%. Что нужно сделать, чтобы оседлать эту волну?

30% капитализации «Яндекса» - беспилотные авто: что нужно для выхода в мировой топ

Количество беспилотных автомобилей в мире увеличивается каждый год, в 2020 году оно составило порядка 320 тыс. Одним из основных потребителей беспилотных машин будет отрасль такси. Беспилотники позволят сократить стоимость поездки на 70-80%.

Сейчас коэффициент использования парка в течение 24-часовой смены составляет примерно 25%, беспилотники поднимут его до 50%. Прямая понятная экономия. В 2030 году объем рынка беспилотных такси превысит 2 трлн долларов. Это очень перспективная технология (в синергии с Яндекс.Go и беспилотными технологиями будет очень интересная история). Яндекс сможет достаточно быстро внедрить беспилотники за счет существующей клиентской базы такси и парка автомобилей.

В мире это вопрос ближайших 3-5 лет, в России 5-7 лет. Перспективы взрывного роста этого сегмента полностью зависят от регулирования - разрешения использовать беспилотные автомобили на законодательном уровне. Пока этого нет.

КПМГ составляет Рейтинг стран по готовности к использованию беспилотных автомобилей, в который входят такие параметры как качество дорог, покрытие LTE-связью, законодательное регулирование. В этом рейтинге Россия входит только в третью десятку и год от года теряет в нем свои позиции. Среди лидеров Голландия, Сингапур, Норвегия и США.

Перспективы на мировом рынке

"Яндекс" занимает существенную долю рынка такси в Финляндии, которая входит в первую десятку стран по готовности к использованию беспилотных автомобилей. Здесь есть точки конкретного приложения к странам с более прогрессивным регулированием этого рынка.

У “Яндекса” достаточно сильные позиции в индустрии такси. Кроме того, партнерство “Яндекс.такси” и Uber может послужить хорошим подспорьем в выходе на международные рынки.

Чтобы оставаться в лидерах этого направления нужно вкладывать сотни миллионов долларов в развитие и тестирование технологий, развивать эксплуатацию. В Москве сейчас тестируются несколько десятков беспилотных машин "Яндекса", но этого недостаточно, их должно быть больше. Кроме того, важно развивать и отрабатывать технологию в разных дорожных условиях: в регионах, на проселочных дорогах, на разбитых дорогах без четких разметок.

Пока беспилотники тестируются в основном в городе с высоким качеством дорог, наличием дорожной разметки и дорожных знаков. Если же какие-то из этих условий не соблюдаются, то беспилотник пока не умеет с этим работать.

Сейчас все игроки пытаются отработать эту технологию в условиях близких к идеальным. Но общее состояние дорог в мире оставляет желать лучшего (все плохо с разметкой, покрытием, знаками). Мировая экспансия возможна только при наличии технологий, которые позволят работать на грунтовых дорогах, без разметки или с минимальным ее количеством. Кто обуздает эту историю, станет чемпионом.

Автор - генеральный директор и сооснователь цифрового мультимодального экспедитора ALLTRUCKS Михаил Мезенцев

33
4 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не сомневаюсь, что это приведёт к снижению цены перевозки для конечного клиента по сравнению с сегодняшним днём. Но как именно будет идти распределение, будет зависеть от рыночной конъюнктуры

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить