Человек против ИИ в искусстве и спорте. Кто победит?

Мы все уже знаем, что искусственный интеллект достигает всё новых высот и составляет конкуренцию человеку во многих сферах. Люди совершенно разных профессий пытаются оценить свою (не)заменимость по сравнению с киберфизической сущностью. И если сферы деятельности, построенные на чётком следовании алгоритмам очевидно находятся в "зоне риска", то как быть с самой творческой сферой жизни - искусством? Кто победит?

Одна из сцен игры «Detroit: Become human»
Одна из сцен игры «Detroit: Become human»

Объективная оценка искусства

Искусство, как бизнес, отличается от других сфер тем, что продаёт не пользу, а впечатление. Тут работает особая специфика. Если мы покупаем, например, одежду, то нам практически нет дела до того, кто её сшил, будь то человек или роботизированный механизм. Но вот работает ли то же самое с творчеством?

Тут придётся задеть и тему объективной оценки искусства. У нас нет чёткого математического показателя, который позволял бы измерить качество произведения, но зато у нас есть эмоциональный контраст. Обычно, качество искусства мы оцениваем по принципу того, смог ли бы автор X сделать то же самое, что и автор Y и наоборот. Когда искусство нас не впечатляет, мы часто говорим фразу "да даже я так смог бы", подразумевая, что для нашей позитивной реакции нам нужно увидеть нечто, что сложно сделать на уровне любителя. Когда же происходит обратная ситуация и мы находимся под впечатлением, то часто можем сказать обратное - "я бы так не смог", или провести сравнение с кем-то другим, мол "даже он бы так не смог". Именно по этой причине, если приводить пример с футболом, больше людей у экранов соберёт матч профессионалов высшего класса в финале Чемпионата мира, нежели игра между аутсайдерами 3 дивизиона Чемпионата Хацапетовки. Именно поэтому Сикстинская капелла впечатлит вас больше, нежели картины Марка Ротко; пение Паваротти больше, нежели вопли пьяных людей в караоке, а классика мирового кино больше, нежели печально известная «Комната».

Сикстинская капелла и картина Марка Ротко
Сикстинская капелла и картина Марка Ротко

Борьба за впечатление

А здесь - самое интересное. Может ли робот превзойти человека в искусстве или некоторых его аспектах? Снова обратимся к примеру из спорта: компьютер с лёгкостью обыграет человека в шахматы. Последним хомо-сапиенсом, обыгравшим суперкомьютер, был Гарри Каспаров в 1997 году. Далее техника никому не оставляла шансов, и теперь интересное противостояние с участием ИИ можно увидеть только когда он играет против другого схожего по мощности ИИ. Матчи между суперкомпьютерами проводятся уже давно, но есть одно "но": игры между людьми по-прежнему пользуются спросом, причём даже большим, нежели матчи между роботами. Людям, по какой-то причине, интереснее будет смотреть партию Карлсена против Каруаны, несмотря на факт того, что все понимают их заведомую беспомощность против компьютера. Что же начинает играть роль?

Роль играет не только абсолютная вершина в том или ином искусстве, но и предварительные ожидания. Если мы сначала увидим несущуюся на 200 км/ч гоночную машину, нас не перестанет впечатлять скорость Усэйна Болта с цифрой 43.9 км/ч; если мы увидим победу мадридского «Реала» в финале Лиги чемпионов, нас не перестанет впечатлять выход тираспольского «Шерифа» в групповой этап, ровно как и сейчас любая нейросеть готова нарисовать красивейший портрет с вашим изображением, но более престижным остаётся получить картину от человека-художника. Когда роботы перестают вызывать в себе сомнения, впечатление от их творческих порывов улетучивается, а вот человек в искусстве вызывает сомнение всегда, потому что каждый может оступиться, не дожать, стать посмешищем, хотя ещё вчера находился на вершине. Исходя из этого, планка ожиданий, стоящая перед человеком в искусстве, обеспечивает впечатление от его работы, даже если ИИ может сделать это лучше. Поэтому те сферы творчества, где приход искусственного интеллекта возможен, скорее всего, разделятся на два мира: искусство роботов и искусство человека. И, наверное, второе будет популярнее.

Человек против ИИ в искусстве и спорте. Кто победит?

Что в итоге?

Хотя робота и можно научить писать музыку, рисовать картины и составлять тексты, ему всё же останутся неподвластными многие свойства, присущие человеку: адаптация под культурные особенности, идейность, игра со скрытым смыслом, настроение, философский подтекст, эмоциональность и, пожалуй, бесконечный перечень прочих подобных прерогатив. Противостояние ИИ и человека в искусстве нужно рассматривать в зависимости от конкретной его сферы: где-то киберфизическая сущность сможет получить доминирующее положение, а где-то нет, но гарантию того, что человеку всегда найдётся место в творчестве можно давать смело.

11
4 комментария

ИИ будет в спорте, когда вместо лекарств от астмы спортсменам будут в голову вставлять специальный чип, который необходим для контроля уровня толерантности к гендерному разнообразию.

Ответить

Странный критерий оценки искусство.
Искусство оценивается по принципу новаторства и уникальности. Текущий МЛ умеет только повторять на основе уже имеющихся данных, так что в области искусства он полный 0. 

Ответить

Писсуар Дюшана - тоже новаторство, но великим искусством это не назовёшь. А вот уникальность может сходиться с критерием, который описан в статье, если под ней иметь ввиду неповторимость, так как кто творит более неповторимо - лучше. Я могу человечка из пластилина слепить, но сделать статую Давида, как у Микеланджело - нет. 

Ответить

Думаю что последние утверждения это дело времени. Нельзя утверждать что что-то никогда не будет. ИИ когда-нибудь станет "человеком", его  разумом уж точно. И в таком случае разницы между таким и живым искусством не будет вообще.

Ответить