Может ли количество желающих подключиться к Starlink сгубить проект

В сентябре 2021 года один из 61 миллиона подписчиков Илона Маска в Твиттер, в очередной раз задал вопрос своему кумиру. Спросил, когда наконец-то Starlink завершит бета-тестирование и начнет полноценные продажи. На удивление, в этот раз Маск не стал отмалчиваться, ответил довольно прямо: "Думаю, в следующем месяце".

Этот следующий месяц, октябрь 2021, уже прошел. Но бета-тестирование так и не завершилось.

Начался другой процесс. Впервые с первого запуска тестового спутника Tintin у Starlink начались настоящие проблемы. Их главная причина кроется не в инженерных просчетах или неудачных запусках. Проект может сгубить его же популярность.

Быстрый рост

В конце августа Гвинн Шотвелл, президент SpaceX, заявила, что компания "получила более 600 000 заявок на подключение к Starlink". Это очень большая цифра.

Для сравнения, у главного конкурента, американского оператора Viasat Internet сейчас примерно 687 000 активных пользователей. Но эта компания продает всем желающим подключения еще с 2012 года.

Получается, что предприятие Илона Маска сумело менее чем за год привлечь почти столько же клиентов, сколько ближайший конкурент привлек за десять лет. И это на стадии бета-тестирования! Даже без официального запуска коммерческой услуги. Без отдела продаж и технической поддержки. Не имея даже написанной инструкции по установке антенны.

Конец красивой сказки

Цифра 600 000 выглядит красиво. Но только "около 90 000" из них получили уже свои комплекты оборудования. Остальные полмиллиона только подали заявки и оставили депозит в размере $100. Они еще не получили оборудование, не используют услугу и не платят абонплату.

Люди не любят ждать. Поэтому уже через шесть недель после громкого заявления Гвинн Шотвелл авторитетный журнал Bussinessinsider сообщил, что пользователи начали отменять свои предзаказы. Клиенты возвращают свои депозиты и отказываются от услуг.

Разочарование

Пользователи уходят из списка ожидания Starlink не из-за денег. Большинство из них − это молодые американцы. Для них $100 − это совсем небольшая сумма. Но они заплатили ее за мечту. За право дотронуться до чего-то невероятного. Стать частью будущего.

А в результате они получают лишь разочарование.

"Я не злюсь, я просто разочарован, − говорит Джон Дюран в интервью Bussinessinsider. − Честно говоря, я не хотел отменять".

Его расстроил тот факт, что у Starlink нет службы поддержки. Что ему просто некуда обратиться. Никто не говорит ему, когда именно он получит свой комплект, сколько еще времени придется ждать. Поэтому Джон потребовал вернуть свои деньги и отказался от мечты.

Маркетинг Илона Маска: нужно вовремя остановится

Владельцы автомобилей или акций Tesla любят показывать всем картинки вроде этой инфографики. Любят говорить, что Тесла не тратит ни одного доллара на рекламу, зато вкладывает все возможные средства в разработку автомобилей. Это не совсем правда.

Может ли количество желающих подключиться к Starlink сгубить проект

Да, Тесла не заказывает рекламные ролики на телевидении. Не печатает буклеты и не спонсирует проведение олимпиады.

А зачем платить телеканалам, если ролик про тестовый полет Starship SN15 на YouTube имеет 6 миллионов просмотров? Обычное, рутинное испытание. Снятое с нескольких камер в плохом качестве.

Рождение мечты

Илон Маск сумел создать для себя образ визионера. Человека, думающего о выживании всех нас, как биологического вида. Он ведь не говорит, что Starlink − это всего лишь глобальный спутниковый провайдер, такой же как и Viasat Internet. В своих презентациях Илон Маск называет это "прообразом той системы связи, которая будет построена на Марсе". Простой коммуникационный проект превращается в ворота в будущее.

В начале 2000-х нам казалось, что цивилизация находится на пике своего развития. Что все континенты уже открыты, карты нарисованы, залежи полезных ископаемых − найдены. Люди начали думать, что за приключениями теперь нужно разве что идти в Диснейленд или другой парк развлечений.

А Илон Маск вновь подарил им мечту. Открыл новые горизонты и поставил новые цели.

  • Покупая Тесла люди не приобретают новый автомобиль. Они включаются в борьбу с Глобальным потеплением и поддерживают развитие новых технологий.
  • Подписываясь на Starlink люди не подключаются к интернету. Они вносят свой вклад в создание первой колонии на Марсе. Помогают Человечеству стать мультипланетным видом.

Поэтому большинство заявок на подключение Starlink получает не из отдаленных регионов, горных районов или тайги, а из крупных агломераций. Из мест, где есть масса других вариантов подключения к интернету. В том числе − более дешевых и доступных, чем спутниковый интернет Starlink.

Популярность сейчас только вредит

Обычный человек, проживающий в крупном городе, вряд ли назовет всех четырех операторов спутниковой телефонии. Но он точно знает, что Илон Маск запускает Starlink. Хотя ему совершенно не нужен спутниковый интернет. Кабельные операторы уже давно подключили его дом к своим сетям.

Илон Маск подарил людям мечту. Но от любви до ненависти − всего один шаг. Планка ожиданий поднята очень высоко. Если они не оправдаются, то у Starlink могут начаться не самые лучшие времена.

Хуже всего, что компанию оценивают больше по эмоциональной составляющей, чем по технологической. Пользователей не сильно раздражает тот факт, что в одних регионах скорость загрузки через Starlink может составлять 150 Мбит/сек, а в других − 250 Мбит/сек. Но они проявляют крайнее недовольство из-за того, что SpaceX не отвечает на их звонки и письма.

Starlink может сгубить его популярность. Для полноценного функционирования системы необходимо запустить еще хотя бы 28 000 спутников из 30 000. Требуется огромная база действующих клиентов, регулярно оплачивающих абонплату.

Пользоваться услугами Starlink будут в любом случае в тех регионах, где нет другого такого же оператора. Например, на научных станциях в Антарктике. Но для того, чтобы компания превратилась в глобального оператора, способного предоставлять широкополосный доступ в любой точке Земли, необходима огромная клиентская база.

Похоже, что сейчас проекту может помешать только его завышенная популярность. SpaceX запускает ракеты четко по графику. Но компания до сих пор не способна оправдать ожидания среднестатистического пользователя, подавшего заявку. Пока это еще не превратилось в большую проблему. Но первый тревожный звонок уже прозвучал.

Источники:

11
Начать дискуссию