Какие изменения ждут рынок ортодонтии для пациентов в ближайшем будущем?

Ортодонтия уходит от врачебного интеллекта в AI-технологии, зарабатывает на IPO и стремится уйти из клиник direct-2-customer. Что думают об этом сами ортодонты? 15-минутный лонгрид от одной из лучших ортодонтических клиник России.

Какие изменения ждут рынок ортодонтии для пациентов в ближайшем будущем?

Пандемия и удаленный офис переместили в онлайн собрания и заставили людей часами смотреть на себя на экране. Отчасти переоценкой степени важности улыбки врачи-ортодонты и объясняют ощутимый рост числа ортодонтических пациентов - как своеобразный эффект масштабирования, который еще пару лет назад никто не мог даже предсказать. Какие еще изменения происходят сегодня в ортодонтии под влиянием меняющихся ожиданий пациентов и соответствуют ли они ожиданиям самих врачей-ортодонтов?

Рынок медицины формируют не только устоявшиеся тенденции развития, в разы усилилось влияние утилитарных технологий и сервисов потребительского рынка. Базовое развитие ортодонтической дисциплины больше сопряжено с продуктами, которые доступны врачам. Далее эта информация от врачей переходит к пациентам и микшируется с их общим ощущением от привычных интернет-сервисов. Маркет-плейсы, заказы по клику, в минимальные сроки, визуализировано, простота взаимодействия. И к этому привыкаешь. Технологии приходят к пациентам и через образовательную работу, которую клиники стараются вести с пациентами для повышения медицинской грамотности. Еще один промедицинский фактор влияния – это модификация медицинских технологий с уклоном в компьютерное моделирование процессов и искусственный интеллект. Про качество и риски можно много дискутировать, но они все больше и больше стремятся напрямую к пациенту, как через врача, так и в обход его и клиники.

Медицина балансирует между сохранением принципов и быстрыми изменениями в той части, которая доступна и не несет рисков для принятия этих изменений. При этом сама Россия - не открытый рынок с легким доступом медицинских технологий. И ортодонтические прорывы происходят пока не у нас. Наша страна не производит сама почти ничего из того, что пациент видит на приеме у ортодонта в технологичной клинике. Исключением являются только локальные производители элайнеров (прозрачных кап для исправления прикуса) – Flexiligner, Star Smile, EuroKappa итд. Они в некоторой степени успешно бьются на российском рынке с Align Technology - крупнейшим мировым производителем прозрачных ортодонтических кап Invisalign, чьи акции за 5 лет выросли на американской бирже условно с 60 до 700 долларов за акцию. Но пока российские компании далеки от инвестиций и оборотов, позволяющих вывести продукт на международные рынки и получить серьезный медицинский успех.

Элайнер (англ. aligner «выравниватель») — это съёмный ортодонтический аппарат, представляющий собой специальные каппы на зубы из поликарбоната. Элайнеры используются для коррекции положения зубов у людей в стоматологических, ортодонтических, терапевтических и других отделениях больниц, клиник при стационарном обслуживании. Впервые элайнеры были изобретены американской компанией Align Technology в 1998 году.

Элайнеры Invisalign https://www.invisalign.ru/

Вялая динамика развития ортодонтии связана и со сложностями запуска медицинских продуктов на российском рынке. Ведь наличие хотя бы одного из сертификатов регистрации - американского FDA или европейского СЕ - открывает производителям легкий доступ на рынки десятков стран, кроме нашей. Важно понимать, что сертификация медицинского продукта – это процессный вопрос времени, требующий еще и финансовых вливаний, которые должны окупиться хотя бы в предварительном анализе спроса и прогнозе продаж. На динамичном рынке, как сегодня, время - это серьезный фактор. Итого, компания просто не будет выводить продукт на рынок, если он не окупит вложения в регистрацию, имеет риск устареть, актуален для нишевых потребностей или в риске перестать быть конкурентным за несколько лет. Даже если в моменте он будет бесспорно лучшим и в нем будет прямая потребность медицинского сообщества.

"Развитие американского ортодонтического рынка отличается огромными, недоступными нам скоростями изменений – появлением новых продуктов, слияниями и поглощениями не только на рынке производителей, но и внутри рынка медицинских учреждений – как централизация клиник под единым управлением и появление огромных ортодонтических сетей. В B2B медицинском сегменте продуктовые ортодонтические стартапы поднимают в раундах финансирования десятки миллионов долларов, они хантят топ-менеджмент из технологических гигантов типа Амазона и просто заставляют консервативную медицинскую отрасль двигаться и меняться."

Сергей Минашкин, GM клиник эстетической ортодонтии Конфиденция

При том, что они не только пытаются создавать принципиально новые субрынки, но и модернизируют в цифре существующие ортодонтические аппараты. Один из таких примеров компания LightForce Ortho чей ключевой бизнес – это микс традиционных брекет-систем для лечения прикуса и цифровой платформы, предоставляющий ортодонтам возможность моделировать и персонализировать брекеты, которые будут произведены уже не штамповкой, а технологией 3д печати из привычной врачам поликристаллической керамики.

Вообще цифровая ортодонтия, это увлекательнейшая область для изучения и в чем-то жаль, что из интересных технологий в странах, подобных нашей, доходят до этапа регистрации и использования только единицы. С другой стороны, мир цифровой медицины несет в себе огромные риски подмены понятий и обесценивания врачебного опыта и интеллекта, хотя любая технология всегда будет служить только дополнительным, хоть и классным инструментом. До момента пока в обществе не возникнет невероятная тема принятия врачебной ответственности искусственного интеллекта.

Буквально недавно Канадская ассоциации ортодонтов опубликовала статью, в которой говорилось, что ортодонты могут стать первой специальностью в стоматологии, которая может исчезнуть. Частично их доводы опирались на факты стареющего преподавательского состава университетов, но вторая часть косвенно указывала на технологические изменения. Отчасти это утверждение имеет право на жизнь - в США успешно чувствуют себя различные ортодонтические direct-to-customer системы, которые предлагают пользователю (пациенту) самому сделать слепок дома, а компания просто присылает ему изготовленный по слепку в лаборатории сет элайнеров – прозрачных кап для лечения, которые будут двигать зубы покупателя. Все происходит без визитов в клинику или консультации с врачом-ортодонтом.

Число таких компаний производителей растет, они привлекают аудиторию низкой ценой и максимальным дистанцированием своего позиционирования от медицины в сторону просто косметической услуги. Но медицинская корректность подобного лечения стоит под большим вопросом. Ортодонтическое сообщество считает его опасным и настаивает, что пациентам не стоит пользоваться подобными услугами, а Американская ассоциация ортодонтов подала жалобы на компанию во многих штатах, но деятельность таких компании на сегодняшний день легитимны и компании успешно работают.

Самые известные из них — это Candidco и SmileDirectClub, успешно вышедший на IPO в Америке и анонсировавший запуск бизнеса во Франции в декабре 2021 года. Это может стать для Европы первым и очень интересным опытом внедрение таких ортодонтических дистанционных решений и при активной маркетинговой стратегии серьезно встряхнуть рынок на почве экономической стагнации и падении доходов населения.

Еще одна интересная техника, но уже отрицающая и элайнеры, и брекеты, но поднявшая на очередном раунде финансирования более 100 млн долларов – снова американская компания Inbrace. Ее R&D команда считает свое изобретение революционным, и, что интересно, основатель компании - бывший аэрокосмический инженер, а теперь уже практикующий ортодонт. Компания на своем сайте заявляет, что по сравнению с 12-месячным лечением с помощью брекетов или элайнеров, ему потребуется всего 3 месяца на лечение пациента с помощью технологии, которая по сути представляет собой обычные лингвальные брекеты, но с интеллектуальными индивидуализированными дугами из материала нитилон, обладающего памятью формы.

Идея в общем-то не является сверхновой технологией в ортодонтии и в том или ином виде используется разными производителями, но такие конкретные заявления о сроках пока только удивляют ортодонтов. А открытое порфтолио ортодонтических кейсов не предоставляет весомого пруфа для такой информации.

Кастомизированная лингвальная дуга  https://inbrace.com/
Кастомизированная лингвальная дуга  https://inbrace.com/

Стоматологические стартапы в России пока выглядят очень скромно на фоне таких новостей. О нескольких медицинских производителях элайнеров уже упомянуто выше. Интересных слияний и поглощений между стоматологическими клиниками у нас не планируется, поскольку в России не выстроено даже прозрачной системы оценки стоимости медицинского бизнеса. Это редкий пример, когда клиника создает свою дополнительную стоимость за счет стабильности процессов, менеджмента или стратегии развития и управляет разумно финансовыми потоками, а не просто является местом оказания медицинской услуги удачно подобранной в моменте врачебной командой.

Максимум, к которому смогли прийти медицинские клиники на своих площадках – это печать собственных прозрачных кап (элайнеров), которые производятся моделированием биомеханики ортодонтического движения внешним софтом. Почти все из таких программ не являются самообучаемыми, поэтому потенциал их развития ограничен инвестициями разработчиков и их желанием развивать свой софт. В ортодонтическом лечении на “домашнем” продукте клиник есть много нюансов и сложностей для пациентов со средними и сложными случаями. Подобный формат в руках экспериментирующего с технологиями доктора может стать непрогнозируемым результатом лечения, хотя обещанные быстрота и доступность, а главное немедицинская простота, часто перевешивают у пациентов весь возможный риск.

В целом же все текущие технологические продукты ортодонтии в сочетании с потребностями общества, юридическими коллизиями, экономической ситуаций и прочим ведут к тому, что в перспективе нескольких лет ортодонтия начнет функционально расслаиваться. Часть рынка, включая ортодонтов с минимальным набором знаний и возможно врачами общей специализации сможет уйти в рынок (псевдо)косметической ортодонтии. Которая будет пациентоориентирована на быстрое визуальное решение точечного вопроса (например, поворота одного зуба) и не будет по сути являться даже медицинской услугой. Останется только ввести признанные ортодонтическим сообществом критерии, чтобы доктора дифференцировали врачебные ситуации, когда это глобально не ухудшает общее состояние полости рта и прикуса, чтобы создать хоть какой-то заградительный барьер для протекции пациента.

На этой, немедицинской, части рынка будут доминировать элайнеры и ортодонтические системы, ориентированные на использование искусственного медицинского интеллекта с минимальным включением интеллекта ортодонта или врача другой стоматологической специализации, если эта история будет успешно пролоббирована. Но объективно, на сегодняшний день такой подход несет в себе больше рисков. Лечение в значительной степени уходит из-под медицинского контроля и ответственности врача и клиники в сочетание надежды на техническую корректность и недопущение ошибки и собственную ответственность пациента за возможные риски. Пока ни одна система медицинского искусственного интеллекта не является настолько совершенной чтобы собрать полный клинический анамнез и с учетом всех допущений принять полную ответственность за реального пациента. Но может являться точно отличным инструментом анализа, вторичного контроля и мониторинга.

"Если первый прогноз по рынку свершится, то в перспективе пары лет он приведет к буму ортодонтического перелечивания. Которое никогда не вызывало у врачей энтузиазма, как и любое исправление допущенных медицинских ошибок. Оно, возможно, станет дорогим, сложным и новым эксклюзивным субрынком ортодонтии, потому что будет требовать высокой квалификации врача-ортодонта для исправления ошибок лечения и высоких коммуникативных навыков для общения с пациентами, находящимися в той или иной психологической дестабилизации из-за неудачно прошедшего лечения."

Нино Сигуа, Старший ортодонт, клиника Конфиденция (Петроградка)

Еще часть рынка останется незыблемо консервативной и evidence based, основанной на главной мысли, что ортодонтия – это серьезное медицинское вмешательство в одну из систем организма человека, а не небольшая эстетическая процедура на уровне филлеров или ботокса. Возможно, России также станет присуща нишевость субспециализаций в ортодонтии. Эти форматы лечения сейчас мало воспринимаются российскими пациентами на уровне серьезности диагнозов и принятия самой идеи такого лечения, хотя в США они даже не вызывают удивления и вопросов к врачу, предложившему такое ортодонтическое лечения. Речь об ортогнатических хирургических операциях для пациентов со сложными ортодонтическими случаями коррекции прикуса и о пациентах с диагностированным сонным апноэ (прекращение лёгочной вентиляции во время сна от 20—30 секунд до 1 или нескольких минут), которые тоже частично решаются с помощью ортодонтии.

Сбудутся или нет такие прогнозы мы узнаем очень быстро с сегодняшними скоростями изменений в мире. А пока и сообщество врачей, и сами пациенты могут задуматься о существующих медицинских трендах и при желании даже повлиять на вектор их развития.

Вы всегда можете задать вопрос профессионалам и не домысливать лишнего об ортодонтическом лечении на консультациях в наших клиниках в Петербурге или worldwide на онлайн-консультации ортодонта.

66
1 комментарий

В русских бескрайних просторах меня окрестят выскочкой, но мы создали прорывную технологию автоматизации ортодонтии.. и в планировании лечения, начиная с распознавания на скане и зубов и брекетов, и в автоматическом дизайне проволоки и в роботизации выпуска индивидуальной проволоки..
Тестируем в 5 клиниках.
Забыл сказать, что запрос и дизайн дистантно, готовая проволока - почтой.
И вам тоже дадим попробовать :) пишите мне. Андрей

Ответить