Метавселенная – первому дураку приготовиться!

Практически каждый, кто пишет о МВ, сравнивает её с Матрицей или «Первому игроку приготовиться». Это ошибка, поскольку основная особенность метавселенной, это децентрализация, а в фильмах виртуальные миры контролируются одной сущностью.

Спойлер: статья создана в развлекательных целях, все совпадения случайны, все персонажи вымышленные. Все гиперссылки ведут в один ТГ канал, в котором мы собираем и структурируем информацию и новости о метавселенных.

Во втором десятилетии 21 века технологические мощности достигнут необходимого уровня для реализации любых фантазий человечества в виртуальном мире, и мы все так или иначе погрузимся в цифровое пространств.

Марк Цукерберг

Не так давно Марк Цукерберг представил свое видение метавселенной. Звучало очень круто, но, если рассмотреть все это более внимательно, становится понятно, что и сам создатель не до конца уверен в том, что запланировал. Тем не менее этот анонс произвел невероятный фурор во всем мире: определение «метавселенная» была вытолкнута из безвестности научной фантастики в центр внимания, что заставило ведущих аналитиков сделать его частью своего словаря, а многие технологические компании одна за другой стали объявлять о создании своих метавселенных.

Однако, данный момент, как таковой метавселенной не существует, как нет и четкого понимания метавселенной, поскольку невозможно предсказать то, как именно будут развиваться технологии и чем на самом деле окажется метавселенная. Любая попытка применить конкретное определение того, чем является и чем не является «метавселенная», заведомо провальная, потому что метавселенная это скорее абстрактная концепция, которая только начинает развиваться. Если точнее, совокупность проектов объединенных идеей нового мира.

В то же время практически каждый игрок на цифровом рынке хочет создать свою метавселенную и, если не стать основным игроком в новом мире, то занять в нем свою нишу. Современные цифровые миры независимы и не связаны между собой, они локальны и взаимодействуют друг с другом лишь по мере необходимости, поскольку интернет структурирован вокруг отдельных серверов, а каждый пользователь определяет свое понимание метавселенной исходя из собственного видения концепции, специфики и ресурсов. Так что же такое метавселенная, и как туда погружаться? Давай разбираться.

Признаки и компоненты метавселенной

Согласно общепринятому мнению, метавселенная (термин «метавселенная» впервые был озвучен писателем Нилом Стивенсоном в романе «Snow Crash»), это следующий этап развития интернета, соединение физической и виртуальной реальности. По мнению венчурного инвестора Мэтью Болла, метавселенная должна объединять физический и виртуальный миры, иметь свою экономику, не ограничивать количество одновременных пользователей и совмещать все виртуальные миры. То есть пользователь должен иметь возможность переносить свои цифровые продукты из одного цифрового мира в другой.

Болл в своем исследовании определил 7 признаков и 7 компонентов, которые должна включать в себя метавселенная. На данный момент ни одна компания не имеет возможности реализовать проект такого масштаба. Современные цифровые миры независимы и не связаны между собой — интернет структурирован вокруг отдельных серверов, которые взаимодействуют друг с другом лишь по мере необходимости. Но, как мы видим, заявление Цукерберга однозначно и четко определило понимание владельцев технологических компаний и различных стартапов в контексте дальнейшего развития. Все сломя голову ринулись в метавселенную. Пойдем и мы с тобой — прогуляемся. Итак…

Обзор основных метавселенных

Ожидается, что блокчейн станет одной из ключевых технологий, позволяющих создать действительно всеобъемлющее виртуальное пространство и станет главным инструментом метавселенной. Он же является основой для Эфириума – базовой валюты, этакого доллара США в будущей метавселенной. Именно на этой платформе создаются практически все платежные стандарты локальных метавселенных (если ты еще сомневаешься, покупать биткойн или нет, лучше обрати свое внимание на эфирчик, сейчас самое время. Потом вспомнишь меня добрым словом). Есть еще модное слово NFT – взаимонезаменяемые токены. Но это не бабосы, а уникальные сертификаты на все подряд, кроме денег, на которые можно купить эти сертификаты. Деньги в каждой метавселенной разные, но все их можно купить за эфирчик.

Эфирчик рулит. Виталику респект!

Поскольку ничего общего, кроме желания срубить овермного бабок, у будущих ключевых фигур метавселенной нет, то здесь начинается разброд и шатание: крупные игроки «заходят» (в кавычках, потому что заходить пока еще некуда) в метавселенную, используя свои преимущества, а мальки ищут различные возможности, которые можно быстренько застолбить за собой, пока туда не добрались взрослые дядьки, чтобы потом продать этим дядькам свои концепты и принципы. Будущую метавселенную можно представить в виде объемного пространства из множества больших пузырей и маленьких пузырьков, которые летают туда-сюда, смешиваются, лопаются и поглощают друг-друга. В общем формируют эту самую метавселенную, о которой все сейчас говорят. Между этими пузырями находятся бесчисленное множество различных платформ и сервисов для обеспечения аппаратными и вычислительными мощностями, инструментами обмена, инвестиционными и финансовыми возможностями, и.т.д. Своеобразная питательная среда в различных плоскостях взаимодействия, необходимая для роста и развития метавселенных.

Метавселенная – первому дураку приготовиться!

Существующие пузыри — «метавселенные» можно разделить на три основных категории: Игровые вселенные, бигтеч и все остальные.

Игровые вселенные – самая многочисленная группа. Многое из того, что пообещал Цукерберг о метавселенной, существует сегодня в видеоиграх. Fortnite (Т), Eve Online, Star Atlas уже предлагают свои версии того, как могут выглядеть метавселенные. Собственно, концепция игровых метавселенных как раз и строится на вовлечении пользователей в уже сформированные виртуальные миры. 3D ресурсы будут иметь решающее значение для построения полностью проработанных метавселенных, что выводит программное обеспечение Unity и Unreal в лидеры гонки. От них не отстают VRChat, Roblox и другие игровые миры, добавляя к игровой концепции акценты на бесшовное взаимодействие (финансы, социальность, децентрализованность).

Бигтеч заходит другой стороны, формируя свои концепции на основе имеющихся у них данных и ресурсов. Это главный козырь и основное отличие этой категории жадных товарищей. Здесь в наличии три основных конкурента: Facebook, SnapChat и Microsoft. Яркая особенность – никуда не торопятся, выбирают стратегии. Apple и Google сидят в засаде и внимательно наблюдают за полем битвы, но можешь не сомневаться, эти ребята обязательно заявят о себе. Особняком в этой категории стоит Tencent. У него своя метавселенная, под куполом Великого китайского файрвола.

Стартапы. Здесь токены льются рекой. Монетезируется всё, все что попадется под руку. Распродаются по частям Марс и Луна. Стартаперы пытаются извлечь выгоду из каждого аспекта метавселенной, от инфраструктуры до оборудования виртуальной реальности и визуальных активов (см. картинку выше). Сфера все еще только зарождается, но с учетом огромного капитала, необходимого для поддержки крупномасштабного виртуального мира, эти ребята, скорее всего, в определенный момент станут объектами приобретения технологических гигантов из первых двух категорий. Хотя сейчас некоторые из них показывают довольно неплохие результаты.

Вывод

Cейчас в метавселенной, как в России 90-х, — ничего не понятно, но очень интересно. Те же рынки с турецким ширпотребом (маркетплейсы с NFT), те же вкладчики с приватизационными чеками и акциями МММ (криптонаркоманы с токенами). Только теперь это все в цифре и в 3D. Киберпанк, который мы заслужили. Основная концепция такова:

Все что угодно + блокчейн = метавселенная

А если серьезно, то мы только в самом начале пути к метавселенной, и совершенно непонятно, куда он нас приведет. Вернее, это даже не путь, а некий вектор (или спектр) развития нашей реальности в неизвестно куда. Собственно, мы уже находимся в метавселенной. Каждую минуту мы производим огромное количество данных, используя которые технологические гиганты создают новые и новые слои и плоскости нашей новой реальности. Основная проблема - в транслировании этих плоскостей через наши (как выясняется) неидеальные органы чувств в сознание. Это как в истории про суслика, которого не видно, но он есть. И та метавселенная, которая будет способна транслировать в наши приемники максимальный объем разнообразных наборов этих данных в максимально доступной, понятной (и приятной) форме, победит в этой гонке. Останется только один вопрос, кто это будет? Децентрализованное сообщество или технологический гигант Zuk inc? Будем ли мы жить в Оазисе, или нас ждет бесконечная Матрица?

P.S. Виталик, братишечка, если ты читаешь эту статью, подкинь своим нищим землякам соточку — другую своих эфирчиков на виртуальный пивас! А то мы бродим по этим вашим метавселенным и только облизываемся, глядя голодными глазами на всю эту цифровую роскошь и благодать. А сами ни аватар себе справить нормальный не можем, ни землицы на Марсе прикупить, чтобы было где кости бросить. Даже неудобно как-то.

88
реклама
разместить
12 комментариев

Гикам нуны годные цифровые чики, хватит мять резиновых.

3

Ставлю на Оурелла ))

2

Мне вспоминается VR-чат - скорее всего, подобным образом будут выглядить и метавселенные. Главное отличие метавселенных, вероятно, будет проработанное взаимодействие участников и внутренняя экономика.

Затем появятся метавселенные, похожие на нынешние VR-игры - лёгкое безумие и много веселья. Но, опять же, с взаимодействием участников и внутренней экономикой.

А вот то, что Цукерберг хочет заставить нас ходить в виртуальную пятерочку, это кажется странным. Кому это надо? Магазины с полками товаров это не круто, это вынужденно - ведь как ещё показать покупателям эту гору товаров?
Скорее я закажу в приложении доставку еды на дом. Но именно в приложении, а не в виртуальном зале магазина.

1

Все очень сложно и пока непонятно.

3

2014 год. Вот кто забыл,как Microsoft представляла что это будет
https://www.youtube.com/watch?v=w-tFdreZB94&t=319s&ab_channel=MicrosoftinBusiness

1