Новый терминал Starlink

В ноябре компания Илона Маска наконец-то обновила пользовательское оборудование. Антенна нового Dishy McFlatface имеет прямоугольную форму. Благодаря уменьшенному размеру и весу ее легче крепить на крыше или стене. Новый роутер может работать не только в помещении, но и в полевых условиях. А еще он лучше раздает Wi-Fi.

При этом цена комплекта не изменилась. С покупателей берут прежние $499 плюс стоимость доставки. У нового оборудования отсутствует порт Ethernet, поэтому подключаться к спутниковому интернету Starlink можно только через беспроводные устройства.

Новый терминал Starlink

На официальном сайте Starlink пока ничего не говорится о возможности использования оборудования на мобильных объектах. Но заявленные технические параметры позволяют говорить, как минимум, о возможности такого применения.

Поэтому релиз нового комплекта можно считать неофициальным выходом Starlink на корпоративный рынок. Такие антенны можно уже устанавливать на автомобили, суда или другие транспортные средства. И применять в полевых условиях. По крайней мере − теоретически такая возможность существует.

В ускоренном темпе

В четверг, 11 ноября 2021 года Федеральная Комиссия по Связи США сертифицировала новое пользовательское оборудование Starlink. На следующей день компания начала отправлять эти комплекты пользователям.

Рынок уже давно ожидал выход этого обновления. Руководитель Starlink, Гвинн Шотвелл (Gwynne Shotwell), анонсировала новинку еще в прошлом месяце. Илон Маск в своем Твиттере обещал пользователям поскорее исправить "детские болезни" первой Dishy McFlatface.

Старая антенна быстро перегревалась на солнце в жаркую погоду и переставала работать. Большой размер и вес приёмопередающей поверхности усложнял установку. Терминал неплохо выдерживал низкие температуры, но плохо справлялся с порывами ветра.

А роутер вообще не имел никакой защиты от агрессивных факторов окружающей среды. Поэтому старая Dishy McFlatface предназначалась только для стационарной установки. Использовать ее на мобильных объектах или в полевых условиях было крайне сложно.

Но самое главное − SpaceX нужно было сильно снизить себестоимость комплекта. И оптимизировать производство. Поэтому обновление разрабатывалось и сертифицировалось в ускоренном темпе.

Сравнение старого и нового Dishy McFlatface

По сложившейся традиции Starlink не дает своим терминалам официальных названий. Поэтому мы будем называть их "новый" и "старый".

Новый терминал Starlink

Сразу видно, что новая антенна меньше по размерам. Но это не главное. Инженеры Starlink провели серьезную работу над термозащитой. Хотя в технических параметрах это и не афишируется. Но можно предположить, что диапазон рабочих температур для старого комплекта немного завышен. А для нового, наоборот − занижен.

В жаркий летний день

Ранее пользователи жаловались на то, что антенна сама отключается после длительного пребывания под воздействием прямых солнечных лучей. Причем отключение происходит еще до того, как рабочая поверхность нагреется до +50℃.

Возможно, в новом комплекте инженерам удалось поднять этот порог. Но они предпочли не раскрывать новые технические характеристики. Чтобы застраховать себя от критики, если что-то опять пойдет не так.

Новый терминал Starlink

Главная задача инженеров Starlink − снижение себестоимости, похоже, решена. Компания до сих пор фактически субсидировала своих потребителей, продавая им оборудование значительно дешевле себестоимости. По самым скромным оценкам каждый комплект обходился Starlink в $1500. А продавали его за $499. По словам Илона Маска, теперь производство одного комплекта обходится в $1000.

Самый дорогой компонент − это фазированная антенная решетка. Массив из дорогих и сложно настраиваемых компонентов, создающих направленное излучение, регулируемое изменением амплитудно-фазового распределения токов или полей. Площадь фазированной решетки новой антенны почти в два раза меньше, чем в старой. Значит ее производство обходится значительно дешевле.

Но продается новый комплект за те же деньги − $499. Это хороший знак. Если Starlink сократит расходы на субсидирование, то он сможет вложить больше денег в производство. И новым пользователям не нужно будет ждать по два года, чтобы получить заветную Dishy.

Легче, ниже, компактнее

Уменьшение размера и веса серьезно упрощает установку антенны. Теперь ее легче будет закрепить на крыше дома, продуваемой ветрами со всех сторон. И не только на крыше дома. Новое оборудование можно монтировать на автомобили или железнодорожные вагоны. Хотя в Starlink пока об этом не говорят официально, но по всему видно, что готовится переход на мобильные объекты.

Выигрывают не только корпоративные пользователи, собирающиеся подключить танкер или экспедиционный внедорожник, но и простые потребители. Чтобы закрепить старую антенну, весившую больше 7 кг, приходилось использовать мощные болты. Новую можно установить, используя лишь подручные средства. Ведь она весит немногим более 4 кг.

В комплект поставки теперь входят и новые крепления. Как говорится в инструкции, они предназначены для установки "На внешней стене или верхней части фронтона".

Размещать антенну следует в таком месте, где она бы хорошо "видела" открытое небо. Идеальное место − наивысшая точка на крыше дома. Но в сельской местности, если рядом нет деревьев или других высоких предметов, ставить ее можно прямо на земле.

Wi-Fi роутер

Новый терминал Starlink

Инженеры Starlink также полностью переработали роутер. Хорошая новость: теперь его можно использовать не только в помещении. Новый комплект имеет полноценную защиту по стандарту IP54. Это первый серьезный шаг Starlink в сторону полноценной мобильности.

На открытом воздухе

Такое оборудование можно монтировать на судах, автомобилях, железнодорожных вагонах. Или использовать во время пеших походов, запитывая систему от переносного источника питания.

Пройдя сертификацию на соответствие, Starlink включился в борьбу с Inmarsat и Iridium на рынке профессионального экспедиционного оборудования. Теперь научно-исследовательские институты, компании, занимающиеся геологоразведкой, судоходные компании и другие крупные потребители могут пользоваться спутниковым интернетом от SpaceX без переделок.

До сих пор Starlink был уделом простых пользователей − энтузиастов и жителей удаленных регионов. Теперь, после прохождения сертификации, круг клиентов расширился, покрыв самый важный сегмент − корпоративных пользователей.

Новый терминал Starlink

Еще быстрее

Компания Илона Маска ведет отчаянную борьбу за звание поставщика "самого быстрого доступа в интернет". Новый роутер использует технологию распределения потоков 3×3 MU-MIMO. Это означает, что роутер может одновременно принимать и передавать пакеты без очереди на несколько устройств. Или передавать больше пакетов с одного устройства.

Подавляющему большинству пользователей эта расширенная технология маршрутизации не нужна. Если вы просто читаете ленту Фейсбука с телефона и одновременно смотрите видео на YouTube на ноутбуке, то вы даже не заметите, что вашим устройствам приходится "становиться в очередь" к роутеру. Но если вы играете в онлайн MMORPG или шутер сразу на нескольких компьютерах на профессиональном уровне, то прибавка к скорости будет ощутимой.

А еще использование 3×3 MU-MIMO поможет получить более высокие оценки скорости и более низкие параметры задержки в тестах скорости OOKLA. Отличный маркетинговый ход.

Без проводов

Похоже, в Starlink решили пойти по пути Apple. Исключить из комплекта поставки некоторые вещи, обойтись без которых крайне сложно. В новом роутере нет порта Ethernet.

То есть, подключиться к интернету можно только через устройства с беспроводным доступом. У большинства обычных пользователей есть, как минимум, стационарный персональный компьютер. Который подключался по кабелю.

Теперь этим пользователям придется дополнительно купить специальное устройство. В стандартный комплект поставки переходник на Ethernet не входит.

Терминал новый − трудности старые

К сожалению, выход обновленной версии оборудования пока никак не повлиял на решение главной проблемы Starlink. Компания до сих пор не может справиться с огромным наплывом заказов.

Пока система в целом получает восторженные отзывы от пользователей и очередь желающих подключиться только растет. Но тем, кто зарегистрируется на сайте Starlink сегодня, придется ждать до двух лет, пока они получат заветный комплект. Хуже всего, то, что компания не может назвать точный срок отправки. Эта неопределенность раздражает даже самых преданных фанатов Илона Маска и его космических проектов.

Как получить новый комплект оборудования без очереди

Пользователи нашли оригинальный способ ускорить отправку оборудования. Примерно раз в три месяца компания Илона Маска выходит на новый рынок. Делается официальное объявление о доступности сервиса еще в одной стране. Понятно, что пользователи из этой страны первыми получают комплекты оборудования для подключения к спутниковому интернету Starlink.

Следующая на очереди − Южно-Африканская Республика. Если вы очень сильно хотите стать новым абонентом Starlink, вам нужно срочно подать заявку на официальном сайте. При этом предполагаемым местом эксплуатации следует указать именно ЮАР.

Вам также понадобится почтовый адрес в Южно-Африканской Республике, на который SpaceX отправит вашу Dishy McFlatface. Только новые пользователи из этой страны могут претендовать на ускоренную отправку. Тем, кто сейчас зарегистрируется из другой юрисдикции, придется ждать до конца 2022 − начала 2023 года.

Конечно, этот способ не дает гарантию получения комплекта оборудования Starlink. Компания не разглашает количества заявок, поданных из ЮАР. И не гарантирует, что все они будут удовлетворены. SpaceX требует со всех новых заявщиков предоплату в размере $100. И не дает никаких гарантий. Поэтому если вы решитесь воспользоваться этим "читерским" методом, вы будете действовать на свой страх и риск.

Источники

33
Начать дискуссию