Starlink может изменить авиацию?

Научно-технический прогресс входит в нашу жизнь неравномерно. Все мы пользуемся смартфонами, держим в кармане устройства с восьмиядерными процессорами. Но храним их в кожаных чехлах. Произведенных по технологии столетней давности. Оснащаем свои автомобили системами спутниковой навигации. Но пользуемся двигателями внутреннего сгорания. С инжекторами и турбинами, которые появились еще в середине прошлого века на германских истребителях.

Starlink может изменить авиацию?

Надежная, но устаревшая

Удивительно, но больше всего в технологическом плане отстает самолетостроение. Самый популярный узкофюзеляжный самолет, Boeing 737, производится с 1967 года. Уже не осталось в живых ни одного из конструкторов этого авиалайнера. А Boeing продолжает принимать заказы на модель 737.

Конечно, самолеты постоянно модернизируются. Устанавливается современная электроника и авионика. Но место падения рейса 370 Malaysia Airlines, потерпевшего крушение над Индийским океаном в 2014 году, так и не нашли.

В самолетах до сих пор используются "черные ящики", данные не передаются диспетчерам в режиме реального времени. Пилоты не могут получить информацию о "пробках" в небе, как это делают водители автомобилей. А совершить телефонный звонок с борта авиалайнера сложнее, чем даже с научной станции на Южном полюсе.

Хорошие новости: проект Starlink Илона Маска может кардинально изменить ситуацию.

От сельской местности до коммерческих авиалиний

Когда инженеры SpaceX только начинали создавать Starlink, они ориентировались на жителей сельских регионов США. Ничего удивительного: это самый перспективный сегмент. Ведь подключение американских отшельников к сети решило оплатить правительство США. SpaceX претендовал на получение существенных грантов и с легкостью их выиграл.

Главные потребители услуг спутниковой связи − это коммерческие компании, а не сельские общины. Но им нужно не сырое решение, а готовая услуга. Надежная, стабильная и быстрая услуга.

<p>Илон Маск официально подтвердил желание выйти на авиарынок еще 9 марта 2021 года</p>

Илон Маск официально подтвердил желание выйти на авиарынок еще 9 марта 2021 года

Поэтому логично будет предположить, что следующим рынком для Starlink SpaceX выберет именно авиацию. Тем более, что и Гвинн Шотвелл, президент компании, и сам Илон Маск уже не раз говорили о своих планах по созданию устройств для коммерческих авиалиний. И FCC (американская правительственная федеральная комиссия по связи) уже выдала SpaceX разрешение на проведение испытаний соответствующей техники.

Военные потребители не отстают от гражданских. ВВС США еще в начале года проверили возможности Starlink в организации коммуникаций между истребителями и наземными службами. Генералы остались довольны полученными результатами.

Возможно, задержки с разработкой авиационного оборудования связаны как раз с интересом американских военных. Вряд ли бы они хотели, чтобы к этим передовым технологиями получили доступ ВВС других стран.

Малая авиация

Самое большое влияние Starlink окажет на малую авиацию. Владельцам легкомоторных частных самолетов стоит приготовиться к покупке нового оборудования. Только теперь не нужно будет выкладывать за системы связи и навигации сразу кучу денег. Комплект оборудования Starlink для стационарной установки стоит $499.

Навигация и трекинг

Ожидаем снижение стоимости авиационных карт и подписок на их обновление. Сейчас владельцам легкомоторных самолетов приходится покупать их на физических носителях. Если в самолете появится устройство, имеющее широкополосный доступ в интернет, то следом появятся и сервисы, предлагающие загрузку навигационных данных.

Большинству пилотов-любителей не нужны карты всей поверхности Земли. Ожидаем, что появятся сервисы, позволяющие за небольшую сумму денег получить обновленную навигационную информацию для конкретного региона.

Навигационная система, постоянно работающая в режиме онлайн, станет отличным трекером. Передача на землю телеметрии легкомоторного самолета резко повысит безопасность полетов. Авиационный навигатор станет похожим на автомобильный. Сейчас почти каждый новый автомобиль оснащается Apple CarPlay или Android Auto. Ждем появления чего-то вроде Android Aero и Apple Airplane.

Связь

Starlink полностью меняет правила игры. Сейчас на легкомоторном самолете сложно пользоваться спутниковым телефоном. Общение с землей проходит через обычную рацию, как и сто лет назад. Терминал Starlink позволит передавать не только голос и телеметрию, но и видео высокой четкости в режиме реального времени.

Это окажет сильнейшее влияние на малую авиацию. Легкомоторный самолет сейчас стоит немногим больше внедорожника премиум-класса. Но у дверей авиашкол нет очередей. Возможно потому, что пилоту сложно рассказать о своем увлечении друзьям и знакомым. Появление прямых трансляций из кабины может изменить ситуацию.

Изменение правил

Как только чиновники узнают, что появилось устройство, способное в режиме реального времени передавать координаты и другие показатели легкомоторного самолета, которое к тому же стоит менее $1000, они тут же изменят правила регулирования индустрии. Вне всяких сомнений, они захотят, чтобы такой транспондер стоял на любом судне, поднимающемся в воздух с человеком на борту.

Даже у нас, трекеры, работающие в реальном времени установлены на всем общественном транспорте даже в областных центрах.

Бизнес-джеты

Эти красивые маленькие реактивные самолеты на самом деле не роскошь, а средство передвижения. Топ-менеджеры крупных корпораций получают зарплату, исчисляемую шестизначными суммами. Их время стоит дорого. Поэтому акционерам выгоднее оплатить аренду бизнес-джета, а не бесцельное сидение высокооплачиваемого сотрудника в зале ожидания аэропорта.

Starlink может изменить авиацию?

Вот только слово "бизнес" в названии самолета не совсем корректно отражает суть. Да, он всегда готов принять на борт топ-менеджера и доставить его в головной офис. Но все равно во время полета высокопоставленный пассажир будет лишен связи.

Новый стиль ведения бизнеса

Менеджер по продажам американского инвестиционного банка зарабатывает десятки миллионов долларов в год находясь в своем офисе. Он продает финансовые продукты, предлагает состоятельным клиентам различные возможности по вложению денег. Люди доверяют банкиру огромные деньги, поэтому он всегда должен быть на связи. Чтобы ответить на их вопросы.

Но если в бизнес-джете появится высокоскоростной интернет, то и профессия банкира станет мобильной. Ни один звонок не сравнится по эффективности с личной встречей. Миллионеры живут в разных странах и города. Инвестиционный банкир сможет регулярно их навещать. И не терять при этом связь с остальными клиентами.

С появлением Starlink бизнес−авиацию ждет второе рождение. Количество самолетов и пассажиров увеличится многократно.

Приоритет бизнес-авиации

SpaceX подали заявку на разрешение проведения тестирования оборудования на бизнес-джетах Gulfrtream еще в прошлом году. На несколько месяцев раньше, чем заявку на тестирование на всех типах наземных мобильных объектов − автомобилей, поездов, морских судов.

Поэтому можно говорить, что компания Илона Маска первым делом выпустит именно решение для бизнес-авиации. Теоретически даже вторая версия действующего терминала Starlink может быть установлена на воздушном судне. Вопрос лишь в лицензировании и получении разрешений от органов и служб, занимающихся обеспечением безопасности полетов. С точки зрения уменьшения сопротивления потоку воздуха и простоте установки, вторая версия терминала очень близка к существующим образцам авиационных антенн.

Starlink может изменить авиацию?

Вопрос лишь в лицензировании и получении разрешений от органов и служб, занимающихся обеспечением безопасности полетов. С точки зрения уменьшения сопротивления потоку воздуха и простоте установки, вторая версия терминала очень близка к существующим образцам авиационных антенн.

Коммерческие авиалинии

В июне этого года SpaceX официально подтвердил информацию, что компания ведет переговоры с авиаперевозчиками. Это произошло на конференции Connected Aviation Intelligence Summit.

Мы ведем переговоры с несколькими компаниями. У нас есть собственный авиационный продукт, который находится в разработке. По состоянию на сегодняшний день мы уже провели несколько демонстраций и надеемся, что этот продукт будет доработан до стадии, когда его можно будет использовать в самолетах, уже в ближайшем времени

Джонатан Хофеллер, Вице-президент по развитию Starlink и коммерческим продажам

Подобные заявления уже делали почти все руководители SpaceX. Но пока их слова не подтверждены делами.

Какими будут авиационные терминалы

По словам Хофеллера, конструкция авиационных антенн будет не сильно отличаться от стационарных наземных. Инженеры лишь доработают их с учетом полетной специфики. Разработкой, производством и продажами будет заниматься SpaceX.

Для того чтобы Starlink обеспечивал связь на самолетах, летящих над удаленными районами океанов, нужно передавать сигнал со спутника на спутник. Пока существующая группировка не имеет такой функционал. Лишь во втором поколении космических аппаратов будет реализована возможность передачи по лазерному лучу.

Это означает, что глобальная услуга для авиации от Starlink появится не ранее чем через пять лет. Но уже сейчас ничто не мешает компании предоставлять доступ для авиаперевозчиков над теми регионами, где уже есть сеть наземных базовых станций. Два из трех основных рынков пассажирских перевозок по воздуху уже охвачены. Starlink полностью покрыл США и Европу.

Starlink может изменить авиацию?

Новая услуга

Доля лоукостеров на глобальном рынке пассажирских перевозок в 2020 году выросла до 35%. Эти авиакомпании снижают стоимость билета до минимума. И стараются заработать на дополнительных услугах − от продажи еды и напитков на борту, до платы за провоз багажа или просмотр видео.

Подключение самолета к Starlink позволит им добавить еще один источник доходов. Лоукостеры смогут продавать доступ к скоростному интернету. И нет никаких сомнений в том, что пассажиры будут готовы заплатить за возможность "сидеть в интернете" во время продолжительного авиаперелета.

Безопасность авиаперелетов

Как и в малой авиации, государственные регуляторы изменят правила сразу после появления коммерческих решений от Starlink. Больше ни один самолет не пропадет с радаров, как это случилось с 370 Malaysia Airlines. Рано или поздно классические "черные ящики" превратятся в анахронизм.

Пассажирский борт будет передавать все данные трекинга и телеметрии в диспетчерский центр в режиме реального времени.

Starlink может изменить авиацию?

Пилоты получат доступ к информации о состоянии воздушного пространства в режиме реального времени. Вряд ли это произойдет уже через год или два. Но в течение десятилетия точно появятся сервисы, способные, как Google Maps, поставлять информацию о пробках. Но уже не на земле, а в воздухе.

Летать с коммерческими авиалиниями станет еще безопаснее.

Грузовые перевозки

Пока сложно сказать, как появление Starlink повлияет на этот рынок. Возможно, появится отслеживание местоположения грузов в режиме реального времени. Это очень востребованная возможность. Особенно для таких чувствительных к факторам окружающей среды грузам как вакцины.

А что у конкурентов

Британская OneWeb и Project Kuiper Джеффа Безоса пока отстают от Starlink в темпах строительства спутниковой группировки. Ни одна из этих компаний еще не озвучивала конкретных планов по выходу на авиационный рынок. Но теоретически они могут предоставлять такую же услугу, как и компания Илона Маска. Других компаний, способных работать по всему миру, пока не появилось.

Что касается территории США, то тут уже две компании − Intelsat и ViaSat предоставляют услуги на авиационном рынке. Американские авиаперевозчики уже продают своим пассажирам возможность доступа в интернет на борту самолета. Более того, ViaSat заключила договор с одним из крупнейших игроков, Delta. Речь идет о 750 самолетах и 325 направлениях.

Но услугу ViaSat сложно сравнивать со Starlink. Компания работает через геостационарные спутники. Поэтому уровень задержки не позволяет организовать полноценную видеосвязь.

В итоге

Starlink станет маркетмейкером, как только выпустит полноценный работающий комплект, предназначенный для установки на воздушное судно. Появится целый новый рынок товаров и услуг. И стоить они будут значительно дешевле, чем существующие сегодня.

Новый продукт SpaceX сделает полеты станут безопаснее, связь − быстрее и дешевле, навигация − проще, надежнее, удобнее. Но рано или поздно в дело вмешаются государственные и глобальные регуляторы. И правила воздушных перевозок изменятся.

Долгие годы авиация оставалась очень консервативной отраслью. Из соображений безопасности приоритет отдавался старым, но проверенным решениям. Starlink, похоже, становится той песчинкой, которая спровоцирует лавину инноваций.

Источники:

1 комментарий

Честно говоря, mind-blowing. На частные деньги создаются технологии которые не под силу ни одному государству. Ближайшие конкуренты starlink отстают минимум лет на 10.

В море дичи которая творится в мире, SpaceX продолжает оставаться оплотом оптимизма

Ответить