Цифровая трансформация vs человек: развитие бизнеса, квантовые компьютеры, каршеринг, изменения рынка и виртуальный мир

О цифровой трансформации сказано многое: есть материалы об инструментах, которые использует бизнес, о его успехах. Но мало кто говорит, что в процессе цифровой трансформации выигрывают не все. Мы задали несколько вопросов нашему эксперту и узнали, как поменялся бизнес за последние годы, зачем нужны квантовые компьютеры, почему владельцы автомобилей проиграют агрегаторам каршеринга и что будет, если через несколько лет вас на работе заменят роботы.

Цифровая трансформация vs человек: развитие бизнеса, квантовые компьютеры, каршеринг, изменения рынка и виртуальный мир

За помощь в подготовке материала благодарим Андрея Гершуна, преподавателя программы MBA-ИТ ЦРКБИ ВШБ ВШЭ.


Андрей Гершун — управляющий партнер консалтинговой компании «МАГ КОНСАЛТИНГ». Профессиональный консультант. Автор книг, публикаций и учебников по стратегическому управлению, менеджменту и МСФО.

О цифровой трансформации простыми словами

Цифровая трансформация напрямую связана с автоматизацией. Фактически, автоматизация — составная часть цифровой трансформации. Под автоматизацией понимается внедрение в работу компании различных IT-инструментов, перевод в цифровой формат существующих бизнес-процессов и данных. С цифровой трансформацией всё интереснее, так как используются IT-инструменты, которые позволяют не просто автоматизировать существующие процессы, а радикально их перестраивать. Появление новых IT-инструментов переводит процесс автоматизации на новый уровень, когда требуется трансформация бизнеса, человеческих отношений, всех внутренних процессов, всего того, что не было затронуто в процессе автоматизации. Цифровая трансформация — не просто повышение эффективности, а радикальная перестройка бизнеса.

Зачем бизнесу понадобилась цифровая трансформация?

Конечно, ковид, изоляция, локдаун подстегнули развитие IT-технологий. А ещё развитие интернета, маркетплейсов... Бизнес сейчас находится в такой ситуации, когда без автоматизации и интернетизации он уже не работает. При этом за счёт применения разного рода цифровых технологий бизнес может сэкономить большие суммы. Предприятия будут неконкурентоспособными, если не смогут обработать объемы и выделить большой бюджет на развитие. Может быть и ситуация, когда технологически компания может обрабатывать большие объемы данных, но из-за отсутствия соответствующих IT-технологий она упирается в организационный предел. И с помощью IT-технологий его можно преодолеть. IT сейчас везде. Деваться уже некуда.

«Трендовые» технологии, которые повышают эффективность работы компании

На слуху у всех сейчас нейросети. Хотя и они немного уже набили оскомину, но их потенциал точно не исчерпан. Нейросети дают возможность моделировать то, что раньше моделировать не получалось.

Конечно, мы все ждём ускорение связи с помощью 5G, что позволит радикально увеличить количество предметов интернета-вещей.

Весь мир развивается между двумя технологиями – выполнение программ на сервере и на устройстве. С помощью быстрых и надежных средств связи внедряется ряд технологий, которые позволяют выполнять задачи на сервере. А если программа выполняется на сервере, можно обрабатывать информацию из разных точек, находясь в режиме онлайн. Это даёт бизнесу дополнительные возможности.

Если говорить о том, чего мы пока не достигли, но ждем, то это квантовые компьютеры. С одной стороны это позволит улучшить шифрование, а с другой — решать некоторые задачи, связанные с оптимизацией, которые сейчас являются достаточно сложными с точки зрения реализации. Это задачи, связанные с потреблением, с использованием психологии нейросетей, персонализацией предложений. Всё это даёт дополнительный стимул к развитию.

Бизнесу может быть трудно

Сегодня на рынке наблюдается нехватка квалифицированных IТ-специалистов. Рынок настолько перегрет, что его на всех не хватает. Конечно, есть какие-то полупрофессиональные и лёгкие решения, но для того, чтобы решить многие задачи качественно, нужны хорошо обученные люди, которых не хватает. Крупные компании пачками покупают специалистов, и это создает серьезную проблему для предпринимателей, которые не могут себе позволить нанять профессиональных специалистов.

В процессе цифровой трансформации выигрывают не все. Это фактически сравнимо с революцией, когда происходит перераспределение. Крупный бизнес может задавить мелкий, обладая бóльшими ресурсами и активами. Например, в случае с такси выигрывает агрегатор, который продаёт услугу и управляет информацией, а проигрывают владельцы автомобилей и водители.

Или идея народного каршеринга – в реальности люди, которые отдали свои машины, много не заработают. А вот заработают крупные компании, у которых будет больше автомобилей в эксплуатации: они смогут экономить на обслуживании, ремонте.

С появлением маркетплейсов у малого бизнеса появляются определенные возможности, но со временем всё равно начинают выигрывать больше сами маркетплейсы, а не мелкие игроки. Amazon, например, берет успешный товар другой компании и выпускает свой «private label» (товары и услуги, выпускаемые сторонним производителем под заказ владельца марки и их продажа под брендом владельца марки) с таким же функционалом. В результате малый и средний бизнес проигрывает. Особенно печально, что происходит это в отсутствии программ их поддержки. Конечно, какие-то инструменты компании получают, но еще больше получают агрегаторы, крупные игроки. Они пользуются малым бизнесом и будут и дальше пользоваться им для удовлетворения своих амбиций.

Для того, чтобы пользоваться многими преимуществами цифровой трансформации, надо иметь определенный уровень зрелости предприятия и происходящих внутри него процессов.

Андрей Гершун, Преподаватель программы MBA-ИТ. Управляющий партнер консалтинговой компании «МАГ КОНСАЛТИНГ»

Человек vs цифровая трансформация: виртуальные игры и навык нейропластичности

Люди в процессе цифровой трансформации будут играть разную роль на разных этапах. С одной стороны, человек будет выступать как «благополучатель» цифровых технологий. Мы будем лучше, удобнее, качественнее жить, будет меньше работы, всё будет проще. С другой стороны – часть людей может лишиться работы. Вернее, она уже её лишается. Некоторые профессии исчезнут как класс.

Есть лишь относительно небольшая прослойка людей, которая потребуется на начальных и средних этапах глобальной цифровой трансформации. Это люди, которые могут поставить задачу, с которых будут лепиться первые цифровые кальки, делаться матрица. Хотя, допускаю, что и они потом окажутся не нужны. Среди цифровых технологий есть технология автообучения, когда с помощью определенных подходов искусственного интеллекта мы можем разобраться в той или иной предметной области. Например, можно сравнить традиционные шахматные программы, в которые программистами были заложены тонны дебютов и эндшпилей, сыгранных людьми, и программу AlphaGo, которая научилась играть в шахматы сама, сыграв сама с собой миллиарды партий.

Если говорить о прогнозах, что будет с людьми, то все мы смотрели фильмы, описывающие наше будущее, например, «Матрица» или «Первому игроку приготовиться». Людям находят искусственное занятие, например, виртуальные игры. И в этом случае спасти нас могут две вещи:

1. Первое – большие вложения в космическую индустрию. В этом случае всем найдётся дело. Космос большой. Это долгосрочно.

2. Второе – краткосрочно, с точки зрения людей. Нужно быть готовым несколько раз в своей жизни поменять профессию. Надо учить людей с детства навыкам сохранения нейропластичности, возможности перестройки мозга и готовности переходить на другую работу. Если раньше человек учился в школе, шел в техникум или учился в институте, затем работал и, наконец, уходил на пенсию с ощущением того, что жизнь прожита, и он состоялся как специалист, то сейчас многие выходят из института и уже лет в 35 меняют профессию, а потом и в 50 лет может произойти ещё одна очередная смена. Для того, чтобы пережить эту смену, надо сохранять в себе навык «учиться и учиться» и поддерживать мозг в состоянии готовности воспринимать что-то новое.

Конечно, не везде человек будет быстро заменен. Сложность некоторых областей настолько высокая, что никакой искусственный интеллект не потянет. Настолько непредсказуемы многие вещи. В общем, тотальной замены человека не будет, но полагаю, что 90% людей ожидает бесконечный отдых.

Андрей Гершун, Преподаватель программы MBA-ИТ. Управляющий партнер консалтинговой компании «МАГ КОНСАЛТИНГ»

Какие сферы бизнеса готовы к цифровой трансформации

Сейчас цифровую трансформацию можно наблюдать практически везде, где есть повторяемые процессы и место для оптимизации. Везде, где есть возможность использовать масштаб. Каждый раз, когда я прохожу мимо стройки, в голове куча ассоциаций по современным технологиям в строительстве: и дополненная реальность, и дроны, и интернет-вещей. Конечно, есть области, где цифровая трансформация не очень хорошо работает. Это обучение. Безусловно, цифровые технологии в обучении есть: это и Zoom, Microsoft Teams, электронные учебники, обучающие видео. Но, согласно всем исследованиям, оказывается, что обучение с человеческим учителем всё равно лучше. Свои тенденции здесь тоже есть: прогнозируется, что обучение перейдёт на мелко-групповое обучение в дополнение к большим цифровым лекциям.

Цифровая трансформация нужна любому бизнесу, но масштабы и направления могут быть разные. Поэтому нужно трезво оценивать готовность бизнеса. У вас может быть малый или средний бизнес, и вы не готовы выделить деньги на цифровизацию. Но учитывайте, что рядом найдется большой бизнес, который трансформацию проведёт и окажется так далеко впереди, что его будет просто не догнать.

Андрей Гершун, Преподаватель программы MBA-ИТ. Управляющий партнер консалтинговой компании «МАГ КОНСАЛТИНГ»

Что нужно знать специалистам, которые участвуют в процессе цифровой трансформации компании

На курсе по стратегическому менеджменту мы со слушателями на первом занятии обсуждаем текущее состояние стратегического менеджмента в 21 веке. Говорим о новых цифровых технологиях, как они повлияли на стратегический менеджмент. Стратегия – это долгосрочное планирование, а в нашу эпоху все быстро меняется и стратегию надо быть готовым перестраивать. Не просто перестраивать долгосрочный план, а развивать внутренние адаптивные компетенции и умение быстро обучаться. Для специалистов это важный навык.

Мы также смотрим на современные компании, которые прошли или не смогли пройти процесс цифровой трансформации, смотрим на примеры компаний, которые можно назвать «взломщиками рынка» (market disruptors). В определенный момент они взрывают рынок и меняют текущее положение дел, они задают новое ценностное предложение, полученное с помощью новейших технологий или радикально иного взгляда на бизнес-модель. Через какое-то время всё устаканивается, все принимают новые правила игры, переходят на новые технологии и опять на рынке начинают играть классические законы.

Мы не в вакууме, а смотрим на то, что сейчас актуально, на свежие события, происходящие на рынке. Это полезно, потому что мы даём подходы и навыки, чтобы они могли организовать происходящие внутри компании IT-процессы, привлекать узкопрофильных специалистов, управлять, внедрять современные инструменты управления. Считаю, что это очень важные навыки для всех специалистов, которые управляют в компаниях процессами цифровой трансформации.

11
Начать дискуссию