Искусство в VR: интервью с художницей Надеждой Бей

Художница из Санкт-Петербурга Надежда Бей покорила TikTok и Instagram своими картинами, которые рисует в виртуальной реальности. Среди работ девушки — пейзажи и портреты, копии известных картин, абстракции с мифическими сюжетами, героями популярных мемов и представителями поп-культуры. Мы поговорили с Надеждой о возможностях продавать VR-искусство в России, о будущем виртуальной реальности и о том, что в 2022 году художник должен быть хорошим маркетологом.

Искусство в VR: интервью с художницей Надеждой Бей

— Ты начала заниматься VR ещё до широкой известности метавселенной Марка Цукерберга. Виртуальная реальность пару лет назад ещё не была популярна, люди знали её только по играм. Поэтому наш первый и главный вопрос: почему именно VR? Что тебя сподвигло начать рисовать в виртуальной реальности?

В VR-рисовании сочетается всё то, чем мне нравилось заниматься и до этого. Это дизайн, 3D-моделирование и цифровая живопись. Когда я впервые попробовала порисовать в виртуальной реальности, меня сразу переполнили эмоции восторга и счастья — как будто я нашла то, что всю жизнь искала. Стало понятно, что в моих руках оказался инструмент с невероятным потенциалом, который я могу и хочу раскрывать.

— Ты закончила ИТМО по специальности графических технологий, и это дало какую-то базу. Важно ли образование в твоём деле? Или достаточно желания?

Думаю, как и в случае с другими технологическими и творческими направлениями, сегодня обучиться до хорошего уровня можно самостоятельно. Однако это не значит, что высшее образование бесполезно. В университете я попробовала много направлений компьютерной графики и получила художественную базу. Теперь все эти навыки я применяю на разных этапах работы над проектами. Но современный мир — это мир «lifelong education». Учиться всё равно нужно постоянно: экспериментировать, смотреть туториалы на ютубе, ходить на открытые лекции и курсы, читать форумы сообществ и т.д.

— Чему нужно базово обучиться, чтобы рисовать в VR?

Чтобы научиться рисовать в VR, можно сразу учиться рисовать в VR. Если раньше вы занимались чем-то, что развивало ваше пространственное мышление, и имеете навыки работы с цветом и формой, это будет большим плюсом. Но VR тут всё равно что обычный карандаш — его могут брать в руки и использовать все, кто просто этого хочет, и создавать то, что требуется для конкретной цели конкретного человека.

Искусство в VR: интервью с художницей Надеждой Бей

— Процесс создания VR-картины — как он происходит? Как приходит идея и почему ты рисуешь сразу в VR?

Идеи рождаются чаще всего как отклик на что-то увиденное или пережитое. Также бывают работы на заказ, где тематика уже определена, нужно только обговорить детали. Когда есть идея или запрос на создание картины, сперва я собираю референсы — картинки, которые помогают ориентироваться по палитре будущей картины и по формам объектов на ней. VR сейчас, наверное, самый честный вид рисования, потому что здесь невозможно сделать «обмазку» поверх фотографии или чужой картины. Все приходится выстраивать с нуля, перенося объекты из плоскости в объём. Поэтому и скетчи на бумаге чаще всего не помогают. Я делаю скетчи сразу в VR, рисую тонкими линиями примерные построения форм. Этот каркас становится отдельным объектом, на который накладываются цвета, детали, и в конце он удаляется. Построенную картину можно пересобирать, как лего, выделяя нужные объекты и перемещая их по сцене.

— Сколько времени занимает работа над одной картиной?

На полный цикл работы над VR-картиной в среднем уходит от 8 до 20 часов чистого времени, не считая перерывов для отдыха глаз.

— Насколько мы знаем, ты продала как минимум 2 своих работы на NFT. Их приобрёл криптоколлекционер. Продолжаешь ли ты выставлять работы на NFT? Получилось ли что-то ещё продать?

На данный момент я ничего не выставляю на продажу. По моим ощущениям, работа с NFT-маркетплейсами должна быть у художника в первых приоритетах по вложению сил и времени, чтобы это приносило профит, т.к. 90% ресурсов уходит не на создание работ, а на то, чтобы их хоть кто-то заметил. Пока что я оставила эту сферу, но не исключаю, что попробую сделать второй заход чуть позже.

— Какие ещё способы монетизации существуют в твоей сфере?

Буду говорить про российский рынок, но возможно, что на Западе таких способов больше. У нас, в основном, VR-арт востребован в сфере ивентов, как яркое шоу с показом процесса рисования или демонстрацией готовой картины посетителям прямо в VR-шлемах. Постепенно развивается обучение VR-рисованию в группах и в индивидуальном порядке. Несколько раз я встречала частные заказы — что-то смоделировать в VR для дальнейшего использования этой модели в играх.

Искусство в VR: интервью с художницей Надеждой Бей

— Ты участвовала в шоу «ТикТок Талант» на «Пятнице». Какой выхлоп это принесло?

Это был немного неловкий опыт (всё-таки шоу есть шоу), но он точно помог мне приобрести чуть большую известность и познакомиться с многими интересными людьми. А ещё я удовлетворила своё жуткое любопытство по поводу закулисья телесъёмок, хоть они и проходили в онлайн-формате из-за пандемии.

— Как ты вообще относишься к таким методам продвижения своих работ? Попробовала бы что-то подобное ещё раз?

У VR-художников еще нет стопроцентно успешного проверенного пути. Я набиваю шишки, пробуя самые разные способы рассказывать о своём творчестве. Совсем негативного опыта пока не было, везде находятся свои плюсы. Так что я не против поучаствовать ещё раз в похожем или другом формате.

— Мы посмотрели твои соцсети — Instagram и TikTok. Работы выглядят очень круто! Нас заинтересовало, что ты переносишь известные картины — например, Моне, Врубеля или Руссо — в VR. С какой целью ты это делаешь?

Перерисовка картин известных художников – это прежде всего очень хорошая тренировка навыков. Разбирая художественные приёмы, использованные в этих полотнах, я лучше понимаю, как мне самой рисовать, какие приёмы использовать в собственных работах. А некоторые из таких перерисовок участвовали в конкурсах — например, Врубеля я рисовала для TikTok-челленджа от Русского музея, а Моне — для Эрмитажа. Приятным бонусом идёт то, что и мне, и зрителям очень нравится такой вид контента — сочетание классических образов с новыми технологиями. Это развеивает миф о том, что VR хорош только для однообразных аттракционов и шутеров.

— Твой VR-календарь — достаточно масштабный проект, для которого ты нарисовала 12 иллюстраций на каждый месяц. Как его можно приобрести и использовать?

Да, проект вышел очень крупным. В нём я скомбинировала несколько техник и технологий: 3D-сканирование, VR-рисование и AI-арт. Каждая иллюстрация — маленькая фантасмагория из цифрового мира, сопровождающаяся небольшой фразой. Эти фразы раскрывают как будто бытовые проблемы недалекого будущего, когда те технологии, которые сейчас только появляются, уже прочно войдут в нашу жизнь.

Календарь вышел очень ограниченным тиражом, который разошёлся, в основном, в качестве подарков тем людям, которые поддерживают меня на моём пути VR-творчества или сами являются энтузиастами в сфере Art&Tech. Но у меня ещё осталось несколько последних экземпляров, и их можно получить, написав мне в Instagram.

— Что тебе самой нравится больше всего рисовать в VR?

Я очень люблю рисовать небольшие сцены с сюрреалистичными элементами или вторжением цифрового слоя в классический пейзаж. С 3D-сканами делать это стало ещё интереснее, потому что они сами, как «кусочки реальности», перенесённые в VR, нужно только их дополнить. Еще мне нравятся абстракции и рисунки, созданные самим движением рук в пространстве. Мне кажется, передача этой телесной механики в нарисованных линиях — это главное отличие VR-рисования от других медиумов.

— Бывает ли у тебя творческий кризис? Если да, как с этим справляешься? Где черпаешь вдохновение?

Кризисы случаются, конечно. Чаще всего бывает так, что я подолгу не знаю, что хочу нарисовать. В такие дни я стараюсь заняться чем-то другим, поработать над другими задачами или просто поискать нечто новое для себя. Всегда есть то, что можно сделать для развития своих каналов, не используя VR. Например, смонтировать видео, написать заявки на выставки, почитать статьи, завязать контакты с другими художниками. В общем, если в моменте нет мотивации делать что-то одно, точно найдётся мотивация сделать другое.

Искусство в VR: интервью с художницей Надеждой Бей

— Ты не раз уже говорила, что VR-художников в России не так уж много. Как думаешь, почему?

Художников не так уж много, потому что ещё нет сложившегося рынка, где эти художники могли бы себя применить. Это, на самом деле, довольно логично: зачем приобретать навык, который пока не совсем понятно, как использовать? Те первые люди, которые сейчас этим занимаются, прокладывают дорогу будущим художникам, прощупывая, где и как VR наиболее успешно себя показывает. Есть также некоторые художники, которые специализируются на 2D, но используют VR как вспомогательный инструмент. Несмотря на всё это, количество всё же растет. Я стараюсь общаться со всеми, кто появляется в этой сфере, уже назревает необходимость создания российского комьюнити.

— Можешь ли ты дать советы начинающим VR-художникам? Как сделать так, чтобы тебя заметили? Как найти клиентов?

Надо учиться себя рекламировать. Общаться в соцсетях, много постить, снимать и т.д. Для современного художника навыки маркетинга — чуть ли не главные по важности после навыков самого рисования. И ещё надо очень много экспериментировать, искать стиль, любимые инструменты и мотивы работ. Опять же, универсального пути нет, делайте то, что считаете нужным.

Искусство в VR: интервью с художницей Надеждой Бей

— Какое будущее у VR-искусства? Что будет с этой сферой через 20 лет?

Я думаю, за 20 лет всё может настолько далеко уйти, что даже предсказания бессмысленно пытаться делать. Для сравнения, достаточно представить, как жизнь и технологии изменились с 2002 года. Но мир явно движется в сторону перехода к 3D-контенту, и реальности будут всё больше смешиваться. А искусство реагирует на технологии: VR-арт тоже может перерасти в нечто более сложное, но он уже точно не исчезнет, а будет становиться только более распространённым.

1212
2 комментария

Посмотрел ее тик ток. Круто!!!

1
Ответить

Очень круто!

1
Ответить